Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История разработки и адаптации MMPI



Введение

Миннесотский многошкальный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory) является наиболее валидным и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса.

Текст опросника включает 566 пунктов, которые касаются самочувствия, привычек, поведения, преобладающих переживаний и настроения, отношений к различным жизненным явлениям, межличностных отношений, направленности интересов. В результате обработки получают показатели по 10-ти базовым шкалам, а также по 3-м контрольным шкалам, предназначенным для определения отношения испытуемых к тестированию, проверки небрежности, непонимания, неоткровенности или преднамеренного искажения результатов. Оценка результатов основана на достоверном отличии ответов репрезентативной группы лиц с определенными психопатологическими синдромами от группы здоровых лиц.

Благодаря работам клинических психологов опросник широко известен и традиционно используется в России в психиатрии, психотерапии, наркологии, психосоматической медицине. Однако в настоящее время MMPI вышел за пределы клинического использования и активно применяется для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования в качестве одного из критериев эмоционального состояния, здоровья и профессиональных способностей. Тест широко используется в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в бизнесе, на транспорте, в вооруженных силах, МВД, в спорте, в семейном консультировании и предназначен для решения следующих задач:

  • получение психологического портрета, включающего описание черт темперамента и характера, индивидуальных особенностей и типа личности, стиля поведения и общения,
  • оценка таких важных параметров человека как способности к принятию решений, деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликтам,
  • определение профессиональных способностей и психологических противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности,
  • прогнозирование вероятности и содержания затруднений в трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности,
  • выявление скрытых психологических отклонений,
  • оценка потребностей человека, эмоционального состояния, степени выраженности стресса.

Новое методическое руководство содержит современные материалы о способах анализа и использования результатов для решения задач управления и консультирования.

 


 

Теоретические основы психологической диагностики личности

Черты и типы личности

Поскольку методика MMPI предназначена для диагностики психологических особенностей личности, необходимо иметь представления о структуре личности, ее проявлениях и факторах развития.

Под личностью в психодиагностике, как правило, имеется в виду совокупность черт, то есть привычных способов реагирования, поведения и переживаний в определенных ситуациях. Различные ситуации предъявляют к человеку разные требования и актуализируют разные черты. Например, в ситуации принятия решения могут проявляться такие черты, как решительность, уверенность или наоборот, склонность к колебаниям, сомнениям опасениям. В ситуации знакомства человек может показать себя как общительный, контактный или, напротив, замкнутый.

Обычно различают черты темперамента и характера личности. Черты темперамента обусловлены преимущественно биологическими особенностями человека, наиболее стабильны и проявляются в относительно широких классах ситуаций, таких как угроза, изменение или выбор. К чертам темперамента можно отнести, например, тревожность, агрессивность, ригидность, импульсивность и т.д. Напротив, черты характера проявляются в более узких классах ситуаций, связанных с социальным взаимодействием, например, нравственного выбора, помощи, соперничества. Черты характера могут быть менее стабильными и в большей мере обусловлены отношением человека к ситуации, себе, своей деятельности, другим людям и т.п. К ним можно отнести ответственность, скромность, дружественность, властность и др.

Люди различаются по степени выраженности черт, которая определяет дальнейшее развитие личности, ее адаптацию к жизненным условиям и психическое здоровье. Значительная степень выраженности каких-либо черт, представляющая собой крайний вариант нормы и затрудняющая адаптацию к критическим ситуациям, называется акцентуацией личности [4, 5]. При этом, как правило, не происходит нарушений адаптации к обычным ситуациям, нарушений развития личности и болезненных переживаний, связанных с поведением акцентуированной личности. В тех же случаях, когда чрезмерная степень выраженности отдельных черт сопровождается затруднением адаптации не только к критическим, но даже к обычным повседневным ситуациям, приводит к нарушению развития личности и вызывает болезненные переживания, мы имеем дело уже не просто с акцентуацией, а с психопатией личности [2, 5].

