Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Психофизиология функциональных состояний (ФС)



Психофизиология функциональных состояний (ФС)

Биоритмы. Сон и бодрствование

 

I. Психофизиология функциональных состояний (ФС)

Когда мы говорим о функциональном состоянии организма, мы прекрасно понимаем, что под ним подразумевается спокойное или напряженное бодрствование, сон, стресс, утомление и переутомление, эмоциональный покой или эмоциональное напряжение и т.д. Т.е. мы воспринимаем ФС как некоторый уровень жизненной активности. Понятие функционального состояния широко используется, но общепринятой теории функциональных состояний нет. Существует 3 подхода к определению понятия ФС:

1. Комплексный подход оценивает ФС как комплекс физиологических изменений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения, т.е. ФС – как системный ответ организма на требования, связанные с той или иной деятельнстью.

2. Эргономический подход. Эргономика – наука, изучаюшая трулрвую деятельность в разных условиях. Оценивает ФС по результатам деятельности. Чем выше результат, тем лучше ФС. С этой точки зрения, выделяют:

а) состояние адекватной мобилизации, когда деятельность эффективна, результаты высокие, энергозатраты адекватны результативности деятельности;

б) состояние динамического рассогласования, когда системы организма работают плохо или с излишне высокими затратами энергии.

Примером может стать поступление в школу функционально зрелого и незрелого ребенка. С точки зрения понятия «школьной зрелости» первоклассник должен иметь мотивацию к учебе и определенный уровень психического развития (психологическая зрелость), а также соответствующий уровень физической, социальной зрелости и состояние здоровья, которые в комплексе позволят ему успешно учиться без ущерба для психического и физического здоровья. Ребенок, не достигший уровня «школьной зрелости», может хорошо учиться, но с излишне высокими затратами энергии, что сказывается на здоровье и в конце концов снижает успешность обучения, но чаще такие дети изначально не справляются с учебными нагрузками, много болеют, переживают длительный период адаптации, не имеют или теряют учебную мотивацию.

3. Психофизиологический подход. ФС – результат активности функциональной системы, состоящей, прежде всего, из коры больших полушарий, ретикулярной формации и лимбической системы мозга. Т.е. ФС определяется состоянием мозга, уровнем его активности, от которой зависит текущая форма жизненной активности индивида (см. активность мозга во сне и при бодрствовании, в состоянии комы и медитации и т.д., данные ЭЭГ в разных ФС организма).

Различают три уровня реагирования такой функциональной системы:

А) физиологический (изменения в системах жизнеобеспечения, снижение или повышение общего жизненного тонуса, согласование или рассогласование функций. Например, при решении задачи у человека повышается АД и ЧСС. Если задача «по силам» то изменение показателей сердечно-сосудистой системы происходит согласовано, т.е. повышается и тот и другой показатель и само повышение адекватно ситуации. Если же задача не «по силам», то повышение АД может сопровождаться снижением или неадекватным повышением ЧСС или наоборот, т.е. происходит рассогласование в работе системы. Если задача успешно решена, то эти показатели быстро возвращаются к норме, если решение дается с большим трудом или вообще не дается, то и возврат к норме долго не происходит.

Б) поведенческий (повышение или снижение двигательной активности, мышечного тонуса, характерные позы, внешние признаки, например, «усталости» - согнутая спина, опущенные плечи, шаркающая походка и т.д.)

В) психологический (субъективный: «Что-то я устала» - «А по тебе не скажешь!».

С т. зр. психофизиологического подхода, уровень бодрствования – внешнее проявление активности нервных центров.

Шкала уровней бодрствования в норме – это все уровни бодрствования между сном и максимальной степенью возбуждения.

 

Сон оптимальный максимальное

уровень возбуждение

бодрствования (ярость)

 

Сон попал в эту шкалу не случайно. Существуют периоды сна, протекающие с максимальным напряжением физиологических функций. Например, БДГ-сон (сон с быстрыми движениями глазных яблок), для которого характерна ЭЭГ (быстроволной сон), схожая с состоянием бодрствования. Для этой фазы сна характерно выделение большого количества А и НА нейронами мозга, также как в состоянии поисковой активности при бодрствовании. В фазу медленноволнового сна возможно неконтролируемое сознанием снохождение и совершение запрограммированных в бодрствующем состоянии форм поведения. Таким образом, сон – это особое состояние бодрствования.

С оптимальным уровнем бодрствования связывают максимально эффективную деятельность. Для аффекта таким оптимальным уровнем бодрствования будет состояние ярости, для снохождения – состояние сна. Поэтому то, что мы поместили «оптимальный уровень бодрствования» на шкале примерно посередине, не значит, что он всегда находится именно там. Для каждого типа адаптивного поведения существует свой оптимальный уровень бодрствования.

Существуют разные уровни регуляции ФС:

1. Нейронный уровень. Различают:

а) нейроны – модуляторы, среди который есть активаторы (усиливают активность синапсов между афферентными и эфферентными нейронами) и инактиваторы (ослабляют активность синапсов между афферентными и эфферентными нейронами);

б) нейроны генерализованного и локального типа по распространенности эффекта.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.