Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины возникновения конфликтов в организации



 

Для более подробного анализа причин конфликта, на основе результатов которого в дальнейшем будет строиться стратегия по его разрешению, в конфликтологии выделили так называемые области конфликта, представляющие его потенциальные причины или движущие факторы. Всего было выделено шесть областей конфликта, каждая из которых представляет егопотенциальную причину или движущий фактор: “ценности”, “отношения”, “настроения”, “информация”, “структура” и“интересы”. Заметим, что реальной причиной конфликта может быть только одна область или две и более взаимосвязанные области. Конфликтологическая практика учит, что в ходе конфликта вокруг ценностей, отношений и настроений проявляется наибольший накал страстей. Эти области составляют так называемые верхние области конфликта. А “нижние области” конфликта — это информация, структура, интересы. Рассмотрим эти области.

Ценности. Относятся к системе убеждений человека: что правильно и ложно, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо. Различия в ценностях играют значимую роль в каждодневных политических,экономических, духовных и других конфликтах. В любой ситуации, когда один из участников предконфликтной ситуации говорит, например: “Мы хорошиеребята, а они плохие”, виден пример того, как ценности приводят к конфликту.

Отношения. Тут идет речь о взаимоотношениях сторон в прошлом. В процессемножества конфликтов текущая предконфликтнаяситуация является только лишь выражением проблем во взаимоотношениях в прошлом. В любом случае суть движущего фактора взаимоотношений находится в прошлом, которое очень сильновлияет на будущее и препятствует прогрессивному движениюсторон.

Настроения. Есть факторы, не связанные с конфликтом, но которые также могут его повлечь за собой. Это может быть как и небольшая семейная ссора, так и серьезная проблема, связанная, например, со здоровьем.

Информация. Проблемы с информацией могут стать очень серьезным движущим фактором конфликта, который имеет множество форм: слишком мало или слишком много информации; недоверие к методам сбора и к методам оценки информации;неадекватная информация; различия в экспертных оценках и т. д.

Структура. Отдельные конфликты определены структурой или средой, в которой они возникают. Нередко структурные проблемы возникают вследствие дефицита ресурсов: нехватка времени, денег, людей. Другие примеры структурных проблем включают в себя ограничения в сфере общения и вопросы организационного управления. Суть этого движущего фактора состоит в том, что в структуре ситуации имеется то, что влечет за собой конфликт.

Интересы. Под интересами понимаются потребности и желания сторон, вовлеченных в конфликт. Интересы разделяют на три категории: материальные, процедурные и психологические.

Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который анализируется в ходе конфликта. К примеру, в споре по контракту материальным интересом всяческих сторон обычно являются деньги. Одна сторона хочет получить больше, а другая — хочет меньше заплатить.

Процедурные интересысвязаны с процессом, с помощьюкоторого будет разрешен конфликт. Чаще всегоимеется совместный процедурный интерес по быстрейшему и наименее дорогостоящему разрешению конфликта. По факту этот простой интерес является одной из мотиваций для людей, затянутых

в посредничество. В случаях, когда стороны поддерживают отношения, зачастую, имеется единый процедурный интересгармоничного развития этих отношений.

Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства. В частности, людям весьма трудно признать свою неправоту. Нередкоони заинтересованы в том, чтобы им не пришлось признаваться в своей неправоте, т. е. в поиске иных путей разрешения конфликта без потери собственного престижа. В других случаях извинения от чистого сердца могут существенно помочь в разрешении конфликта, так как они учитывают психологический интерес стороны, которая принимает извинения.

Следовательно, та или иная область является причиной конфликта только тогда, когда она выступает для его субъектов как потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. П. Сорокин говорил, что удовлетворение потребности людей является побудителем конфликта. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать. А. Маслоу сгруппировал и выделил пять иерархически связанных уровней основных потребностей человека:физиологические, в безопасности и защищенности, социальные, потребности в уважении, потребности самовыражения. Жизнь показывает, что в случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.

