Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория поведения потребителя



Из того, что я «не могу себе позволить

купить» какого- либо товара, вовсе не

следует, что я испытываю меньшую

нужду в нем или менее желаю его

иметь, чем тот, кто может и позволит

себе этот товар реально купить.

Филип Х. Уикстид

Практика рыночных отношений показывает, что на рынке, как правило, присутствуют глубокие противоречия между производителями и потребителями товара.

Рыночный спросформируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей.

Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования.

Такое поведение потребителей на рынке называется рациональным.

Потребительское поведение на рынке нельзя рассматривать только с позиций потребителя – частное лица, поскольку каждая фирма, производящая определенное благо, также выступаеткак потребитель. Отсюда формируется потребительское поведение фирмы.

Пользователь стремится получить максимальную прибыль. Его ориентирами выступают цены на ресурсы, которые он приобретает, и цены, по которым его продукт реализуется на рынке. Чем больше прибыль, тем больше удовольствие или удовлетворение получает производитель.

Понятие полезностьвытекает из понятия потребительной стоимости. В экономике понятие «полезность» выступает как абстракция, означающая субъективное удовольствие, удовлетворение, пользу от потребления продукта. Это логическая конструкция, призванная объяснить схему, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между нужными и полезными для них товарами и тем самым влияют на потребительский спрос и движение цен.

Закон спроса можно объяснить через полезность. Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, но ощутима. Каждая дополнительная единица потребляемого блага увеличивает полезность. Величина этой новой полезности (увеличенной на единицу блага) называется предельной полезностью.

Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, или это возрастание общей полезности при увеличении объема потребляемого блага на одну единицу.

Предельная полезность тесно связана с кривой спроса, последняя во многом определяется теорией предельной полезности. Кривая спроса убывающая, т.к. с уменьшением цены спрос на этот продукт возрастает. Следовательно, каждая последующая единица потребляемого товара или услуги несет потребителю дополнительную полезность, темпы возрастания которой с увеличением количества потребляемого товара уменьшаются. Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1. Полезность, которой каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Рассмотрим первую полезность. Она находит отражение в законе убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере потребления все новых единиц одного и того же товара растет общая полезность, получаемая индивидом, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара (или добавочная полезность, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Рассмотрим этот закон с помощью таблицы и графиков.

Таблица 3.3.1.

Количество потребляемого товара, Q Общая полезность – сумма предельных полезностей потребленных благ, ТV Предельная полезность, MV

 

Из анализа таблицы 3.3.1. видно, что по мере роста потребления блага общая полезность увеличивается, но темпы этого увеличения все время снижаются. Это означает, что предельная полезность будет сокращаться. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки единицы товара потребителем, когда возрастает приобретенность единиц этого блага. Представим: лето, изнурительная жара. Вы большим удовольствием выпиваете бутылочку прохладительного напитка. Полезность этой бутылочки воды для вас высокая. Но ваши друзья провоцируют вас выпить вторую, пятую, шестую бутылочку воды. Каждая последующая бутылочка воды будет увеличивать общую полезность и снижать предельную полезность для вас.

Закон убывающей предельной полезности можно представить с помощью кривых.

На рис.3.3.1. видно, что по мере нарастания потребления общая полезность увеличивается, хотя темпы ее роста замедляются.

 

   
0 1 2 3 4 5 6 7
TV
Q

 

Общая полезность

 

 

Рис. 3.3.1. Кривая общей полезности.

На рис. 3.3.2. показано сокращение предельной полезности при увеличении объема потребления.

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон убывающего спроса. Линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше, чем предыдущие.

     
Q
МV

 


Предельная полезность.


0 1 2 3 4 5 6 7


Рис. 3.3.2. Кривая предельной полезности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.