Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»[28].
Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»[29].
Китай– это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры[30] здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению. Он включал в себя следующие разделы:
1. Наказания и нормы их применения.
2. Охрана и обеспечение запретов.
3. Служебные обязанности и порядок их исполнения.
4. Семья и брак.
5. Государственные конюшни и хранилища.
6. Самовластные мобилизационные действия.
7. Разбой и хищения.
8. Драки и тяжбы.
9. Мошенничество и подлоги.
10. Разнородные уголовные установления.
11. Задержание и побеги.
12. Судопроизводство и тюремное содержание.
Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды[31]. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим.
Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Тем не менее, в раннее средневековье (начало VIII в. н.э.) принимается свод Тайхо, во многом напоминающий китайский Тан люй шу и. «Свод Тайхо в редакции Свода Ёро с небольшими изменениями и дополнениями действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867-1912), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права». Этот свод «был прежде всего сводом синтоистского права. Не случайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского договора, была посвящена Дзингикану – Совету по делам религии синто»[32]. К сожалению, до нас дошли только административные законы (Тайхорё), уголовные законы не сохранились (за исключением небольших фрагментов), но даже в таком виде памятник эпохи Тайхо (начало VIII в. н.э.) многое говорит о правовой жизни раннесредневековой Японии и представляет материал для сравнения с правовой действительностью Китая того же времени.
Свод Тайхорё состоит из 30 разделов:
1. Ранги и посты.
2. Штаты ведомств.
3. Штаты женского дворца.
4. Штаты дворца наследника престола.
5. Штаты дворцов царевичей и сановников.
6. Синтоистское богослужение.
7. Буддийские монахи и монахини.
8. Крестьянские дворы.
9. Земельные наделы.
10. Налоги, подати, трудовая повинность.
11. Государственные школы.
12. Назначение и продвижение чиновников.
13. Наследование.
14. Аттестация и государственные экзамены.
15. Жалование.
16. Охрана царского дворца.
17. Вооруженные силы.
18. Правила этикета.
19. Придворные деяния.
20. Строительство и ремонт.
21. Форма официальной документации.
22. Казенные амбары и кладовые.
23. Каменные конюшни и пастбища.
24. Медицина.
25. Отпуска и праздники.
26. Похороны и траур.
27. Заставы и базары.
28. Аресты беглых.
29. Уголовные дела.
30. Разные законоположения[33].
Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIX в. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)[34]. Согласно опросам общественного мнения изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами.
Литература
Анисимцев Н.В. Правовая система Японии. Краткий обзор//Юридический мир.2003. №6. С. 38-39
Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления// Государство и право. 2003, №6
Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в законодательстве и договорно-правовой практике КНР // Советское государство и право. – 1987, №3
Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998
Воробьев В.М. Японский кодекс «Тайхо Epo pe» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990
Гражданское законодательство КНР М., 1997
Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права. 2002, № 2
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998
Еремин В.Н. К вопросу о типологических характеристиках современного
Японского права // Советское государство и право. – 1977, №3
Ерёмин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М., 1992