Природа слова «конфликт» берет свое начало от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». Во многих случаях конфликт понимается какодна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат настоящие илипризрачные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фонепроявления эмоций. В психологии же, под конфликтом понимается столкновениепротивоположно направленных тенденций в сознании одного индивида, вмежличностных взаимодействиях или межличностных отношениях групп людей.Профессор Э.А. Уткин в своей книге «Конфликтология» дает интересное определение конфликтной ситуации: «Конфликт - это столкновениепротивоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаютсяразрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций.Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия».
«Эволюция любого общества представляет собой сложный процесс, который протекает на основе возникновения, изменения и разрешения противоречий. Многовековая история человечества свидетельствует о постоянной борьбе интересов, и как бы далеко современная наука ни заглядывала в прошлое, она везде обнаруживает конфликт в качестве спутника общественного и государственного развития.
Проблема конфликта привлекала к себе внимание еще со времен древности. Попытки первого рационального осмысления социальной природы конфликта восходят к ранним периодам философской мысли. Так, древнегреческий философ Гераклит пытался обосновать позитивную роль борьбы и конфликтов в процессе общественного развития. В той или иной форме подобные мысли высказывали Сократ, Платон, Полибий, Эпикур и др.»[1]
Наиболее важной характеристикой конфликта является неопределенность его исхода,т.е. когда участники конфликта не знают детально позиции своих противников,и как следствие образ действий любой из сторон является производной только отинтересов и целей стороны, не принимавшей во внимание мнение другой стороны.
Ключевые типы взаимодействия людей в совместной деятельности: конкуренция, кооперация, приспособление и конфликт.
Конкуренция - это повышенная активность деятельности людей выражающаяся в стремлении к единоличному обладанию всеобщей цели.
Кооперация - это сотрудничество во всех направлениях, определяемое совокупностью целей и потребностями взаимодействия с людьми.
Приспособление – это определенная форма взаимодействия, склоняющая людей терпеливоотноситься к другим людям и социальным группам, даже не смотря на расхождениеинтересов.
Конфликт – этопротивоборство, борьба, проявляемые во всем многообразии ихформ. Чаще всего возникает, когда в процессе реализации целей компании,вступают в противоречие интересы различных групп.
Понятие конфликта характеризуется широтой содержания и применяются в разных контекстах. Самым распространенным образом он определяется как "предельноеобострение противоречий", а как известно трудно разрешимые противоречиячаще всего связаны с глубокими эмоциональными переживаниями. Характеризующуюроль в восприятии человеком конфликтной ситуации играет то значение, которое человек ей придает, т.е субъективное ее восприятие, которое характеризуетсяиндивидуальным жизненным опытом человека.
Обобщая многообразие определений конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. «Конфликт– этопротивоборство общественных субъектов с целью реализации ихпротиворечивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.»[2] И в данном,и во многих других определениях, конфликт, в первую очередь, связываетсяс противоречием или одним из его моментов – борьбойпротивоположностей.
Одним из существенно важных признаков конфликтаявляется противоположность интересов, которые в свою очередьсопрягаются с целями, ценностями и ориентациями. Таким образом,интересы – самое главное понятие, нужное для анализа конфликта.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – неотъемлемая сторона конфликта,основной элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает,главным образом, острую форму противоречия, образующего основуконфликта; именно такую, при которой обе противоположности илиодна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи,единства. Одну сторону или обе не устраивают, например, уровень участия в системе власти,социальный статус, возможностьдоступа к распределению благ и т.д. Наличие конфликтной ситуациисвидетельствует об уже сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы,организации), а кроме того о готовности поддержать его со стороны другихсубъектов со сформировавшейся установкой на конфликт. Конфликтнаяситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществемогут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являться фоном, на котором проявляются конфликты.
Таким образом, сущность конфликта определяется тем, что этосоперничество общественных субъектов с целью реализации ихнесовместимых ценностей, интересов, позиций и взглядов на фонеконфликтной ситуации.
«В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции конфликта - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.»[3]
Существует три вида основных конфликтов: социальные,межгрупповые и межличностные.
Социальный конфликт-это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая определяется столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Межгрупповой конфликт – это конфликт как между группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а помимо прочего любые ситуации, в которых участники групп вступают в конфликт в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.
Межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой цели, потребности, представления одного человека входят в противоречие с целями, потребностями, и представлениями другого.
Конфликты неизбежны в любой организации, но их все же следует различать по своему характеру и содержанию.
В деятельности трудовых коллективов различают два типаконфликта: конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи,к поступательным изменениям в самой организации. Такие конфликты находят выражения в принципиальных дискуссиях,спорах, обсуждении ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Образование таких конфликтов и их разрешение содействуют развитию самого производства, свободному высказыванию своего мнения, выработке нового мышления, и т.д.
Деструктивный конфликт может быть спровоцирован как объективными, так и субъективными причинами. Чаще всего из деловойсферы он выносится в зону межличностных отношений, ведетк образованию противоборствующих группировок, увеличениюколичества участников. Деструктивные конфликты приводят кмелким кляузам в коллективе, к склокам.
Конфликты имеют свои функции:
- информационную;
- интеграционную;
- инновационную.
Информационная функция конфликта в организации проявляется в том, что она позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности участвующих в конфликте людей, их ценностные ориентации, психологическую устойчивость к стрессовым факторам.
Интеграционная функция конфликта в организации проявляется в том, что он дает возможность снизить психическую напряженность, расширить сферу испособы взаимодействий с окружающими, объединяет группу перед лицом внешних трудностей.
Инновационная функция конфликта в организации выражается в том, что он служит источником развития личности,может повышать качество индивидуальной работы, содействовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптироваться членам коллектива.