 

Рис.1 Пирамида потребностей человека по А. Маслоу[4]

«Есть и другая классификация потребностей, краткая, но наиболее обобщающая и рассматривающая потребности личности с точки зрения функционального подхода, т. е. какую основную функцию в жизни человека они выполняют: биологические потребности, социальные потребности, высшие потребности.»[5]

Биологические потребности включают в себя физиологические потребности (удовлетворение жажды, голода, полового влеченияи др.) и потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным,быть здоровым, не испытывать страх). Ключевая функция биологических потребностей — «быть живым»: обеспечить видовое и/или индивидуальное существование человека.

Социальные потребности состоят из потребности в принадлежности к общности (необходимость находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими) и потребности уважения (компетентность, достижение успехов,авторитет, признание, и др.). Ключевая функция социальных потребностей — это принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием окружающих, испытывая чувство значимости в форме любви, авторитета или власти среди себе подобных. Человек как вид закрепился в “стадном” существовании, и, таким образом, к чисто биологическим потребностям присоединяется требование не просто “быть живым”, а “быть живым в стаде”.

Высшие потребности — это познавательно-творческие (знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо новое), духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни), нравственные и эстетические. Высшие потребности — это реализация своих способностей, развитие собственной личности и, как следствие, — самоактуализация человека.

Также необходимо отметить, что если два первых вида потребностей характерны практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид относится только к представителям человеческого сообщества.Как раз наличие высших потребностей является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет функцию “очеловечивания” человека.

В тот же момент наличие потребности хотя и необходимое, но еще недостаточныйфактор возникновения конфликта. Когдаудовлетворение потребности не касается интересов других людей, то никакого конфликта не произойдет.Б. Краснов и В. Жуков считают, что интерес — это отношение субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности.

Тем не менее конфликт не произойдет, если потребность породила простой интерес. К примеру, субъект может объективно испытывать в чем-то потребность, но субъективно не будет осознавать ее как интерес. В таком случае неосознанный интерес не станет являтьсяпричиной конфликта. Иными словами, неосознанная потребность не является причиной конфликта. Причиной конфликтабудетявляется только осознанная потребность, которая выступает как осознанный интерес. Как например, Л. Крисбергзаявляет, что социальный конфликт будет на лицо в том случае, когда две или набольшее количество сторон будут убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы.

Итак, конечная причина всяческого социального конфликта — это расхождение осознанных интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Массу причин конфликта можно сгруппировать в две группы причин: объективные и субъективные.

Объективные причины— это те, которые пребывают вне воли и сознания людей, социальных общностей, институтов, организаций. Их все не перечислить. Отмети лишь то, что эти причины происходят не из проявлений сознания или воли субъектов, а находятся в надсубъектных факторах, не смотря на то,что их действия проходят через сознание, получая соответствующую субъективную форму (мотив, стремление, желание, ожидание и т. д.). Объективные причины, зачастую, приводят к созданию предконфликтнойситуации. Порой они могут быть реальными, а порой мнимыми, и в таком случае станут только поводом, искусственно выдуманным субъектом.

К числу особенно часто встречающихся в конфликтологической практике объективных причин можно отнести следующие:естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая разработанность правовых норм, регулирующих бесконфликтное решение проблем; недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ и др.

Субъективные причины представляют собой выражение объективных причин и их толкований субъектами. Чаще всего отмечаются следующие субъективные причины:противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет; противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе; противоположные интересы разных субъектов; непонимание намерений,интересов, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу для себя.

Безусловно, в одном и том же конфликте объективные причины и субъективные четко не разделены. Грань провести достаточнотяжело. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других — нет, следовательно и сами объективные причины во многом субъективны. С другой же стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека во многом создается агрессивностью среды, в которой он формировался как личность. Впрочем следует помнить, что субъективные причины начинают действовать только тогда, когда конфликтная ситуация переходит в конфликт.

Итак, социальные конфликты — результат не только объективных причин, но и психологии людей.

Рассматривая социально-психологический характер конфликта, коротко остановимся на группе субъективных причин, обладающихименно социально-психологическим характером.

Одной из таких причин являются вероятные значительные потери информации и искажение ее в процессе межличностной и межгрупповой связи. Связано это с тем, что человек в ходе общения по природе своего сознания не в состоянии передать без искажения всю информацию.