Личностные опросники не позволяют определить, имеем ли мы дело с акцентуацией или психопатией. Для диагностики психопатии требуется использование клинического метода, включающего беседу квалифицированного врача-психиатра с человеком, наблюдение за его поведением в различных ситуациях, опрос знакомых людей и т.д. Однако при помощи личностных опросников можно выявлять типы акцентуаций или психопатий в зависимости от того, какие именно черты личности являются наиболее выраженными (Таблица 1).


 

Таблица 1. Типы акцентуаций и психопатий личности

 

Название типа (в скобках по К. Леонгарду) Шкала MMPI Ведущие потребности Источники стресса и ситуации фрустрации Реакции на стресс и способы психологической защиты Наиболее выраженные черты темперамента и характера Признаки поведения
Астенический 1 (Hs) В покое и отдыхе Усталость, перенапряжение, нагрузки Соматизация, уход в болезнь Чувствительность, раздражительность, утомляемость Жалуется на здоровье
Эксплозивный (возбудимый) 4 (Pd) В чувственных удовольствиях Препятствия Гетероагрессия Вспыльчивость, враждебность, соперничество Кричит, ругается, оскорбляет, запугивает
Паранояльный (застревающий) 6 (Pa) В самоутверждении Унижение, непостоянство Проекция Мелочность, упрямство, самолюбие, подозрительность Обвиняет, критикует, отказывается, требует, льстит
Истероидный (демонстративный) 3 (Hy) Во внимании Безразличие окружающих Регрессия Притворство, капризность Хвастается, ищет признания, пытается произвести впечатление
Психастенический (педантичный) 7 (Pt) В безопасности Угроза, неопределенность, неупорядоченность Рационализация, фиксация тревоги, ограничительное поведение Мнительность, неуверенность, нерешительность Оправдывается, защищается, уточняет, колеблется
Депрессивный (дистимический) 2 (D) В социальных контактах Ненужность, разрыв привязанностей, одиночество Аутоагрессия Утрата интересов, пессимизм, недооценка себя Плачет, обвиняет себя
Маниакальный (гипертимный) 9 (Ma) В активности и впечатлениях Принуждение, однообразие Вытеснение, отрицание тревоги Веселость, оптимизм, переоценка себя Смеется, шутит
Шизоидный 8 (Sc) В дистанции Близость Аутизация, уход в себя Замкнутость, необычность, холодность, фантазирование Молчит, отсутствует, не показывает интереса и участия

 


 

Поскольку типы акцентуаций и психопатий впервые были изучены и описаны психиатрами П.Б.Ганушкиным, А.Е.Личко, К.Леонгардом [2, 4, 5, 6], традиционные названия этих типов тесно связаны с психиатрическим содержанием. В основе названия каждого типа лежит психопатологический синдром, для которого наиболее характерны соответствующие особенности и черты личности.

Различные типы акцентуаций и психопатий проявляются в направленности личности, избирательной чувствительности к определенным ситуациям и в специфических способах реагирования на эти ситуации.

Таким образом, черты и типы личности являются одним из наиболее существенных факторов адаптации человека. На развитие черт и типов личности, в свою очередь, влияет большое количество факторов:

