Тема: «Введение. Объект, предмет и методы изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Становление и развитие правоохранительных структур в IX – XVII вв.»
Основная цель изучения дисциплины состоит в формировании у обучаемых научных знаний об основных закономерностях возникновения и развития системы органов внутренних дел, воспитания моральных и профессиональных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Задачами учебной дисциплины являются:
n формирование у курсантов исторического сознания, понимания основных закономерностей развития структуры ОВД;
n усвоение обучаемыми комплекса важнейших фактов истории органов внутренних дел, традиций, патриотических начинаний;
n формирование у курсантов потребности в освоении навыков и умений в осуществлении воспитательной работы.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
знать:
n основные закономерности возникновения, функционирования и развития органов внутренних дел;
n особенности функционирования органов внутренних дел на различных исторических этапах развития, организационную структуру, формы и методы деятельности;
n значение органов внутренних дел как важной составной части государственного механизма, обеспечивающего общественную и экономическую безопасность;
уметь;
n выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам, связанным с историей органов внутренних дел;
n с научных позиций анализировать исторические события, творчески осмысливать опыт, накопленный органами внутренних дел в процессе выполнения ими своих социальных функций;
n раскрывать существо и значение основных традиций органов внутренних дел, как важного фактора формирования профессиональных кадров, воспитания у них высоких моральных качеств;
владеть:
n опытом деятельности сотрудников милиции по обеспечению экономической безопасности страны;
n навыками воспитательной работы с сотрудниками органов и всеми категориями граждан;
иметь представление:
n об основных закономерностях возникновения,функционирования и развития органов внутренних дел.
Использование конкретно-исторического подхода в сочетании с методом сравнительного анализа при изучении данной дисциплины позволяет проследить не только особенности формирования и эволюции правоохранительных органов, но и лучше понять происхождение современной системы органов. В то же время “История органов внутренних дел” является составной частью не только исторического, но и юридического образования, так как предмет данной дисциплины составляет историческое развитие органов, обеспечивающих защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Основой построения и изучения дисциплины “История органов внутренних дел” является проблемно-хронологический принцип. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.
Распределение учебного времени
всего часов – 72, в том числе:
лекции – 20 час.
семинары – 20 час.
самостоятельная работа – 32 час.
Форма текущего контроля, промежуточной аттестации:
- рубежный контроль осуществляется в соответствии с тематическим планом. По решению кафедры рубежный контроль может проводиться в форме письменной контрольной по вопросам для рубежного контроля, либо в форме тестирования;
- итоговый контроль – зачет.
II. СОДЕРЖАНИЕ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Введение. Объект, предмет и методы изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Становление и развитие правоохранительных структур в IX – XVII вв.»
Объект изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел» - подсистема органов внутренних дел в процессе исторического становления и развития как неотъемлемый структурный элемент системы правоохранительных органов Российской федерации. Обусловленность места и функций ОВД общими чертами и историческими особенностями формирования российской государственности.
Предмет изучения курса «История ОВД» - исторические закономерности эффективного функционирования органов внутренних дел в системе правоохранительных органов, выявленные историко-правовой, отраслевыми юридическими и специальными науками.
Комплексный характер учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Ее взаимодействие с другими дисциплинами. Методы исторической науки в применении к изучению истории органов внутренних дел.
Проблема эффективности деятельности органов внутренних дел в истории политических и правовых учений античности (Аристотель о политии); Нового времени (французские просветители о поддержании порядка и благосостояния как двуединой задаче органов внутренних дел; Г.В.Ф. Гегель о роли полиции, наряду с корпорациями и сословиями, в структуре гражданского общества). Понятия и термины «органы внутренних дел», «функции органов внутренних дел» в органической теории государства Г. Спенсера. Необходимость учета двух подходов дореволюционной отечественной школы полицейского права к изучению проблемы. И.Е. Андреевский о государственном управлении сферой безопасности и благосостояния; об адаптации опыта административного управления Франции и Германии, к российским условиям. В.Н. Лешков о приоритете общинного самоуправления над государственно-бюрократическим управлением как национальной особенности России.
Идея марксизма-ленинизма о милиции как «всеобщем вооружении народа» и ее трансформация в положения о механизмах подавления контрреволюции и свергнутых классов при диктатуре пролетариата. Постулат о партийном руководстве деятельностью органов внутренних дел.
Отечественная историография истории органов внутренних дел: дореволюционный, советский, постсоветский период.
Периодизация истории органов внутренних дел в соответствии с критериями периодизации российской государственности.
Источники изучения истории органов внутренних дел: законодательные и нормативные акты, регулирующие их деятельность; документы, характеризующие выполнение ими своих задач; мемуары руководителей и сотрудников.
Задачи курса истории органов внутренних дел и его значение для подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, поддержания преемственности традиций несения службы в сфере охраны общественного порядка и внутренней безопасности.
