Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Динамика конфликта в организации



Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий:

1. Латентную стадию.

2. Открытую стадию.

3. Стадию завершения.

 

Рис. 3 Основные периоды и этапыобщей динамики конфликта[12]

Латентная стадия

Латентная стадия конфликта – т.е. скрытая, когда присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта), за исключением внешних

действий.

«Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов взаимодействия, оголяющие причины конфликтного противостояния и требующие его разрешения.»[13]

Характеристика конфликтной ситуации:

- она имеет объективное содержание, которое определяется происходящими в действительности событиями.

- она имеет субъективное значение, которое зависит от интерпретации сторонами событий.

Этапы вызревания конфликтной ситуации:

1. Осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации.

2. Осознание обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов. Препятствия могут:

а) вытекать из объективной ситуации, безотносительно кпозиции других субъектов – потенциальных участников конфликта;

б) быть собственными личностными качествами (только внутренние, субъективные);

в) быть объективными, персонифицированными, т.е. исходить от конкретного субъекта.

3. Осознание своих интересов и соответствующих препятствий другой стороной.

4. Начало действий, предпринятых одной из сторон для отстаивания своих интересов, которые ущемляют интересы другой стороны.

Эти этапы не обязательно чередуются в указанной последовательности. Некоторые из них могут выпадать, другие повторяться.

Латентная стадия – это предтеча конфликта. Его еще нет, если действует только одна сторона, или участникамипроводятся лишь мысленные операции (планирование поведения, обдумывание, прогнозирование развития конфликта).

Конфликт представляет собой форму взаимодействия и обязательно выражается в поведенческих действиях, а не в намерениях и замыслах.

Нередко на этой стадии развития конфликта стороны(или одна из сторон) предпринимают действия неконфликтного характера для разрешения противоречивой ситуации.

На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации:

- переход конфликтной ситуации в открытый конфликт;

- неконфликтное решение противоречия асимметричным способом;

- неконфликтное решение противоречия симметричным способом;

- игнорирование ситуации и взаимный отказ от активныхдействий.

В конфликтной ситуации всегда содержится угроза безопасности одной из сторон (или всех), по крайней мере, именно так она воспринимается. Восприятие ситуации как угрожающейсвоему положению и интересам может быть следствием:

- потенциальной угрозы;

- непосредственной угрозы.

В зависимости от степени воспринимаемой угрозы субъекты оценивают свои стимулы для начала противоборства, тоесть восприятие ситуации как непосредственно угрожающейявляется важным фактором развития конфликта.

Необходимым условием развития конфликтной ситуацииможно назвать инцидент – повод, который использует одна изсторон для начала противостояния. Этот повод – подходящее послучаю основание, позволяющее без ущерба для собственнойрепутации или соотношения сил предпринять первый опытреализации своего интереса в сложившейся ситуации.

Повод для развязывания конфликта может вытекать из ситуации, может также быть сознательно или неосознанно создан одним из участников.

Ответные действия другой стороны являются началом конфликта, так как позиции сторон четко определились и началось противостояние.

Открытая стадия

«Эта стадия состоит в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба противной стороне. Другой участник, осознавая, что данные действия направлены против него, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.»[14]Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы,насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые вразной степени влияют на его ход.В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным ихролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственно и модели поведения.

Таким образом, внутренняя логика социального конфликта заставляет субъектов следовать определенному сценарию. Это не значит, что финал предопределен и любые позитивные усилия бесполезны. Каждый момент развития конфликта имеет свои точки бифуркации, предусматривающиенесколько вариантов дальнейшего развития. Выбор вариантавсегда остается за участниками противоборства, поэтому всесоциальные конфликты имеют свои особенности и отличительные черты.

Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Сложность его анализа определяется тем, что внешне наблюдаемое противоборство часто не дает адекватных представлений о егоподлинных причинах. В реальности конфликт может основываться на более глубоких противоречиях, чем те, которыеслужат предметом противоборства.

Возможна ситуация, когда стороны не осознают истинные причины противоборства, подлинный предмет конфликта скрыт от них.

Также возможно иное развитие противоборства сторон, когда они осознают два и более «плана» конфликта:осознают истинный предмет конфликта, но сознательнопереводят свое противоборство в иную плоскость (например, начиная полемику в печати), учитывая общественноемнение (требования соблюдения приличий, попытки избавить себя от обвинений в «личных» пристрастиях, корыстных мотивах и прочие).

Усиление социального конфликта выражается в разрастании его по «горизонтали» и по «вертикали». Горизонтальноеразрастание конфликта характеризуется увеличением количества участвующих в нем людей. Расширение круга участников происходит в результате усилий противоборствующих сторон поформированию лагеря своих сторонников, которые в процессевзаимодействия постепенно проходят путь от постороннегонаблюдателя и сочувствующего к активному пособнику, илидаже становятся одной из противоборствующих сторон.

Как правило, эти события сопровождаются изменениемпредмета конфликта, заключающимся в переходе к новым,более глубоким противоречиям и дифференциации ужеимеющихся проблем.

Вертикальное развитие конфликта определяется закономерным обострением отношений, которое выражается вувеличении враждебных действий сторон, то есть в эскалациипротивоборства.

Механизм эскалации действует следующим образом:действия одной стороны приводят к многократно усиленнымответным действиям другой, на что следует опять многократно усиленный ответ первой стороны и т.д. В подобной ситуации найти «правых» и «виноватых» уже невозможно.

Таким образом, задача контроля над конфликтом на открытой стадии сводится к недопущению втягивания в негоновых участников и использованию новых ресурсов.

Внутренние изменения конфликта также очень важны. Восновном они заключаются в смене предмета конфликта и,соответственно, формы взаимодействия (от дела – к личностям;от аргументов – к претензиям, оскорблениям или физическим воздействиям).

Специалисты объясняют его следующим образом: человек придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Критика результатов его деятельности воспринимается как негативная оценка его способностей, самогочеловека как личности, то есть представляет собой угрозу самооценке личности, что приводит к попыткам ее защиты. Подобные усилия закономерно ведут к смещению предметаконфликта в «личностный» план (например «сам дурак»).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.