  1. Наследственные особенности. О зависимости особенностей личности от наследственных факторов свидетельствуют две группы фактов. Во-первых, большее сходство черт темперамента у монозиготных близнецов, обладающих идентичными генетическими особенностями, по сравнению с гетерозиготными близнецами. Во-вторых, более высокая корреляция черт темперамента приемных детей с чертами биологических родителей по сравнению с чертами родителей приемных.
  2. Состояние здоровья. Различные соматические и психические заболевания, так или иначе, отражаются на особенностях личности. В частности, выделяют так называемые "язвенный", "коронарный" и т.п. типы личности, характерные для определенных соматических заболеваний. Вполне определенными характеристиками личности отличаются многие больные эпилепсией, шизофренией, маниакально-депрессивными расстройствами, невротическими заболеваниями, такими как истерия, психастения, неврастения.
  3. Тип телосложения. Классические исследования Э.Кречмера и У.Шелдона подтверждают связь между типом конституции и типом темперамента. В частности, об этом говорит связь астенического и пикнического типов строения тела с шизоидным и циклоидным темпераментом, а также соответствие эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного соматотипа висцеротоническому, соматотоническому и церебротоническому типам темперамента.
  4. Свойства нервной системы. Исследования И.П.Павлова и представителей школы дифференциальной психофизиологии Б.М.Теплова и В.Н.Небылицына, свидетельствуют о наличии таких характеристик нервной системы, как сила возбуждения и торможения, уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность, которые влияют на особенности поведения и, в конечном счете, темперамента человека.
  5. Пол. Различия по отдельным чертам личности между мужчинами и женщинами заставляют разработчиков ряда личностных опросников создавать мужские и женские нормативы. Кроме того, женщины представляют собой более однородную в психологическом отношении популяцию, характеризующуюся меньшим удельным весом лиц с отклоняющимся поведением. Возможно, это связано с различиями биологических особенностей, социального положения и функцией мужчин и женщин в человеческой эволюции.
  6. Возраст. Количество акцентуированных личностей максимально среди подростков и среди пожилых людей, что связано с их более выраженными затруднениями в адаптации. Известно также, что некоторые типы акцентуаций и психопатий формируются преимущественно в определенном возрасте.
  7. Характер воспитания. Различные стили воспитания детей в семье, такие как гипоопека, подавляющая или изнеживающая гиперопека могут приводить к преимущественному формированию определенных черт и типов личности.
  8. Социальная принадлежность. Представители различных национальностей, профессиональных групп, отдельных субкультур могут характеризоваться различным соотношением типов личности в связи с различными требованиями, нормами поведения, образом жизни.
  9. Индивидуальный жизненный опыт. Различные события в жизни человека могут оказывать влияние на формирование его личности. Это могут быть значимые переживания по поводу встреч, утрат, болезней, конфликтов, достижений и неудач, психологические травмы и т.п.
  10. Самовоспитание. Сам человек может быть одним из факторов формирования своей собственной личности. Выбор образа жизни, характера деятельности и взаимоотношений, круга общения, конкретные решения и поступки могут определять отношение к себе, другим, и, в конечном счете, влиять на особенности характера.

Таким образом, черты и типы личности лишь описывают, но не объясняют поведение человека и содержание его переживаний.

Личностные опросники

Для измерения черт личности может использоваться наблюдение, экспертные оценки и проективные методики, но наиболее часто применяются самооценка с помощью анкет и личностные опросники [6].

Личностный опросник представляет собой серию стандартных вербальных стимулов, частота определенных реакций на которые служит количественным показателем черт личности. При этом, в отличие от анкет, содержание вербальных стимулов и реакций в личностном опроснике не имеет значения. Реакции рассматриваются как фрагменты вербального поведения, которые являются показателями эмпирически устанавливаемого реального поведения. Если человек говорит, что в некоторой ситуации он ведет себя определенным образом, это не значит, что так оно и есть. В личностных опросниках не имеет значения, действительно ли утверждение человека, что у него масса неприятностей или часто болит голова. Важно лишь, что его ответы совпадают с ответами определенной категории людей, достоверно обладающей некоторыми чертами. В личностные опросники включают пункты, ответы на которые достоверно отличают одну группу людей от другой, то есть коррелируют с определенными способами поведения и являются показателями соответствующих черт личности. По содержанию же ответов нельзя судить о личности испытуемого, можно судить лишь о том, что испытуемый думает о своей личности.

Далеко не все анкеты являются тестами, пригодными для измерения черт личности, то есть обладающими свойствами валидности, надежности и стандартности. MMPI является одним из наиболее валидных методик диагностики личности. При создании шкал MMPI впервые в психодиагностической практике использовался эмпирический подход валидизации по внешнему критерию. Ранее личностные опросники конструировались на основе логического подхода. Пункты теста отбирались на основе так называемой содержательной валидности, а ответы оценивались исходя из субъективного мнения автора о том, какой ответ, скорее всего, соответствует измеряемому свойству. Однако научный и практический опыт привели к серьезным сомнениям в адекватности такого подхода. Было очевидно, что люди могут фальсифицировать или искажать свои результаты, чтобы представить себя в соответствии со своими желаниями. Кроме того, субъективно созданные ключи часто не соответствуют реальным различиям между группами испытуемых. Новая процедура создания шкал MMPI основывалась на сравнении по каждому пункту ответов испытуемых, объективно различающихся по какому-либо психологическому признаку, в частности, наличию определенного психиатрического диагноза.

