Обращаясь к проблеме управления информатизацией образовательного процесса, мы хотим подчеркнуть возрастающую роль информатизации современного общего образования. Несоответствие современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, приводит к осознанию необходимости становления гражданина нового информационного общества, который будет способен эффективно решать поставленные задачи, успешно социализироваться.
Управление информатизацией образовательного процесса рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания. Ориентация управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения на управление процессом информатизации позволяет сделать этот процесс управляемым и эффективным.
Изучение теоретических аспектов информатизации образовательного процесса показало, что этот процесс приобретает всеохватный характер, становится отличительной чертой школы информационного общества, ведет к реорганизации образовательного процесса, ориентации образования на созидание знания.
Рассмотрение практических вопросов информатизации образовательного процесса дает основание полагать, что информатизация становится новой подсистемой в системе управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения; управление информатизацией приводит к трансформации организационных форм учебной деятельности в связи с активным внедрением цифровых образовательных ресурсов, Интернет-технологий; управление процессом информатизации в современной школе требует новых подходов к системе методической работы школы, связанной с повышением квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из теоретических и практических аспектов изучаемой нами проблемы, мы предлагаем апробированную нами модель управления информатизацией образовательного процесса, которая выстроена в логике управления изменениями. Управление изменениями в системе управленческой деятельности связано с реализацией новых функций, входящих в созданную нами модель управления информатизацией образовательного процесса.
Под моделью мы понимаем искусственно созданный объект в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Связанное с понятием модель понятие моделирование в философском энциклопедическом словаре определено как метод исследования объектов познания на их моделях. Словарь иностранных слов трактует моделирование как исследование на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях. Таким образом, процесс моделирования есть «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения».
В связи с тем, что предметом нашего исследования является управление процессом информатизации в общеобразовательном учреждении, мы обращаемся к исследованию его структуры и функций, поэтому опираемся на структурно-функциональную модель исходя из того, что в данной модели раскрывается «принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)».
Раскроем понятия, относящиеся к структурно-функциональной модели управления информатизацией образовательного процесса. Под структурой понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Так как управление осуществляется через функции, то функцию мы будем рассматривать как способ реализации управленческой деятельности в условиях информатизации общеобразовательного учреждения.
Поскольку процесс управления протекает в динамике и состоит из определенных временных отрезков, составляющих цикл управления, то, опираясь на определение цикла управления в научной литературе, мы вслед за Ю. А. Конаржевским понимаем под ним повторяющийся процесс осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих функций, выполненных одновременно или в некоторой логической последовательности.
Анализ научной литературы по проблемам управления в образовании привел нас к мнению, что наибольший интерес представляет система функций управления, предложенная И. П. Третьяковым. К числу функций управления им отнесены информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Существующие в педагогической науке подходы к построению управленческих моделей не дают нам возможности перенести их структуру на изучаемый нами процесс. Поэтому данные функции были взяты за основу построения управленческого цикла в рассматриваемой нами модели (см. рис. 1) и дополнены исследовательской функцией.
Рисунок 1. Функции управления информатизацией образовательного процесса.
Исследовательская функция определяется нами как функция, позволяющая учитывать влияние внешней среды, процессов, влияющих на первоначальные намерения управленческих действий, определять контекст управленческого действия, в котором предполагается изменение. Поэтому в нашей модели данная функция является центральной, выполняет рамочную функцию по отношению ко всем управленческим инициативам, играет роль инструмента для реализации целей управленческой деятельности.
Апробация сконструированной нами модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (см. рис. 2), построенной на основе целостности, завершенности, согласованности и взаимообусловленности составляющих ее компонентов, центрирующим звеном которой является исследовательская функция, убеждает нас в том, что данная модель способствует совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей управление информатизацией образовательного процесса; разработке и качественной реализации программы информатизации общеобразовательного учреждения, охватывающей реализацию основных направлений информатизации образовательного процесса и организацию взаимодействия основных ее участников; созданию системы управления качеством образовательного процесса на основе мониторинга, построенного с помощью информационно-коммуникационных технологий; обеспечению регламентированного доступа к цифровым образовательным ресурсам, Интернет-ресурсам, цифровым инструментам; созданию научно-методических условий для повышения компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий; совершенствованию образовательного процесса через использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и информационно-коммуникационных технологий; организации образовательного процесса с помощью дистанционных форм обучения; овладению педагогами сетевыми формами взаимодействия, участия в Интернет-форумах, Интерент-конференциях и др.
Рисунок 2. Апробация сконструированной нами модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении
Рассмотрим представленную нами модель управления информатизацией образовательного процесса и составляющих ее компонентов.
Принципиально важное значение в управлении имеет целеполагание. Американский философ М. Вартофский говорит, что «модель — это и воплощение целей, и в то же время инструмент осуществления этих целей; модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию».
Цель управления информатизацией в общеобразовательном учреждении — обеспечение совершенствования образовательного процесса в результате последовательных изменений содержания, методов и форм организации учебной деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
Содержательный аспект управления информатизацией в общеобразовательном учреждении представлен следующими компонентами: управленческим, научно-методическим, предметно-содержательным, информационно-коммуникационного взаимодействия, материально-технического обеспечения. Содержание данных компонентов описано в целевой программе информатизации общеобразовательного учреждения, разработанной в соответствии с логикой построения представленной структурно-функциональной модели.