Работа с больными и медицинской документацией (истории родов, карты наблюдения за беременными, истории развития новорожденных, карты первичной реанимации), студенты работают по 1 -2 человека.
При отсутствии больных по теме занятия, студенты работают в учебной комнате, решают клинические задачи. В этом случае письменное задание заключается в оформлении обоснования диагноза и написания плана обследования.
Задача № 4
Мальчик родился с массой тела 3500г, длина 52 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8\9 баллов. Из анамнеза известно, что во II половине беременности мать перенесла ОРВИ. В родах безводный период 16 часов. Состояние мальчика ухудшилось через 26 часов после рождения. Отмечено повышение температуры до 39 градусов, частота дыхания 86 в минуту, пульс 184 в мин. Периоральный цианоз, акроцианоз. Скован. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно: укорочение перкуторного звука паравертебрально. Дыхание жесткое, единичные крепитирующие хрипы. Тоны сердца приглушены .Эмбриокардия. Живот умеренно вздут. Печень и селезенка не пальпируются.
Поставьте диагноз.
Проведите дифференциальный диагноз.
Выберите метод адекватной респираторной поддержки.
Назначьте план лечения.
Задание № 2
Работа студентов с микротаблицами, информационными письмами, методическими пособиями по теме занятия.
Цель этапа: углубление теоретических знаний студентов по разделам диагностики СДР у новорожденных.
Работа проводится в учебной комнате. Работая с литературой, студент представляет схему подбора метода адекватной респираторной поддержки, и методов лабораторной диагностики дыхательной недостаточности.
Задание № 3
Самостоятельная работа студентов с лабораторными анализами (рентгенораммы, показатели галлового анализатора, КОС, рН и тд).
Цель этапа освоить методику оценки параклинических исследований.
По окончании работы студенты представляют письменное описание рентгенограмм и других методов обследования больного.
Заключительный контроль
Вариант № 1
Выбрать адекватный метод респираторной поддержки у недоношенных детей в родильном зале в зависимости от степени недоношенности:
Задача № 1
Недоношенный мальчик. срок 36 недель, оценка по Апгар 8\8 баллов.
Задача № 2
Недоношенная девочка, срок 30 недель Оценка по Агар 7\7 баллов.
Задача № 3
Плод мужского пола, срок 27 недель масса 900г. оценка по Апгар 2\4\7\баллов.
Вариант № 2
Выбрать метод вскармливания в зависимости от степени зрелости ребенка и выраженности дыхательной недостаточности.
Задача № 1
Мальчик от 3 беременности, 1 срочных родов, вес 4500г длина 54 см. Оценка по шкале Даунса 2 балла.
Задача № 2
Девочка, от 1 беременности, роды в 34 недели, вес 2100г, длина 42см, оценка по шкале Сильвермана 4 балла.
Задача № 3
Мальчик от 2 беременности, роды первые на сроке 27 недель, оценка по шкале Сильвермана 7 баллов.
Вариант № 3
Выбрать оптимальный метод выхаживания у новорожденных с СДР.
Задача № 1
Девочка, рожденная в сроке 33 недели на аппаратной HBJI.
Задача № 2
Доношенный мальчик, получает кислород по системе СДППД.
Задача № 3
Мальчик, рожденный в сроке 36 недель, получает кислород в палатку.
Эталоны ответов:
Вариант № 1: Задача 1 - ИВЛ мешком Амбу 3-5 мнн.. ингаляция кислорода в низкой концентрации 30 - 40%; задача 2 - ИВЛ мешком Амбу 2-5 мин., ингаляция кислорода в низкой концентрации 30 - 40% в системе СДИИД не менее 2- х часов; задача 3 - Интубация трахеи, введение сурфактанта, ИВЛ аппаратом.
Вариант № 2: Задача 1- Сцеженное грудное молоко из мензурки; задача 2 - сцеженное грудное молоко или смесь для недоношенных из шприца; Задача 3 -1 сутки парентеральное питание (10% р-р глюкозы), вторых суток, сцеженное грудное молоко или смесь через зонд.
Вариант № 3: Задача 1 - Кувез, температура 34 градуса, влажность 80%; Задача 2 - «Лучистое тепло» на реанимационном столе, температура окружающего воздуха 28 градусов. влажность60%; Задача 3 - Кувез температура 30 градусов, влажность 60%).
Б) Интеграция темы СДР у новорожденных:
Вопросы на самоподготовку
Кафедра
Литература
Вопросы
Этиология,
эпидемиология
СДР
Гистология.
Нормальная
физиология.
Патологическая
физиология,
Акушерства и
гинекологии
Гистология учебник под ред.
Ю. И. Афанасьева М., 2001.;
Нормальная
физиология.Учебник под
ред.Б. И. Ткаченко М.,2005;
П.Ф. Литвицкий
патофизиология, учебник в 2-х томах М., 2003: Акушерство Учебник для мед ВУЗов под ред. Г.М. Савельевой М., 2000,с.816
Течение
нормальной и
патологической
беременности.
Патогенез
фетоплацентарной
недостаточности и ХВГП
Понятие о
факторах риска
развития СДР
Акушерства и
гинекологии
Учебник для мед. ВУЗов Акушерство под ред. Г.М.
Савельевой М.,2000.
Факторы риска
развития СДР.
Патогенез СДР
Патологической
физиологии.
Биохимии,
Гистологии
П.Ф. Литвицкий,
Патофизиология, учебник в
2-х томах, М., 2003.; Щербак
И.Г. Биологическая химия учебник. С.-Пб, 2005; Ю.И. Афанасьев, Гистология учебник для мед ВУЗов, М., 2001
Патогенез ведущих
форм СДР. Понятие
о периодах
компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Причины изменения газового состава крови. Понятие о аэробном и анаэробном типах обмена
Клинические
проявления СДР
Акушерства и
гинекологии,
факультетской
педиатрии,
кафедра
внутренних болезней
Акушерство учебник для
мед. Вузов под ред. Г.М.
Савельевой, М., 2000;
Шабанов Н.П. Неонатология. учебное пособие - Т. 1 -2,М., 2004;
Принципы оценки
дыхательной недостаточности у доношенных и недоношенных
новорожденных.
Классификация СДР
Факультетской педиатрии
Шабалов Н.П., Неонатология, учебное пособие Т.-1-2, М., 2004
Классификация дыхательных нарушений у новорожденных детей (легочные и вне легочные причины)
П.Ф.Литвицкий, Патофизиология, учебник в 2-х томах. М., 2003; Щербак И.Г. Биологическая химия учебник С.- Пб,2005; Шабалов Н.П. Неонатология: учебное пособие Т 1-2. М.. 2004; Терновой С.К.. Кондрашин С.А.. Власова И.С. Методы лучевой диагностика, учебное пособие для ВУЗов. Феникс, 2007.-е 138
Клинико - рентгенологические особенности ведущих форм пневмопатий. Оценка газового состава крови. КОС. рН.
Определите методы респираторной поддержки, выхаживания и вскармливания при СДР в зависимости от степени тяжести дыхательной недостаточности
Дифф диагноз СДР
Факультетской педиатрии, Детских инфекций,
Внутриутробные инфекции Безнощенко Г.Б., Долгих Т.Н. и др. М., 2003; Шабалов Н.П. Неонатология :учебное пособие в 2-х томах, М., 2004
Проведите дифференциальный диагноз между легочными и вне легочными проявлениями СДР. Дифференциальный диагноз пневмонии и пневмопатии