Основные вехи биографии Нижегородской академии МВД России. Начало биографии - открытие 4-й школы младшего начальствующего состава милиции в Новосибирске 12 ноября 1927 г. Перебазирование в г. Владимир и в 1930 г. в Н. Новгород. Функционирование школы в 30-х гг. Школа, её сотрудники и курсанты в годы Великой Отечественной войны. Подготовка кадров на базе школы в послевоенные годы: основной профиль, различные курсы подготовки и переподготовки. Преобразование в среднюю специальную в 1955 г. Переход в 1969 г. на подготовку специалистов для аппаратов БХСС. Создание в 1972 г. на базе существующей школы высшего учебного заведения.
С 1995 г. решением Правительства РФ школе присвоен статус института.
В 2000 г. институт становится академией МВД РФ.
Вклад академии в подготовку квалифицированных сотрудников органов внутренних дел.
Особенности традиционного поддержания нормативного поведения в догосударственный период. Роль общины и вождей в пресечении отклоняющегося поведения.
Привлечение населения к правоохранительной деятельности: сотские, десятские, межевые обходчики, праветчики.
Особенности поддержания порядка после образования Древнерусского государства. Слитность суда и администрации. Гласность и состязательность судебного процесса. «Свод» и «гонение следа» как формы досудебной стадии древнерусского состязательно-обвинительного судебного процесса, реализуемые силами потерпевшего или общины, в IX-XII вв.
Обеспечение внутренней безопасности как обязанность и привилегия феодалов. Роль в нем дружины князя и феодалов.
Политическая раздробленность и организация правоохранительной деятельности. Взаимоотношения государственной и княжеской администрации с вотчинной юстицией. Специфика поддержания общественного порядка в Новгородской и Псковской землях.
Сохранение сложившейся системы поддержания общественного порядка в период монголо-татарского ига.
Возникновение Московского государства. Система органов и должностных лиц, выполнявших функции охраны порядка и безопасности в центре и на местах в период сословно-представительной монархии. Сохранение тенденции слитности суда и администрации.
Приказы как органы центрального отраслевого управления, досудебного расследования и суда. Учреждение губных изб и их задачи.
Отмена Юрьева дня и установление контроля над миграцией населения. Государственный институт особых обыщиков и недельщиков.
Зарождение регулярной военно-охранительной системы государства и ее роль в поддержании общественного порядка и внутренней безопасности. Стрелецкая служба.
Законодательное закрепление понятия государственного преступления в Судебниках 1497 и 1550 гг. и зарождение органов политического сыска. Приказ тайных дел при Алексее Михайловиче. Подчиненность политического сыска лично монарху.
Зарождение термина «благочиние» для обозначения законодательства о мерах, обеспечивающих общественную безопасность. «Наказ о градском благочинии 1649г.».
Продолжительность – 2 часа
Цели занятия: Изучить предмет, объект, задачи курса, историю организации НА МВД РФ, а также уяснить зарождение и формирование полицейского аппарата
Задачи семинара:Уяснить формирование полицейского аппарата, его реформирование и организационное укрепление. Систематизировать знания курсантов по вопросам функционирования местных органов полиции России в условиях буржуазных реформ.
Учебные вопросы:
1. Предмет и задачи курса.
2. Первые звенья органов полицейских в Киевской Руси, их функции.
3. Осуществление полицейских функций государством в допетровский период.
Темы докладов:
1. Особенностями формирования российской государственности и их влияние развитие органов внутренних в России.
2. История образования Нижегородской академии МВД РФ.
3. Проблема периодизации истории отечественных органов внутренних дел.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. В чем проявилось влияние изменяющейся социально-экономической ситуации в государстве на функционирование органов полиции.
2. Система органов и должностных лиц, выполнявших функции охраны порядка и безопасности в центре и на местах в период сословно-представительной монархии.
Литература
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 1999.
Вопросы безопасности решают комплексно. По информации пресс-центра МВД России.// Щит и меч -2013. -25 апреля .-С.2.
Глушаченко С.Б., Гриб В.В., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
История дореволюционной полиции: Сборник документов и материалов по истории государства и права. – М., 1981.
История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы: Учебное пособие (Под ред. В.М. Курицына). – М., 1998.
Куруки И., Никулина Е. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. М., 2007.
МВД России. Энциклопедия. Гл. редактор В.Ф. Некрасов. – М.: Объединенная редакция МВД России Издательский дом “ОЛМА – ПРЕСС”. 2002.
Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. Под ред. д.ю.н. Мулукаева. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М., NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.
Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. – М., 1996.
Российское Законодательство X-XX веков. В девяти томах. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Т. 5. – М.: Юридическая литература, 1987.
Российское Законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Древней Руси. – М.: Юридическая литература, 1984.
Российское Законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Российского централизованного государства. – М.: Юридическая литература, 1986.
Российское законодательство X-XX веков. В десяти томах. Законодательство первой половины XIX века. Т. 6. – М.: Юридическая литература, 1988.
Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие – М.: Издательство «Щит – М», 2008.
Халиуллина Л.Г. Летопись кадровых служб органов внутренних дел: «Личное дело». Исторический очерк / Под общей редакцией В.Ю. Попкова, Ф.К. Зиннурова. – М., 2004.