Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концептуальное изложение и методические рекомендации



Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»[28].

Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»[29].

Китай– это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры[30] здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению. Он включал в себя следующие разделы:

1. Наказания и нормы их применения.

2. Охрана и обеспечение запретов.

3. Служебные обязанности и порядок их исполнения.

4. Семья и брак.

5. Государственные конюшни и хранилища.

6. Самовластные мобилизационные действия.

7. Разбой и хищения.

8. Драки и тяжбы.

9. Мошенничество и подлоги.

10. Разнородные уголовные установления.

11. Задержание и побеги.

12. Судопроизводство и тюремное содержание.

Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды[31]. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим.

Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Тем не менее, в раннее средневековье (начало VIII в. н.э.) принимается свод Тайхо, во многом напоминающий китайский Тан люй шу и. «Свод Тайхо в редакции Свода Ёро с небольшими изменениями и дополнениями действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867-1912), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права». Этот свод «был прежде всего сводом синтоистского права. Не случайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского договора, была посвящена Дзингикану – Совету по делам религии синто»[32]. К сожалению, до нас дошли только административные законы (Тайхорё), уголовные законы не сохранились (за исключением небольших фрагментов), но даже в таком виде памятник эпохи Тайхо (начало VIII в. н.э.) многое говорит о правовой жизни раннесредневековой Японии и представляет материал для сравнения с правовой действительностью Китая того же времени.

Свод Тайхорё состоит из 30 разделов:

1. Ранги и посты.

2. Штаты ведомств.

3. Штаты женского дворца.

4. Штаты дворца наследника престола.

5. Штаты дворцов царевичей и сановников.

6. Синтоистское богослужение.

7. Буддийские монахи и монахини.

8. Крестьянские дворы.

9. Земельные наделы.

10. Налоги, подати, трудовая повинность.

11. Государственные школы.

12. Назначение и продвижение чиновников.

13. Наследование.

14. Аттестация и государственные экзамены.

15. Жалование.

16. Охрана царского дворца.

17. Вооруженные силы.

18. Правила этикета.

19. Придворные деяния.

20. Строительство и ремонт.

21. Форма официальной документации.

22. Казенные амбары и кладовые.

23. Каменные конюшни и пастбища.

24. Медицина.

25. Отпуска и праздники.

26. Похороны и траур.

27. Заставы и базары.

28. Аресты беглых.

29. Уголовные дела.

30. Разные законоположения[33].

Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIX в. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)[34]. Согласно опросам общественного мнения изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами.

Литература

Анисимцев Н.В. Правовая система Японии. Краткий обзор//Юридический мир.2003. №6. С. 38-39

Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления// Государство и право. 2003, №6

Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в законодательстве и договорно-правовой практике КНР // Советское государство и право. – 1987, №3

Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998

Воробьев В.М. Японский кодекс «Тайхо Epo pe» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990

Гражданское законодательство КНР М., 1997

Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права. 2002, № 2

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998

Еремин В.Н. К вопросу о типологических характеристиках современного

Японского права // Советское государство и право. – 1977, №3

Ерёмин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М., 1992

Еремин В.Н. Классификация права японскими юристами // Правоведение. 1977, № 1

Железняк О.Н. Судебная система Японии//Право и политика. 2004, №4

Имамов Э. З. К характеристике правосознания и права КНР // Советское государство и право. – 1988, № 4

Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981

Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.,1984

Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989

Корчагин А.Г., Иванов А.М. Организованная преступность в сфере экономики Японии. Правовые меры борьбы // Журнал российского права. 2000, № 4

Кузнецов В.С. Синьхайская революция в Китае // Вопросы истории. 2004 , №10

Куманин Е.В. Китайское право в условиях реформ // Советское государство и право. – 1988, № 9

Куманин Е,В, Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990

Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986

Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008

Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения .- М., 2002

Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981

Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1975

Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997

Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984

Пиляева В.В. Гражданское и торговое право Японии. М., 2001

Радуль – Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., 1947

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М., 2000

Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми Гражданское право Японии. Кн. 1 М., 1983

Салтыкова И.В. Семейные суды в Японии // Советская юстиция. 1972, №=17

Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985

Тилле А.А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М., 1978

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996

Торговый кодекс Японии. М., 1993

Трощинский П.В. Юридическая ответственность по законодательству КНР // Журнал российского права. 2000., № 4

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000

Юридическая жизнь в Китае. М., 1990

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.