Материал предыдущих разделов убеждает нас в том, что последствия стресса иногда опасны для организма. В то же время жить без стрессов невозможно. Г.Селье писал, что «стресс – не только зло…, но и великое благо. Без него жизнь – бесцветное прозябание!». Значит надо искать пути защиты от негативных последствий стресса, повышать адаптивные возможности человека.
1. Стресс – примитивный древний механизм. Он готовит человека к физической деятельности: бегство, нападение. В современном мире преобладают стрессы психоэмоциональные, психосоциальные. Чтобы их преодолеть, необходимо двигаться: физическая культура, физическая работа, любое мышечное движение: смех, плач (помимо работы мимических и других скелетных мышц, со слезами выходит избыток адреналина – облегчение состояния) жевание (работа мышц и работа для пищеварительной системы – профилактика язвы желудка и двенадцатиперстной кишки), ходьба, жесты и т.д.
2. Регулярные занятия физической культурой и закаливание включают механизмы перекрестной адаптации(см. выше). Но не через силу, иначе дополнительный стресс.
3. Использование адаптогенов: жень-шень, элеутерококк, аскорбиновая кислота.
4. Диета. В условиях хронического стресса необходимы белки, цинк, кальций, витамины гр.В, витамины Е, С. В случае повышенной стрессореактивности избегать симпатомиметиков: чай, кофе, шоколад, какао, а также никотин.
5. Управление эмоциями и использование разных вариантов адаптивного поведения.Для профилактики негативных последствий стресса очень важен не сам стимул с его характеристиками, а восприятие, интерпретация этого стимула. Д.Карнеги говорил: «Если судьба подарила Вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад!». Г.Селье писал: «Стресс – это не то, что мы переживаем, а то как мы к этому относимся». Христианская мораль проповедует смирение и покорность – «Так богу угодно!», «Что бог ни делает – все к лучшему» и т.д. Это защищает верующего человека от стресса.
Человека уволили с работы. Психологи советуют воспринимать эту ситуацию как шанс начать новую жизнь. С точки зрения сохранения здоровья, необходимо переключиться на другую деятельность, создать себе другую доминанту.
Женщина, уличив мужа в неверности, расскажет об этом подруге и, возможно, не одной подруге. Тем самым она снимает стресс. Мужчина же, который в подобной ситуации молчит, часто зарабатывает себе инфаркт или инсульт.
Рассказывая ситуацию, мы проигрываем ее, ищем выход, находим позитивные моменты, можем посмеяться над собой и т.д., т.е. включаем положительные эмоции, обладающие защитным эффектом.
Долгое время существовало ошибочное представление о том, что стресс сопровождающийся положительными эмоциями полезен для организма, а стресс с отрицательным эмоциональным компонентом вреден для организма. Однако адаптивное поведение очень часто протекает на отрицательном эмоциональном фоне, который способствует пусть кратковременной, но очень сильной мобилизации всех защитных приспособительных механизмов организма. Более подробное изучение влияния знака эмоций на течение патологических процессов в организме проводилось Аршавским и Ротенбергом. Результат этого исследования представлен на рисунке 5. Оказалось, что на течение патологических процессов влияет не столько знак эмоции, сколько выбор варианта адаптивного поведения: пассивно-оборонительное поведение и паника усиливают патологию, а активно-оборонительное поведение, наряду с положительными эмоциями, ослабляет развитие патологии. Из этого следует сделать вывод, что в стрессовой ситуации предпочтительно активно-оборонительное поведение: агрессия, бегство, самостимуляция. Эти виды адаптивного поведения объединяет поисковая активность.
6. Поисковая активность – ключ к успешной адаптации. Не всякий стресс вреден, а только тот, который сопровождается отказом от поиска. Люди, которые прекращают активный поиск, начинают болеть «болезнями адаптации» или «болезнями достижения», т.е. достигший чего-то, но не имеющий новой цели человек, тяжело адаптируется к новым, даже более комфортным и спокойным условиям существования и начинает болеть (активно работающий профессионал вынужден уйти на пенсию и начинает болеть; бабушка, которую дети забрали жить к себе, лишившись привычных забот по хозяйству, тоже начинает болеть и т.д.)
Под поисковой активностью понимают стремление или изменить ситуацию (агрессия, бегство) или изменить свое отношение к ней (самостимуляция). Не капитулировать, а искать выход из ситуации, предпринимать какие-то шаги по разрешению конфликта, искать себя в другом деле, в общении с другими людьми и т.д. Не унывать! Уныние – один из самых страшных грехов, а безысходность – главный враг здоровья!
Воспитывая детей, необходимо поощрять их поисковую активность, приветствовать самостоятельность в решении проблем. Стимуляцию поисковой активности следует начинать с младенческого возраста (не пеленать туго, не ограничивать слишком свободу передвижения, откликаться на призывы ребенка и т.д.). Более старших детей хвалить за вопросы (познавательная активность), за попытки помочь взрослым и т.д.
Родители должны помогать детям. Но при этом надо помнить, что 100% успеха и 100% неуспеха приводят к одному и тому же результату: нулевая поисковая активность. Исследования показали, что ребенку необходимо незаметно обеспечивать не более 50% успеха.
Значение опыта раннего детства для стимуляции адаптивных возможностей организма хорошо иллюстрируют результаты эксперимента по развитию опухолевого процесса у крыс, которые получали опыт преодоления и обученной беспомощности в разные периоды онтогенеза (Табл. 2).
Физиологический механизм поисковой активности связан с обменом мозговых катехоламинов: поиск повышает их количество, отказ от поиска – снижает. К отказу от поиска приводит и адреналэктомия (удаление мозгового слоя надпочечников). Отказ от поиска снижает адаптивные способности организма.