Ведение БУ осуществляется в соответствии, с нормативными документами, имеющими разный статус:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение БУ в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухучету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухучету самого предприятия.
Основным нормативным документом, регулирующим БУ в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы БУ, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести БУ и предоставлять финансовую отчетность.
В соответствии с Законом общее методологическое руководство БУ в России осуществляет Правительство Российской Федерации.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования БУ (Минфин РФ, ЦБ РФ, и др.), разрабатывают и утверждают обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
а) планы счетов БУ, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
б) другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухучета.
Нормативные акты и методические указания но бухучету, издаваемые органами, которым предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухучет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
При разработке нормативных актов Минфин России осуществляет взаимодействие с ведомствами через Методологический совет по бухучету и отчетности. Основными задачами Методологического совета являются разработка Концепции развития бухучета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.
В регулировании БУ и отчетности в России важная роль отводится Гос. Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухучету. В составе ГД в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухучету и финансовой статистике Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам.
В работе названных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказывать общественные организации, и прежде всего созданный в 1997 г. Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), ассоциации бухгалтеров и аудиторов стран Содружества и РФ и Международный консультативный комитет по бухучету и аудиту в РФ.
ИПБ и ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие в разработке и соблюдении их членами нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики, следить за качеством знаний и квалификацией своих членов, принимать участие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров, защищать права и профессиональную независимость бухгалтеров.
1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета (ПБУ 1/98)
Основные правила (принципы) ведения бухучета определены ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В БУ текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации.
5. Для систематизации и накопления информации используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ и др. органами, которым предоставлено право регулирования бухучета.
6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухучета.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств.
8. Для ведения бухучета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.
Допущение имущественной обособленности: имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Кроме того, имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах, а не принадлежащее - на забалансовых счетах.
Допущение непрерывности деятельности организации: она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. В ином случае она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике.
Допущение последовательности применения учетной политики: выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение ее возможно в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету, разработки организацией новых способов ведения бухучета и существенного изменения условий деятельности.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты - необходимость отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности - необходимость своевременного отражения в бухучете и бухотчетности фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности - большая готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).
Требование приоритета содержания перед формой: в бухучете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком но синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.
Требование рациональности - необходимость рационального и экономного ведения бухучета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней - рис. 1.
1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.
Первый уровень — главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13-17. (в которых изложены адреса и сроки представления отчетности, отчетный год, публичность бухгалтерской отчетности, определены ее состав)
Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета.
Учетный стандарт (в отечественном бухгалтерском учете – положения) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу таких документов прежде всего относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций.
Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России:
Четвертый уровень нормативного регулирования включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Нормативное регулирование аудита базируется на тех же принципах, что и регулирование учета, но имеет свою специфику, представленную на рисунке 2.
Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня.
Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями. К первому уровню также относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации». Им определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности; Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», которое определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами; и др.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Стандарты аудиторской деятельности могут быть подразделены на три группы: 1. Общие стандарты - независимость, компетентность, объективность, внимательность и другие; 2. Рабочие - подготовка, надзор и контроль; средства внутреннего контроля; сведения; анализ документов и другие; 3. Стандарты отчетности - форма (заголовок, дата, подпись); содержание (полнота, предмет ревизии, законность, соответствие стандартам, своевременность)
Общие стандарты - это определение качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним. Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач, проверки. Основные правила представляют собой схему целенаправленных систематических действий, которыми руководствуется аудитор для достижения определенного результата. Стандарты отчетности - стандарты, используемые на заключительном этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки.Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм. Общие рекомендации по содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам содержатся в стандарте «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» Подводя итоги, следует отметить, что сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране система бухгалтерской финансовой отчётности не является совершенной по ряду причин: недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности); большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами; отсутствие контроля за составителями отчётности.
Устранение сложившихся противоречий в максимальном приближении национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.
С развитием бухгалтерского учета и отчетности неразрывно связано и развитие аудита. По мнению Гимадутдинова А.Ф., Генеральный директор Аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС», председатель Комитета по аудиту ТИПБ РТ «Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30-40%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка».