Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Танец вашего животного. 5 страница



Проблема не в том, как некоторые западные философы хотели бы, чтоб оно было, что первобытные народы выставляют напоказ первобытный "дологический ум." Проблема в том, что человек Запада просто примитивен с шаманской точки зрения. Для товарища соплеменника Хиваро не нужно указывать, в каком состоянии сознания он был, когда имел определенное переживание. Они это понимают, потому что они знают, какого рода переживания происходят в ШСС, а какие в ОСС. Только западному постороннему человеку недостает этого фона.

Софистика Хиваро далеко не единственная; деиствительно это, вероятно, верно для всех шаманских культур. К несчастью, западные наблюдатели, которым не достает обширного опыта с измененными состояниями сознания, слишком часто упускали возможность осведомйться относительно познавательного состояния, в котором находились их первобытные информаторы, когда с ними было такое "невозможное". Как уместно заключает австралийский антрополог Станнер:

"Европейцам фатально легко, встречаясь в первый раз с подобными вещами, предположить, что "мистицизм" подобного рода управляет всей туземной мыслью. Оно не так. Логическая мысль и рациональное поведение так же широко распространены в первобытной жизни, как и на более простых уровнях европейской жизни… И если пожелать увидеть действительно блестящую демонстрацию дедуктивной мысли, нужно только видеть, как туземец преследует раненого кенгуру и добиться от него объяснения, почему он понимает данные знаки известным образом. Другими словами, ограниченными являются не первобытные люди, но мы сами, при понимании двухярусной природы их опыта и внимания, которое они ему уделяют.

Так как наша западная культура не шаманская, необходимо при обучении шаманизму разъяснять, различие между необыкновенной и обыкновенной реальностью, как это делает Кастанеда. Когда вы станете шаманом, и если там будут другие шаманы, с которыми вы сможете беседовать, вы найдете необходимым больше, чем Хиваро или австралийский туземец указывать, в каком состоянии сознания вы были, когда с вами произошел какой-то особый случай. Ваша аудитория, состоящая из знающих людей, поймет.

Составляющая измененного состояния в ШСС, включает разнообразные степени транса, от существенно легкого /как у индейских шаманов Северной Америки/, до очень глубокого /как у лапландцев, когда состояние шамана может временно оказаться коматозным/. Однако сообщают, что у сибирских шаманов существует весь ряд. Как указывает Хулткранц: "Высказывания насчет того, что эффект шаманского транса имеет постоянную глубину, поэтому неправильны". Подобным же образом Элиад замечает, что у угров шаманский экстаз не столько транс, сколько состояние вдохновения: шаман слышит и видит духов, он выходит из себя, потому что в экстазе он путешествует по отдаленным краям, но он не лишен сознания. Он ясновидец и вдохновленный человек. Однако основное переживание экстатическое и главным средством для его достижения является, магически-религиозная музыка.

Что является определенным, то это то, что для шаманской практики нужна некоторая степень изменения сознания. Посторонние западные наблюдатели часто упускали то, что шаман находится в легком трансе, именно потому, что они были посторонними наблюдателями, которым недоставало личного шаманского опыта. Шаман может казаться действующим в трезвом состоянии, когда в действительности его ум занят внутренними видениями. Я сам был свидетелем того, как один американский знахарь действовал во время лечения в сумеречном контексте, который не легко было заметить посторонним. Он мне после рассказывал, что он видел во время этого лечения, подчеркивая то, что он был в легком трансе.

В ранний, критический момент его жизни, до принятия шаманизма, шаман мог впадать в это измененное состояние сознания очень глубоко, хотя тут много индивидуальных и культурных условий. Иногда такое случается, когда намеренно ищут видение для того, чтобы получить силу духа-хранителя. В другой раз это случается при кризисе в серьезной болезни, как у некоторых севереи южноамериканских индейцев, и в первобытной Сибири. Такой радикально глубокий и сообщающий откровения опыт часто ободряет в намерении вступить на путь шамана. Личным примером служит мой собственный психоделический опыт с индейцами Кунибо в 1961 г.

Я буду избегать здесь слова "транс" из-за нашего западного культурного понимания в отношении этого термина, часто приписывающего ему бессознательное состояние.

