Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бюджетное ограничение



Бюджетное ограничение –это условие, в рамки которых попадает потребитель. Бюджетные ограничения побуждают потребителя создавать комбинации благ, которые он может купить исходя из своего дохода.

Пример: Студент колледжа получает стипендию 100 рублей. Допустим, что он собирается потратить ее на обеды в буфете и на дискотеку. Обед в буфете стоит 4 рубля, а вход на дискотеку – 10 рублей. Если студент потратит деньги только на обеды, он сможет обедать 25 дней. Если он потратит деньги только на дискотеку, то ему хватит его стипендии на 10 посещений. Альтернативная стоимость одного посещения дискотеки равна 2,5 обеда.

Примечание: Альтернативная стоимость (альтернативные издержки) – это цена упущенной выгоды, которая определяется тем, что количество других товаров, от которых мы отказываемся ради того, чтобы получить дополнительную единицу данного товара. Альтернативная стоимость может выражаться через затраты других благ или через деньги.

Х У

---------------- или --------------------

У Х

Кривые безразличия.

Предпочтения потребителя на рынке меняется постоянно. Но все равно в его поведении часто встречаются повторяющиеся моменты. Это связано с выбором товаров. Главное для человека – удовлетворение потребности, но так как на рынке существует множество товаров, а бюджет потребителя всегда имеет пределы, то при выборе товаров покупателю безразлично, какая комбинация товаров ему принесет удовлетворение. Мы часто пользуемся различными наборами товаров, которые удовлетворяют наши потребности, обеспечивая одинаковый уровень полезности.

В зависимости от обстоятельств мы можем приобрести 7 пирожков и 4 стакана сока или 4 пирожка и 6 стаканов сока, но эти два набора при потреблении будут одинаковой полезностью.

Предположим, что потребительские предпочтения мы можем численно измерить, а следовательно, изобразить графически.

Кривые безразличияпоказывают множество потребительских пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен, т.к. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

Выбор Сок Пирожки
А
В
С
D

 

На основании данных таблицы 3.3.2 построим кривую безразличия.

На кривой безразличия (рис.3.3.3) обозначены четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В,С,D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Поэтому потребитель может легко поменять наборы. Полезность, которую он теряет (7 пирожков и 4 стакана соки или 4 пирожка и 6 стаканов сока) от сокращения потребления пирожков (с 7 до 4), компенсируется пользой от дополнительного потребления другого продукта (в нашем примере сока).

Следовательно, любая точка, находящаяся на кривой безразличия, создает в раках бюджета потребителя определенные комбинации товаров с равной полезностью.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

Карта безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя. Увеличение дохода позволяет перейти на кривую, расположенную правее относительно начала координат и отражающую большую величину удовлетворения.

Qy
Пирожки
Любая точка на кривой U4 по сравнению с кривыми U1, U2, U3, обеспечивает потребителю большую полезность. Перемещение из А1 в А2, А3 или А4 возможно только при наличии определенного материального подкрепления, т.е. возможностей увеличить потребление тех или иных продуктов.

l di54bWxMj0FPwzAMhe9I/IfISNxYuqow1jWdEGNnxABpx6wxbSFxqiTb2n+PObGTbb2n5+9V69FZ ccIQe08K5rMMBFLjTU+tgo/37d0jiJg0GW09oYIJI6zr66tKl8af6Q1Pu9QKDqFYagVdSkMpZWw6 dDrO/IDE2pcPTic+QytN0GcOd1bmWfYgne6JP3R6wOcOm5/d0SmItn35nj4nv8lNmDbbuMfXeaHU 7c34tAKRcEz/ZvjDZ3Somengj2SisAoWi4KdCoolT9bzvODloOA+W4KsK3lZoP4FAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAYeUW4PIBAADzAwAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uy b0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAmK1C5dwAAAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABMBAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAFUFAAAAAA== " strokecolor="#4579b8 [3044]"/>

А
В
     

 

 


Qx
СОК
4 5 6 8 8
D
С

Рис. 3.3.3. Кривая безразличия Рис. 3.3.4.Карта безразличия.

При этом потребление товара Y остается неизменным, но происходит увеличение потребления товара Х. При движении же условной точки А по кривым U1, U2, U3, или U4 полезность остается без изменения, но будет меняться структура потребления (Y <X или Х<Y) и величина спроса.

Переход с U1 на U2, U3 или U4 возможен при условии возрастания дохода или снижения цен.

Для оценки возможности потребления вводится бюджетная линия.

Бюджетная линияпоказывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке. (Пример потребитель может воспользоваться двумя крайними вариантами своего рационального поведения на рынке: на все имеющиеся у него деньги купить 8 стаканов сока или 8 пирожков. Потребитель с учетом своего реального дохода создает любой набор продуктов, получая при этом равное удовлетворение.)

Равновесие потребителя – состояние, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров. Любое изменение будет означать потерю полезности.

Эффект дохода.Если произошло снижение цен на один из парных товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность приобрести прежний набор товаров, который раньше для него был оптимален, но за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ.