Второй типичной социально-психологической причиной является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В соответствии с теорией Э. Берна, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от определенной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он друг, с другими — начальник, с третьими — подчиненный и т.п. К большому сожалению, эти роли мыиграемне всегда довольно успешно. В отношении зарожденияконфликта особенно существенны роли руководителя и подчиненного.Когда руководитель разговаривает с подчиненным, то он чаще всего ведет себякак старший по отношению к младшему. В случае если подчиненный так же рассматривает распределение ролей, т. е. считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированностиролей будет проходить бесконфликтно долгое время. И все жеможет сложиться обстановка, при которой участники взаимодействия установятдруг другу равные роли. При таких обстоятельствах происходит нарушение баланса и вероятен ролевой конфликт.

Третьей типичной социально-психологической причиной является непонимание людьми того, что при рассмотрении проблемы, в особенности сложной, расхождение позиций чаще всего может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с разных сторон.

Четвертой социально-психологической причиной во взаимодействии людей является выбор ими неодинаковых способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основании всякой оценки лежит сравнение. Имеется некоторое количество вероятных способов оценки: сравнение с идеалом,с достижениями других людей, с нормой, с исходным положением дел.

Пятой социально-психологической причиной в нынешнеммире является так называемая социальная напряженность. В отечественной литературе определение “социальная напряженность” стал использоваться в начале 90-х гг. XX в. Невзирая на простоту определения, речь идет о новом социальном явлении, показывающем состояние социальных отношений в период наиболее кризисного развития общества.

«Социальная напряженность — это социально-психологиче­ское состояние людей, обусловленное их социальным положени­ем и степенью неудовлетворенности состоянием дел или ходом развития событий.»[6] В качестве совокупных факторов социальной напряженности выступает кризис в области экономики, властии общества. При этом социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры. Внешний контур социальной напряженности сопряженс влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, международной безопасности, экологии. Внутренний контур связан с ситуацией, чтосформировалась в сфере национальной экономики, власти и общества. Система функционирования социальной напряженности имеет закрытый характер:неудовлетворительное состояние экономики вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что, в свою очередь, приводит к конфликтам, забастовкам, а это — к наибольшему спаду производства.

В самом общем виде социальная напряженность возникает в силу социальной дезадаптации, которая разделяется:

- на физиологическую дезадаптацию некоторых слоев населения к трудностям, т. е. невозможность разумноадаптироваться к повышению цен без снижения уровня жизни, что поясняетрегресс социально-демографической ситуации(к увеличению смертности) - психофизиологическую дезадаптацию общества, проявляющуюся в виде не осознаваемых массовых психических состояний (тревожности,апатии,агрессии) при адаптации населения к трудностям и социальным изменениям;

- социально-психологическую дезадаптацию, выражавшую сознательные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, отражающуюся в повышенной политизации, недовольстве, забастовках, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т. д.

Практика показывает, что функционально социальная напряженность выполняет двойственную роль: деструктивную (в данномслучае имеется в виду социальная напряженность, которая безудержным образом влияет наэкономику, государство, власть и личность) и конструктивную (в данном случае подразумевается необходимость мобилизации на преодоление трудностей).

«Социальная напряженность — такое состояние социальной системы, содержанием которого является процесс возникновения и развития противоречивости отношений, интересов, действий людей, социальных групп и институтов, общества в целом, характеризующийся усилением противоположных тенденций, потребностей и целей социальных общностей и индивидов, сопровождающийся ростом недовольства, негативной психологической напряженностью, дестабилизацией социальных связей.

Необходимое условие назревания социальной напряженности — возникновение социальных противоречий, т. е. взаимоисключающих тенденций в различных явлениях. Противоречия не всегда порождают социальную напряженность. Они, прежде всего, источник самодвижения и развития объективного мира. Большинство противоречий разрешаются в рамках совершенствования существующих социальных структур, без противостояния общественных сил и интересов, выраженных кризисных явлений, дестабилизации функционирования социального организма и его подсистем. Противоречие может развиваться в рамках внутренней структуры, в системе глубинных связей и отношений, внешние проявления которых могут отсутствовать на протяжении продолжительного периода, т. е. не проявляться в виде социальной напряженности. Таким образом, социальная напряженность не может назревать без социальных противоречий, но существование противоречий в социуме не означает неизбежности возникновения напряженности в общественных отношениях.»[7]

Социальная напряженность — явление многоуровневое.В социологии выделяют три уровня ее развития:

I уровень — низкий, практически не влияющий на общественную стабильность;

II уровень — средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности;

III уровень — высокий, дезорганизующий функционирование основных социальных институтов и общностей.