 


 

История разработки и адаптации MMPI

Методика MMPI была разработана в 1941 году в психиатрической клинике университета штата Миннесота под руководством психолога С.Хатауэя и психиатра Дж.МакКинли [10, 11]. Первоначально методика предназначалась для дифференциальной диагностики психических заболеваний.

Разработка MMPI включала несколько этапов.

  1. Создание в качестве потенциальных пунктов опросника большого количества утверждений на основе историй болезней, учебников и ранее опубликованных личностных опросников. Утверждения касались самочувствия, настроения, отношений и поведения в различных ситуациях.
  2. Формирование критериальных групп. Контрольная нормативная группа состояла из здоровых испытуемых. Восемь клинических групп включали в себя пациентов психиатрической клиники, характеризующихся различными диагнозами в соответствии с принятой в то время систематикой психопатологических синдромов Э.Крепелина. Это были больные ипохондрией, депрессией, истерией, психопатией, паранойей, психастенией, шизофренией и гипоманией
  3. Предъявление исходных пунктов опросника испытуемым контрольной группы и пациентам каждой клинической группы.
  4. Анализ и выявление тех пунктов, которые статистически достоверно дифференцируют каждую из восьми клинических групп от группы нормальных испытуемых.
  5. Создание итоговых шкал для соответствующих клинических групп, включающих наиболее информативные пункты.
  6. Стандартизация полученных шкал на контрольной группе.
  7. Дополнительное создание еще двух шкал. Шкала мужественности-женственности включала пункты, которые достоверно отличали ответы группы мужчин и женщин. Шкала социальной интроверсии дифференцировала лиц, склонных к участию в общественных мероприятиях, от лиц, избегающих общественной активности.
  8. Создание трех контрольных шкал, предназначенных для оценки достоверности полученных результатов. Шкала лжи включала утверждения, свидетельствующие о соблюдении правил поведения, которые на словах одобряются, но фактически игнорируются большинством людей. Шкала валидности состояла из утверждений, с которыми можно было согласиться только по ошибке, которые отвергались даже психически больными людьми. Наконец, шкала коррекции включала пункты, отрицающие наличие болезненных расстройств, недостатков, затруднений, слабостей и проблем.

Первый вариант методики, предназначенный преимущественно для индивидуального использования, состоял из 550 карточек, на которых были напечатаны утверждения. Испытуемый должен был разложить карточки в три коробки, обозначенные надписями "Верно", "Неверно" и "Не могу сказать". Карточки были определенным образом перфорированы. Для обработки в специальные отверстия в стопках карточек поочередно продевалась проволочная спица, и подсчитывалось количество карточек, которые при этом оставались на спице. Таким образом, получались значения так называемых "сырых" баллов, то есть, количество совпадений с ключом по каждой из трех оценочных и десяти базовых шкал. Кроме того, в оригинальный вариант MMPI была включена четвертая контрольная шкала, которая представляла собой количество пунктов, которые испытуемый пропустил.

В дальнейшем была разработана форма методики, более пригодная для группового использования, которая состояла из брошюры, включающей 566 утверждений, и бланка для ответов. Испытуемым необходимо было оценивать, верно ли по отношению к ним каждое утверждение, или неверно, и отмечать свои ответы в бланке. Для обработки и получения сырых баллов по каждой шкале использовались ключи - специальные трафареты с окошечками. За каждое совпадение с ключом по соответствующей шкале начислялся один балл.

В ходе дальнейшей обработки в ряд базовых шкал вносились поправки с учетом значения шкалы коррекции. Затем сырые значения по каждой шкале с помощью специальных таблиц или профильных бланков переводились в так называемые T-баллы, характеризующиеся средним значением, равным 50, и диапазоном статистической нормы от 30 до 70. Наконец, на заключительном этапе обработки строился "профиль личности" - график значений T-баллов по каждой из 13 шкал MMPI.

Предполагалось, что любой показатель шкалы, превышающий 70 T-баллов, то есть, отличающийся от среднего значения на два или более среднекваратичных отклонения, свидетельствует о высокой вероятности патологии. При этом, чем больше показатель отклоняется от среднего, тем более вероятно предположение о наличии у человека серьезных нарушений (Таблица 2).

