Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины дыхательной недостаточности у новорожденных



Кафедра факультетской педиатрии, эндокринологии и физиотерапии

 

СИНДРОМ ДЫХАТЕЛЬНЫХ РАССТОЙСТВ

Учебное пособие для студентов педиатрического факультета

 

 

Оренбург – 2014

 

Цель занятия.

Студент должен знать: СДР. Понятие. Легочные причины СДР (пневмопатии, внутриутробная и постнатальная пневмония, аномалии развития органов дыхания);

внелегочные причины (родовая травма ЦНС, асфиксия, врожденные пороки сердца, диафрагмы, грудной клетки);

причины, патогенез, клинику, неотложную помощь, тактику ведения детей периода новорожденности с патологией органов дыхания, лабораторную диагностику.

Студент должен уметь:

- поставить диагноз

- провести дифференциальную диагностику назначить план обследования составить план ведения больного

- оказать неотложную помощь при ателектазе, болезни гиалиновых мембран, отечно- геморрагическом синдроме осуществить оксигенотерапию

- оценить лабораторные показатели функции внешнего дыхания доставить программу инфузионной терапии оценить рентгенограмму легких

- собрать систему для СДППД

 

Эпидемиология

Синдром дыхательных расстройств является одной из основных причин заболеваемости и смертности как недоношенных, так и доношенных новорожденных высокого риска, совершенствование медицинской помощи новорожденным с респираторными расстройствами - важнейшая веха на пути снижения ранней неонатальной и младенческой смертности. В последние годы за счет совершенствования техники респираторной и поддерживающей терапии в этом направлении достигнуты значительные успехи. Тем не менее СДР развивается у 20% недоношенных новорожденных, а у детей, родившихся до 28 нед. гестации, эта цифра достигает 80%.

 

Схема интегративных связей:

1.каф. патофизиологии (нарушение функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения)

2.каф. патанатомии (морфологическая основа пневмопатий)

3.каф.пропедевтики детских болезней (методика обследования новорожденного, семиотика заболеваний бронхолегочной системы)

4.каф. рентгенологии (ретгенодиагностика заболеваний легких у детей)

каф. клинической фармакологии ( современная фармакотерапия дыхательных расстройств)

Вопросы для самостоятельной подготовки по базисным знаниям

Анатомо - физиологические особенности органов дыхания у новорожденных. Что такое сурфактант?

Перечислите врожденные пороки бронхолегочной системы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите группу риска по развитию ателектазов.

2. Перечислите группу риска по развитию отечно - геморрагического синдрома. Причины развития СДР, патогенез.

3. С помощью каких шкал проводится динамическая оценка тяжести дыхательных расстройств у новорожденных?

4. Рентгенологические признаки пневмопатий.

5. Назовите нормальные показатели функции внешнего дыхания у новорожденных.

6. Дифференциальная диагностика состояний, проявляющихся синдромом дыхательных расстройств.

7. Выбрать метод кислородотерапии в зависимости от выраженности дыхательной недостаточности.

8. Назовите показания для перевода новорожденных на ИВЛ.

 

Критерии зачета занятия

Занятие зачитывается студенту в случае присутствия его на занятии и при условии правильного ответа предварительного контроля, письменного ответа на ситуационную задачу, активном участии во время разбора больного и собеседования.

В случае пропуска занятия студент отрабатывает его во вне учебное время с микрокурацией больного, пишет по данной теме реферат и беседует с дежурным ассистентом во вне учебное время.

В случае неудовлетворительной оценки одного из этапов занятия студент беседует с ассистентом во вне учебное время по данному разделу.

 

Содержание занятия

Синдром дыхательных расстройств - является неспецифическим термином, относящимся к группе клинических признаков, обусловленных множественными причинами.

Расстройство дыхания - синдром наиболее часто встречающееся патологическое состояние у новорожденных в раннем неонатальном периоде. Период максимального риска проявления дыхательных нарушений у недоношенных и больных детей длится в среднем 24-48 часов.