Критериями каждого уровня социальной напряженности обозначаютпоследующие характеристики: степень недовольства населения, его направленность и форма проявления (в эмоциональных оценках, политических и экономических требованиях);влияние средств массовой информации, криминальных структур на состояние социальной напряженности; эффективность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к ней; степень объединение оппозиции (наличие общей программы действий,выдвижение единого лидера, объединений партий и движений).

«Для количественного измерения степени социальной напряженности учеными разработан ряд индексов, характеризующих в числовом выражении отдельные ее стороны, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности, который меняется от 0 до 100%. В этом диапазоне выделяют три уровня в зависимости от величины данного интегрального показателя: 0–33% — относительно стабильная зона; 34–66% — зона значительных осложнений; 67–100% — кризисная зона.»[8]

Стоитотметить, что социальная напряженность имеет во многом очаговую природу. К примеру, возникнув на одном из предприятий, она способназапростораспространиться на всю отрасль (забастовка на предприятии может привести к напряженности во всем городе, а с одного заводапереброситься на все остальные). Значит, стоит иметь в виду, что очаги социальной напряженности обладают динамичным характером. Они возникают и исчезают. Длительность существования очагов социальной напряженности напрямую зависит от причин, их вызвавших, от стихийного или преднамеренного характера возникновения, от позиции и эффективности действия властей и т.д.На основе анализа социальных конфликтов были отмеченыследующие очаги высокой социальной напряженности: предприятия, на которых ожидается значительное сокращениерабочей силы; организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива; организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты; разного рода очереди; социально уязвимые категории населения;криминогенные зоны; жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка;экологически неблагополучные зоны.

Шестой социально-психологической причиной конфликта является депривация. Депривация — это разногласие между интересами — ожиданиями субъекта и действительными возможностями их реализации на практике. Некоторые индивиды и социальные группы переживают состояние депривации главным образом на основе сопоставления, соотношения своих социальных условий с социальными условиями других индивидов или групп в негативном для себя свете.

Так же как и любое другое социальное явление, конфликт способен выражать социально-психологическое влияние на его участников и социальное окружение. А.Анцупов и А. Шипилов наблюдают, что такое влияние может быть двух видов: конструктивное и деконструктивное.

На участников конфликта оказывается:

- конструктивное воздействие: устраняется полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, высвечиваются “узкие места” (65% противоречий устраняются); глубже оцениваются индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем (в 10–15% случаев улучшаются взаимоотношения); улучшается качество индивидуальной деятельности (на 28% повышается качество индивидуальной деятельности руководителя); ослабляется психическая напряженность, являющаяся реакцией участников на конфликтную ситуацию;развиваются личность и межличностные отношения;

- деконструктивное воздействие: формируется невериев торжество справедливости; негативно отражается на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов (послезавершения конфликта по вертикали качество деятельности руководителя ухудшается на 17%); закрепляются в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем; является деструкцией системы межличностных отношений, которые сложились до его начала; появляется стресс;формируется негативный образ другого — “образ врага”.

На социальное окружение конфликт оказывает:

- конструктивное воздействие: высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы; межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно; зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки; способствует созданию новых, более благоприятных условий; создает интеллектуально-эмоциональную напряженность; оптимизирует межличностные отношения;

- деконструктивное воздействие: отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат (в результате деструктивного разрешения конфликта взаимоотношения ухудшаются на 19–30%);ухудшает качество совместной деятельности коллектива, послезавершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15–16% ситуаций, если: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был не прав; “пиррова победа” правого оппонента; неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации; ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, что ведет к снижению групповой сплоченности.

Таким образом, источники зарождения социальных конфликтов следует всегда искать в главных противоречиях между противостоящими друг другу субъектами, которые возникают на базе несовпадения их коренных интересов. При этом основная причина конфликта — стремление его субъектов отстоять свои осознанные интересы любой ценой.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.