 

Таблица 2. Оценочные и базовые шкалы MMPI

 

Группа шкал Обозначение шкалы Название шкалы Количество пунктов Содержание
Оценочные L Ложь Стремление произвести благоприятное впечатление
F Валидность Непонимание утверждений вследствие интеллектуального или языкового барьера, повышенного эмоционального возбуждения, невнимательность, небрежность, стремление избежать обследования путем случайного характера ответов, попытка симуляции
K Коррекция Скрытность, осторожность, сдержанность
Базовые 1 (Hs) Ипохондрия Повышенное беспокойство за состояние здоровья
2 (D) Депрессия Подавленное настроение, сниженный уровень побуждений и активности
3 (Hy) Истерия Склонность к демонстративному поведению
4 (Pd) Психопатия Игнорирование социальных норм, требований и правил поведения, снижение самоконтроля, импульсивность
5 (Mf) Мужественность - женственность Выраженность интересов и способов поведения, присущих противоположному полу
6 (Pa) Паранойя Склонность к трудно корригируемым убеждениям
7 (Pt) Психастения Опасения, страхи и навязчивое поведение
8 (Sc) Шизофрения Уход в себя и замена реального мира воображаемым
9 (Ma) Гипомания Повышенное настроение, чрезмерная активность
0 (Si) Социальная интроверсия Ограничение контактов

 

Однако после нескольких десятков лет клинического использования и дополнительных исследований было выяснено, что MMPI непригоден для диагностики психических заболеваний. Оказалось, что высокие значения тех или иных шкал MMPI характеризуют не столько степень выраженности психических расстройств, сколько степень выраженности особенностей личности, присущих определенной категории больных. Так, например, пик по шкале шизофрении свидетельствует не о наличии шизофренических расстройств у испытуемого, а только о сходстве его личности с личностью больных шизофренией. Это привело к отказу от использования MMPI в качестве методики для психиатрической диагностики и ориентации MMPI на исследование психологических особенностей личности.

Чтобы уменьшить вероятность приписывания пациенту каких-либо психиатрических характеристик на основе только названия шкалы, оригинальным клиническим шкалам были присвоены номера, которые заменили сами названия. Обсуждая испытуемых, специалисты по MMPI называют номера наиболее выраженных шкал в профиле.

Одним из преимуществ MMPI является возможность использования набора утверждений для разработки дополнительных шкал. Помимо базовых и оценочных шкал на базе MMPI различными специалистами было создано более 400 дополнительных шкал. В качестве примера можно привести шкалы зрелости, алкоголизма, тревоги, ответственности, контроля, соперничества, преступности, доминирования, зависимости, эпилепсии, силы эго, враждебности, импульсивности, лидерства, невротизма, ригидности, социальной желательности, толерантности к стрессу, язвенного типа личности и т.п. Однако, не все эти шкалы одинаково валидны, что требует осторожного отношения к их практическому использованию.

В ряде случаев делались попытки создать сокращенные варианты MMPI. Наиболее известный из них - Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения и включающий 3 контрольных и 8 клинических шкал. Однако валидность и надежность сокращенных вариантов MMPI является сомнительной.

В России методика MMPI стала использоваться, начиная с конца 60-х годов. В настоящее время существует пять вариантов русскоязычной адаптации MMPI.

MMPI

Автором первой русской адаптации MMPI является Л.Н.Собчик, которая работала в то время в Институте судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Первое руководство по MMPI на русском языке появилось в 1971 году [8]. Л.Н.Собчик использовала карточную форму опросника, включающую 550 пунктов опросника и 13 базовых и контрольных шкал. Она осуществила перевод утверждений на русский язык, при этом разделив мужскую и женскую формы опросника, отсутствующие в англоязычном варианте. При анализе результатов в значительной мере использовалась психиатрическая интерпретация. Специальной работы, направленной на ревалидизацию и рестандартизацию опросника, не проводилось, использовались оригинальные американские нормативы. Был накоплен большой опыт использования методики в судебно-психологической экспертизе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.