В ШСС вы видите по-шамански. Это может быть названо визуализацией, "имажинизацией" или, как выражаются австралийские аборигены, использованием "сильного глаза". Хотя такое видение происходит в измененном состоянии сознания, было бы не эмпирическим предрассудком, вредным для завершения непосредственного понимания, отбросить такие явления, как галлюцинации. Видение туземного шамана не простая галлюцинация. Это визуализация умственной формации, которая тоже может некоторое время существовать независимо от своего творца. Пока человек испытывает это видение, он не может двигаться, но сознает все, происходящее вокруг него, как мне сказал один шаман из племени Кантранг, что он мог видеть и знать, что происходит, но был как бы мертвый, бесчувственный ко всему.

ШСС позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда шаман возвращается в ОСС, что непохоже на характерный транс западного медиума или участников одержимых танцев карибского происхождения. Другими словами, ШСС не влечет за собой типичную амнезию. В ШСС часть сознания шамана все еще слегка связана с обычной реальностью физического и материального окружения, в котором он находится. Легкость его транса является причиной того, что часто ассистент должен бить в барабан, чтобы поддерживать его в ШСС. Если барабанный бой прекратится, он может быстро вернуться в ОСС и потерпеть таким образом неудачу.

Основными инструментами для того, чтобы впасть в ШСС, являются барабан и трещетка. Шаман обычно ограничивает употребление барабана и трещетки, вызывание и поддерживание ШСС, и таким образом подсознательно ассоциирует их с серьезной шаманской работой. Начало постоянного монотонного звука трещетки или барабана повторно становится для его мозга сигналом возврата в ШСС. Таким образом, для опытного шамана достаточно только нескольких минут знакомого треска или барабанного боя для осуществления легкого транса, в котором делается большая часть шаманской работы.

Повторный звук барабана является обычно основой для предпринятия шаманских задач в ШСС. С большим основанием сибирские и другие шаманы иногда отзываются о своем барабане, как о "коне" или "каноэ", переносящем их в Нижний или Верхний Мир. Постоянный монотонный бой барабана действует как несущая волна в ШСС, а затем поддерживающая его в пути.

Значение барабана, как "верховой лошади" или "коня" иллюстрируется этими шаманскими стихами сибирских койотов.


О, мой разноцветный барабан,

Стоящий в переднем углу.

О, мой веселый и раскрашенный барабан, ты, что стоишь здесь!

Пусть твое плечо и шея будут сильными.

Слушай, слушай моя лошадь - ты олениха!

Слушай, слушай моя лошадь - ты медведь!

О, раскрашенный барабан, стоящий в переднем углу!

Моя верховая лошадь - самец или самка оленя!

Утихни звонкий барабан,

Обтянутый кожей барабан,

Исполни мои желания.

Как на облаке пронеси меня

Через страны сумерек и под свинцовым небом,

Пронесись подобно ветру Поверх горных вершин.


Лабораторные исследования Негера показали, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной системы. Ритмическая стимуляция воздействует на электрическую активность многих сенсорных и моторных областей мозга, обычно не задеваемых, благодаря чему стимулируются связи с сенсорной областью. Кажется, что это частично зависит от того, что одиночный удар барабана содержит много частот и в соответствии с этим он одновременно передает импульс вдоль множества нервных путей в мозгу. Далее, удары барабана имеют главным образов низкую частоту, что означает, что ударом барабана может быть передано больше энергии мозгу, чем каким-нибудь другим стимулирующим звуком высокой частоты. Это, возможно, происходит благодаря тому, что низкочастотные рецепторы уха лучше сопротивляются повреждению, чем деликатные высокочастотные рецепторы, и могут выдержать большие амплитуды звука, пока не почувствуется боль.

Недавние изыскания в области шаманских духовных плясок индейцев Салиш с Северозападного берега, подтверждают и расширяют открытия Негера о способности ритмического барабанного боя индуцировать измененное состояние сознания. Жалек и Ормстед нашли, что частоты барабанного боя в ряду частот волны тэта EEg /от четырех до семи циклов в секунду/ преобладали во время вводных процедур, применяющих сальский барабан из Оленьей кожи. Это ряд частот, отмечает Жилек, от которого ожидают наибольшей эффективности при создании состояния транса.

