Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание юридических лиц



Особенности создания различных видов юридических лиц
определяются законодательством. В зависимости от особен­
ностей различаются три порядка (или способа) создания юри­
дических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-
нормативный. - •

286i


» Распорядительный способ характеризуется" тем, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. Такой способ применяется, как правило, при создании государственных юридических лиц.

• В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или организаций. Например, в разрешительном порядке образуются организации граждан-застройщиков (ЖК, ЖСК, молодежный жилой комплекс, кол­лективы индивидуальных застройщиков - ст. 107 ЖК).

» При явочно-нормативном порядке разрешения на обра­зование юридического лица не требуется - оно разрешено законодательством. Государство обязано лишь проверить за­конность создания таких юридических лиц, что достигается при их государственной регистрации.

В явочно-нормативном порядке образуются частные уни­тарные предприятия, хозяйственные товарищества и обще­ства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и др.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации в поряд­ке, определяемом законодательными актами. Вопросы, касаю­щиеся регистрации (перерегистрации) юридических лиц, включая требования к перечню документов, необходимых для регистрации, размера вносимой платы за регистрацию и др., решаются в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Прези­дента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11.

На основании решения уполномоченного органа о госу­дарственной регистрации Министерство юстиции вносит све­дения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических'лиц и индивидуальных предпринимателей и вы­дает свидетельство о государственной регистрации установ­ленного образца. Руководителю зарегистрированного юридического лица выдается удостоверение.

Нарушение установленного законодательством порядка образования юридического лица, несоответствие его учреди­тельных документов или создаваемого юридического лица


требованиям законодательства влечет отказ в государствен­ной регистрации юридического лица. Отказ в государствен­ной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Виды юридических лиц

Юридические лица различаются по многим критериям, ко­торые позволяют проводить четкую классификацию юриди­ческих лиц.

Можно выделить наиболее значимые принципы классифи­кации юридических лиц:

1) собственность, на которой они образованы;

2) права учредителей (участников) юридического лица на
имущество последнего;

3) цель деятельности юридического лица;

4) состав учредителей (участников);

5) способ образования;

6) учредительные документы (их состав);

7) характер участия учредителей (участников) в деятель­
ности юридического лица;

8) объем вещных прав юридического лица;

9) обязанности учредителей (участников) участвовать сво­
им трудом в деятельности юридического лица;

 

10) особенности статуса (правового режима) юридическо­
го лица;

11) соподчиненность юридического лица.

В зависимости от формы собственности юридические лица делятся на:

1) созданные на основе частной собственности (граждани­
ном, частным юридическим лицом, гражданином и частным
юридическим лицом совместно);

2) созданные на основе государственной собственности.

Значение деления юридических лиц по этому критерию по­зволяет определить пределы и формы вмешательства органов государственной власти в деятельность юридического лица. Указанных юридических лиц отличают интересы, цели их созда­ния и деятельности: частноправовые или публично-правовые.


 

 


В зависимости от прав учредителей (участников) на иму­щество юридического лица:

1) юридические лица, на имущество которых их учредите­
ли имеют право собственности или иное вещное право (унитар­
ные предприятия, в том числе и дочерние, а также
финансируемые собственниками учреждения);

2) юридические лица, в отношении имущества которых их
учредители (участники) не имеют имущественных прав (обще­
ственные объединения, религиозные организации (объедине­
ния), благотворительные и иные формы, ассоциации и союзы
(объединения) юридических лиц);

3) юридические лица, на имущество которых их учредите­
ли (участники) имеют обязательственные права (хозяйствен­
ные товарищества и общества, производственные и
потребительские кооперативы). Участники этих юридических
лиц могут иметь вещные права только на то имущество, кото­
рое они передали юридическим лицам в пользование в каче­
стве вклада в уставный фонд.

В зависимости от отнесения юридического лица к той или иной группе по вышеозначенному критерию решается вопрос о правах на имущество юридического лица в случае выбытия (исключения) из состава учредителей (участников), а также в случае ликвидации юридического лица.

В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

По составу учредителей (участников) различают юриди­ческие лица, создаваемые:

- государством, административно-территориальными еди­
ницами, их органами;

- физическим лицом (лицами), например супругами;

- крестьянским (фермерским) хозяйством, другим юриди­
ческим лицом;

— субъектами хозяйствования в различном сочетании.

При этом новые юридические лица могут создаваться гражданами и юридическими лицами совместно.

По способу создания различаются юридические лица, со­здаваемые в распорядительном, разрешительном и явочно-нормативном (регистрационном) порядке.

Ш Зак 2388 • 289


По особенностям статуса (правового режима) различаются юридические лица - резиденты, т.е. юридические лица, образован­ные и действующие в соответствии с законодательством Республи­ки Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе с инвестициями нерезидентов Республики Беларусь, и юри­дические лица - нерезиденты, т.е. юридичевкие лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь.

По соподчиненности различаются юридические лица ос­новные, дочерние и зависимые.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.