причины, патогенез, клинику, неотложную помощь, тактику ведения детей периода новорожденности с патологией органов дыхания, лабораторную диагностику.
Студент должен уметь:
- поставить диагноз
- провести дифференциальную диагностику назначить план обследования составить план ведения больного
- оказать неотложную помощь при ателектазе, болезни гиалиновых мембран, отечно- геморрагическом синдроме осуществить оксигенотерапию
- оценить лабораторные показатели функции внешнего дыхания доставить программу инфузионной терапии оценить рентгенограмму легких
- собрать систему для СДППД
Эпидемиология
Синдром дыхательных расстройств является одной из основных причин заболеваемости и смертности как недоношенных, так и доношенных новорожденных высокого риска, совершенствование медицинской помощи новорожденным с респираторными расстройствами - важнейшая веха на пути снижения ранней неонатальной и младенческой смертности. В последние годы за счет совершенствования техники респираторной и поддерживающей терапии в этом направлении достигнуты значительные успехи. Тем не менее СДР развивается у 20% недоношенных новорожденных, а у детей, родившихся до 28 нед. гестации, эта цифра достигает 80%.
Схема интегративных связей:
1.каф. патофизиологии (нарушение функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения)
2.каф. патанатомии (морфологическая основа пневмопатий)
3.каф.пропедевтики детских болезней (методика обследования новорожденного, семиотика заболеваний бронхолегочной системы)
4.каф. рентгенологии (ретгенодиагностика заболеваний легких у детей)
7. Выбрать метод кислородотерапии в зависимости от выраженности дыхательной недостаточности.
8. Назовите показания для перевода новорожденных на ИВЛ.
Критерии зачета занятия
Занятие зачитывается студенту в случае присутствия его на занятии и при условии правильного ответа предварительного контроля, письменного ответа на ситуационную задачу, активном участии во время разбора больного и собеседования.
В случае пропуска занятия студент отрабатывает его во вне учебное время с микрокурацией больного, пишет по данной теме реферат и беседует с дежурным ассистентом во вне учебное время.
В случае неудовлетворительной оценки одного из этапов занятия студент беседует с ассистентом во вне учебное время по данному разделу.
Содержание занятия
Синдром дыхательных расстройств - является неспецифическим термином, относящимся к группе клинических признаков, обусловленных множественными причинами.
Расстройство дыхания - синдром наиболее часто встречающееся патологическое состояние у новорожденных в раннем неонатальном периоде. Период максимального риска проявления дыхательных нарушений у недоношенных и больных детей длится в среднем 24-48 часов.
Чем меньше гестационный возраст, тем чаще возникают патологии системы дыхания, кровообращения и ЦНС. Заболевание полиэтиологично. В основе патогенеза РДС лежит дефицит или незрелость сурфактанта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:Синдром дыхательных расстройств -симптомокомплекс дыхательной недостаточности развивающийся впервые часы и дни жизни доношенных и недоношенных новорожденных и имеющий как легочные так и вне легочные причины.
Дыхательная недостаточность - итог ряда респираторных, неврологических и кардиологических условий. И, тем не менее, если имеет место дыхательная недостаточность - респираторная поддержка необходима. Дыхательная недостаточность - определяется на основе газового состава крови, когда ребенок не может поддерживать адекватную вентиляцию.
Физиология дыхания
Транспорт кислорода – О2 важнейший компонент для продукции АТФ, которая запасает и высвобождает энергию. Гипоксемия снижает производство АТФ и в результате анаэробного метаболизма производится молочная кислота. Накопление молочной кислоты ведет к развитию метаболического ацидоза.Через альвеолярную мембрану происходит диффузия 02 по градиенту концентрации. Кислород переносится кровью, присоединяясь к НЬ или растворяясь в плазме. Количество, растворенное в плазме, называется парциальным давлением кислорода (Р02).
Доставка кислорода в ткани зависит от концентрации кислорода в крови и перфузии ткани. Кислород соединяется с гемоглобином для транспортировки в форме оксигемоглобина.
Транспорт углекислого газа - углекислый газ может транспортироваться растворенным в крови, но в основном он представлен в виде бикарбонатньх ионов (НС03). Двуокись углерода вырабатывается как промежуточный продукт клеточного дыхания и высвобождается в кровь. Она диффундирует через альвеолы для выведения с выдыхаемым воздухом. Содержание С02 в крови называется парциальным давлением С02 или РС02.
Для предотвращения быстрого изменения рН в организме существуют буферные системы: соотношение НС03/С02, гемоглобин, белки плазмы.
Нарушения кислотно - основного баланса может приводить к ацидозу или алкалозу, причины которых могут быть как метаболическими, так и дыхательными.
Оценка кислотно-основного состояния младенцев может быть получена из исследований газов крови:
Доношенные
Недоношенные
Р02 мм рт. ст. (кПа)
60-90 (8-12)
50-80 (6,7-10,7)
РС02 мм рт. ст. (кПа)
35-42 (4,7-8,6)
30-40 (4 - 5,3)
рН
7,35-7,42
7,32-7.40 1
Сдвиг оснований (BE)
(ммоль/л)
-2-8
-4-0
Бикарбонаты (ммоль/л)
22-28
19-24
Этиология
Наиболее важным фактором приспособления новорожденного к внеутробному существованию является самостоятельное дыхание. В период ранней адаптации легкие становятся «критическим органом».
В настоящее время в основе развития дыхательных расстройств у новорожденных лежит структурно - функциональная незрелость легких и системы сурфактанта.
У доношенных новорожденных причиной развития дыхательных нарушений является сниженная возможность пневмоцитов, «лавинообразно» синтезировать сурфактант сразу после рождения. Частой причиной этот является острая асфиксия у новорожденных, а также аспирационный синдром, родовая травма, кесарево сечение, диафрагмальная грыжа.
Недоношенные же дети, даже пройдя без отклонений процесс родов, могут развернуть клинику дыхательных нарушений в последующем, так как их пневмоциты II типа синтезируют незрелый сурфактант и очень чувствительны к любой гипоксии.
Причины дыхательной недостаточности у новорожденных