Если произошло повышение цен на один из товаров (апельсины) , то потребитель снизит его потребление, но увеличит потребление другого (апельсины), т.к. апельсины относительно подорожали по отношению к относительно подешевевшим яблокам. Этот процесс называют эффектом замещения.

Вопросы:

1. Полезность, ее характеристика. Взаимосвязь полезности, спроса и предложения.

2. Потребительское равновесие как основа поведения потребителя.

3. Кривая безразличия.

4. Бюджетные ограничения. Эффект дохода и замещения.

Решение задачи:

1. Предельная полезность для Карлсона от варенья выражается уравнением MVB = 45 – 3 x QB, предельная полезность хлеба MVх = 100 – 3 x Qх. Цена одного батона равна 1 рубль, одной банки варенья 2 рубля. Сколько варенья и хлеба может купить Карлсон на 25 руб.?

2. Работник зарабатывает 4500 руб. в месяц. Если он потратит все деньги на обеды в столовой, то посетит ее 75 раз, а если на одежду, то купит 9 вещей. Постройте график бюджетного ограничения. Определите сколько вещей сможет купить работник, если он пообедает 25 раз.

 

Поведение производителя. Издержки производства.

Бизнес подобен езде на велосипеде.

Либо вы едите вперед, либо вы падаете.

Джон Д. Райт

Общие понятия о фирме

В современной экономической теории не существует общепринятого определения фирмы.

Фирма– это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта, где в результате соединения в единый механизм производственных факторов создается товар или услуга, которая идет на продажу.

Под определением «фирма» подразумевают заводы, фабрики, научно – исследовательские институты, кафе, рестораны, банки и т.д. Как видно из этого приблизительного перечня, фирмы отличаются друг от друга размерами, по профилю, характеру и целям работы, сложности применяемого оборудования.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации коммерческими организациями являются фирмы, для которых производство товара или услуги являются основой для извлечения прибыли.

В отличие от отдельных граждан, занимающихся экономической деятельностью, именуемых физическими лицами, фирма выступает как юридическое лицо, т.е. официально признано государством как экономически самостоятельное предприятие.

Фирма должна соответствовать следующим основным условиям:

1. На основании Гражданского кодекса РФ фирма обладает имуществом, обособленным от имущества других фирм, граждан, государства и т.д. Российским кодексом допускается три формы обособления имущества:

· негосударственные предприятия выступают как собственники своего имущества, которым они управляют, распоряжаются, имея полное право на продажу, сдачу в аренду, передачи в залог и т.д.;

· фирма арендатор, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом, но собственником его не является. В роли собственника имущества данной фирмы может выступить правительство страны, городская или местная администрация. Они, контролируют использование и сохранность оборудования. Без согласия собственника имущества фирмы не может сдать в аренду или передать в залог имеющееся у нее оборудование;

· государственные предприятия (фирмы) не является собственниками закрепленного за ними имущества. На них распространяются все названные выше ограничения и затраты. Государство, как собственник имущества, имеет право на изъятие лишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества и распорядиться им по своему усмотрению.

2. Предприятие несет материальную ответственность за результаты своей деятельности. Если предприятие становится неплатежеспособным, оно может быть объявлено банкротом. В этом случае все его имущество может быть продано, вырученные деньги направлены на погашение долгов бюджету, банка, предприятиям, а остаток от вырученной суммы после погашения внешних долгов будет возвращен собственникам фирмы. В данном случае существуют два вида материальной ответственности:

· учредители фирмы с ограниченной материальной ответственностью могут полностью потерять свои деньги, вложенные в капитал фирмы;

· собственники фирмы с неограниченной материальной ответственностью могут потерять помимо своих денег, вложенных в капитал фирмы, личные сбережения и имущество (квартиры, автомобили и др.)

3. Фирма обязана иметь свой счет в одном из банков страны. На этот счет происходят зачисления всех платежей и с него снимаются деньги, которые фирма направляет в бюджет и которыми расплачивается с другими фирмами за оказанные услуги. Правом распоряжение расчетным счетом обладает руководитель предприятия. Без подписи его и главного бухгалтера банковский документ считается действительным.

4. Фирма от своего имени должна приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности. Все договоры от имени фирмы должен подписывать сам руководитель или уполномоченный на это один из его заместителей.

5. Фирма имеет самостоятельный баланс, где отражается имущество фирмы и за счет каких средств (источников) оно приобретено (собственных, заемных).

6. Фирма имеет право и полномочия выступить в суде или в арбитраже в роли истца или ответчика.

 

Классификация фирм.

Фирма выступает на рынке в статусе коммерческой или некоммерческой организации.

Коммерческими организациями, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, являются фирмы, для которых производство товара или услуги является основой для извлечения прибыли.

Некоммерческими организациямиявляются фирмы, для которых получение прибыли не является главной задачей, но одновременно они не являются бесприбыльными. Все расходы, которые получают данные организации (включая прибыль), могут быть использованы только для выполнения их уставных целей: благотворительности, образования, проведения спортивных мероприятий, на нужды церкви, политические мероприятия, различные ассоциации и т.д.

К таким организациям относятся: различные фонды, администрации районов, школы, университеты, институты, колледжи, техникумы, находящиеся на бюджете государства и которым разрешена определенная коммерческая деятельность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.