Надеются, что такие изыскания будут возможно сопровождаться телеизмерениями EEg шамана, пока он занят работой в ШСС. Похоже на то, что такого рода исследования приведут к открытию того, что ШСС обычно включает уровень тэта также, как и менее глубокий уровень альфа.

Встряхивание трещетки шамана, обеспечивает стимуляцию в мозгу дорожек более высокой частоты, чем бой барабана, усиливая его бой и повышая полный звуковой эффект. Хотя и более высокой частоты, звук большинства трещеток имеет достаточно низкий амплитудный уровень, чтобы не вызвать боли в рецепторах уха.

Несмотря на то, что шаман может бить в барабан сам, его полное впадение в ШСС требует помощника, который бы перенял у него барабан и продолжал бить, как это делается у сибирских тунгусов так, чтобы измененное состояние сознания шамана поддерживалось. Другая техника среди тунгусов позволяет помощнику взять на себя весь барабанный бой, даже до того, как шаман войдет в ШСС. Я предпочитаю этот метод, иначе физические требования при битье барабана могут помешать моему переходу в ШСС. Однако шаман должен был бы еще регулировать быстроту ударов, потому что только он может слышать, является ли темп подходящим. При принятых мною приемах я трясу трещетку, обычно начиная с медленного темпа и увеличивая его, когда чувствую в этом необходимость. Звук трещетки не только ведет барабанщика, но еще и пополняет звуковую тягу барабана подводом более высокой частоты: когда шаман, пользующийся этим методом, в конце концов, впадает в ШСС, он уже не бывает способен трясти трещетку, так что барабанщик продолжает за него, продолжая в темпе, услышанном в последний раз.

Когда помощник тунгузского шамана исполняет весь барабанный бой, шаман не пользуется трещеткой. Вместо этого он задает темп пляской; ритм колокольчиков и железной мелочи на его одежде ведет барабан и снабжает его звуками более высокой частоты. Эта техника обеспечивает подвод в нервную систему шамана движений тела, соответствующих звукам, поскольку, как замечает Широкогоров, "…пляска частично вызывается необходимостью производства ритмических звуков".

Превращению в ШСС помогает также пение песни-силы, которую он поет в этих случаях. В каком-нибудь отдельном племени слова этой песни изменяются от шамана к шаману, мелодия и ритм не являются изобретением индивидуального шамана, но принадлежностью отдельного племенного района.

Песни имеют тенденцию быть повторяющимися и относительно монотонными, большей частью возрастающими в темпе, когда шаман приближается к ШСС. Они могут иметь скрытую функцию действовать на активность центральной нервной системы, аналогично дыхательным упражнениям йогов, однако я не знаю какого-либо выполненного исследования, чтобы это определить. Шаману часто помогают войти в ШСС члены аудитории, присоединившиеся к нему в песне.

Слова помогают вызвать ШСС, стремясь упомянуть о духах-хранителях и помощниках шамана, и снова подтвердить его могущество.

Ученая часть ШСС включает приписывание полной реальности вещам, которые мы видим и чувствуем, слышим и другим образом испытываем в измененном состоянии сознания. Этот непосредственный эмпирический опыт рассматривается шаманом не как фантазия, но как непосредственная реальность В то же время шаман признает разделенность ШСС от реальности ОСС и не смешивает реальности. Он знает, когда он находится в той или другой, и входит в каждую из них по выбору.

Ученые правила, пока он находится в ШСС, включают положение, что животные, растения, люди и другие феномены, увиденные в измененном состояния, вполне реальны, в контексте с нематериальной, необыкновенной реальностью, в которой они были восприняты. Шаман вступает в ШСС, чтобы видеть эти нематериальные формы и взаимодействовать с ними. Эти формы шаман или другие люди не могут видеть, будучи в ОСС, и они не являются частью обычной реальности.

Ученый аспект ШСС включает глубокое уважение всех форм жизни со скромным сознанием нашей зависимости от растений, животных, даже неорганического вещества планеты. Шаман знает, что люди сродни всем формам жизни, что они все наши родственники. Как в ШСС, так и в ОСС, шаман подходит к другим формам жизни с семейным уважением и пониманием. Он признает их древность, родственность и особую силу.