Чем меньше гестационный возраст, тем чаще возникают патологии системы дыхания, кровообращения и ЦНС. Заболевание полиэтиологично. В основе патогенеза РДС лежит дефицит или незрелость сурфактанта.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:Синдром дыхательных расстройств -симптомокомплекс дыхательной недостаточности развивающийся впервые часы и дни жизни доношенных и недоношенных новорожденных и имеющий как легочные так и вне легочные причины.

Дыхательная недостаточность - итог ряда респираторных, неврологических и кардиологических условий. И, тем не менее, если имеет место дыхательная недостаточность - респираторная поддержка необходима. Дыхательная недостаточность - определяется на основе газового состава крови, когда ребенок не может поддерживать адекватную вентиляцию.

 

Физиология дыхания

Транспорт кислорода – О2 важнейший компонент для продукции АТФ, которая запасает и высвобождает энергию. Гипоксемия снижает производство АТФ и в результате анаэробного метаболизма производится молочная кислота. Накопление молочной кислоты ведет к развитию метаболического ацидоза.Через альвеолярную мембрану происходит диффузия 02 по градиенту концентрации. Кислород переносится кровью, присоединяясь к НЬ или растворяясь в плазме. Количество, растворенное в плазме, называется парциальным давлением кислорода (Р02).

Доставка кислорода в ткани зависит от концентрации кислорода в крови и перфузии ткани. Кислород соединяется с гемоглобином для транспортировки в форме оксигемоглобина.

Транспорт углекислого газа - углекислый газ может транспортироваться растворенным в крови, но в основном он представлен в виде бикарбонатньх ионов (НС03). Двуокись углерода вырабатывается как промежуточный продукт клеточного дыхания и высвобождается в кровь. Она диффундирует через альвеолы для выведения с выдыхаемым воздухом. Содержание С02 в крови называется парциальным давлением С02 или РС02.

Для предотвращения быстрого изменения рН в организме существуют буферные системы: соотношение НС03/С02, гемоглобин, белки плазмы.

Нарушения кислотно - основного баланса может приводить к ацидозу или алкалозу, причины которых могут быть как метаболическими, так и дыхательными.

 

Оценка кислотно-основного состояния младенцев может быть получена из исследований газов крови:

 

  Доношенные Недоношенные
Р02 мм рт. ст. (кПа) 60-90 (8-12) 50-80 (6,7-10,7)
РС02 мм рт. ст. (кПа) 35-42 (4,7-8,6) 30-40 (4 - 5,3)
рН 7,35-7,42 7,32-7.40 1
Сдвиг оснований (BE) (ммоль/л) -2-8 -4-0
Бикарбонаты (ммоль/л) 22-28 19-24

Этиология

Наиболее важным фактором приспособления новорожденного к внеутробному существованию является самостоятельное дыхание. В период ранней адаптации легкие становятся «критическим органом».

В настоящее время в основе развития дыхательных расстройств у новорожденных лежит структурно - функциональная незрелость легких и системы сурфактанта.

У доношенных новорожденных причиной развития дыхательных нарушений является сниженная возможность пневмоцитов, «лавинообразно» синтезировать сурфактант сразу после рождения. Частой причиной этот является острая асфиксия у новорожденных, а также аспирационный синдром, родовая травма, кесарево сечение, диафрагмальная грыжа.

Недоношенные же дети, даже пройдя без отклонений процесс родов, могут развернуть клинику дыхательных нарушений в последующем, так как их пневмоциты II типа синтезируют незрелый сурфактант и очень чувствительны к любой гипоксии.

Причины дыхательной недостаточности у новорожденных

Недостаточные дыхательные попытки Крайняя недоношенность, угнетение ЦНС, послеоперационные инфекции, метаболические, нейромышечные заболевания
Аномалии легких Недостаток сурфактанта - РДС Синдром задержки фетальной жидкости Отек легких
Аномалии дыхательных путей Инфекции - пневмония Обструкция дыхательных путей – меконий, пневмоторекс
Гипоплазия легких Обструктивная уропатия. Диафрагмальная грыжа
Небольшой торакальный объем Обструкция кишечника, асциты, хондродистрофическая карликовость

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.