Таким образом, шаман вступает в ШСС с уважением к природе, к силам, присущим диким животным и видам растений, к их цепкой способности выжить и процветать сквозь зоны существования планеты. Приблизившись к Природе в измененном состоянии сознания с уважением и любовью, шаман считает, что природа откроет ему вещи, которые невозможно установить в обычном состоянии сознания.

Многие североамериканские племена еще сохраняют существенно шаманский взгляд на реальность, как например в этом утверждении одной из Хопи:

"Для Хопи - вся Жизнь едина. Мир, в котором он живет, - это мир человека, и в нем все животные, птицы, насекомые и каждое живое существо, как и деревья и растения, которые также имеют жизнь, ибо в формах, в которых мы их обычно видим - это всего лишь маскарад. Но сказано, что все эти существа и эти живые вещи, которые разделяют мир с нами, людьми, конечно имеют другие дома, где они живут в образе людей, подобно нам. Поэтому обо всех этих живущих вещах надо думать как о людях, и их иногда можно видеть в их собственной форме, даже на Земле. И если их убивают, то душа этого существа может вернуться в свой собственный мир, который она больше не сможет покинуть, но потомки этого существа займут место в человеческом мире, поколение за поколением."

Даже при дневном свете можно научиться видеть по-шамански необычайный аспект естественного феномена. Например, нижеследующее есть метод чтения камня, прием, который я узнал у знахаря племени Лакота Сиоу. Но сначала остановитесь на вопросе, на который вы хотите иметь ответ. Затем просто походите по дикой местности, пока ваше внимание не привлечет на земле камень размером в два кулака. Поднимите его и отнесите к месту, где вы можете удобно усесться с ним.

Положите камень на землю перед собой и спросите о том, на что вы хотите получить ответ. Тщательно изучайте верхнюю поверхность камня до тех пор, пока сможете увидеть одно или несколько живых существ, образованных линиями камня, трещинами и другими неровностями. Это может занять несколько минут.

Когда вы будете удовлетворены тем, что разобрали одно или несколько животных, растений, насекомых, лиц, человеческих форм или других единиц на поверхности камня, подумайте о том, что камень старается вам сказать по поводу вопроса, который вы задали. Запомните свое заключение и затем переверните камень. Повторите тот же самый процесс созерцания и размышления, пользуясь новой поверхностью. Если камень достаточно толстый, вы сможете повторить процесс на остающихся сторонах камня.

Далее спокойно рассмотрите, как индивидуальные сообщения от каждой из четырех сторон могут быть соединены, чтобы образовать сообщение, которое будет ответом на ваш вопрос. Затем почтительно и с благодарностью верните камень в то место и положение, где вы его нашли.

Когда у вас будет достаточно шаманского опыта, вы сможете использовать этот метод, чтобы помочь другому человеку. Заставьте его проделать то же, что описано выше. Различие только в том, что вы оба участвуете в прочтении ответа на его вопрос. После того, как вы осмотрите все стороны, дайте ему первому описать и проанализировать то, что он видит. Затем в качестве шамана пополните эти наблюдения и анализ своими собственными. На основе вашего большого опыта вы сможете предложить объяснение того, как подходит друг к другу то, что вы видите оба. Затем переверните камень и повторите процесс для всех четырех сторон. В заключение этот человек сам сделает вывод из осмотра всех четырех сторон.

Очевидно, что есть общее и отличное между этим шаманским подходом и тэстом Роршаха или психоаналитическим методом свободных ассоциаций. Но тот факт, что здесь есть разница, не делает шаманскую технику хуже. С точки зрения шамана, в этом камне существуют животные и люди. Понятию фантазии нет места в мире шамана. Для него все в природе имеет скрытую, необычайную реальность. Это нечто, что научаешься видеть, следуя путем шамана.

Это свободное переложение Давидом Клутье шаманской поэмы сибирских чукчей иллюстрирует то, о чем я говорю.

ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВИДИТ ШАМАН.

Все, что существует, живет

На крутом берегу реки,

Есть голос, который говорит.

Я видел обладателя этого голоса.

Он поклонилсямне.

Я говорил с ним.

Он отвечал на все мои вопросы.

Обо всем, что существует, живет.

Маленькая серая птица,

Маленькая синяя грудка

Поет в дупле ветки дерева,

Она выражает пляски своих духов,

Поет шаманские песни.

Дятел на дереве, -

Это его барабан.

У него барабанящий клюв.

И дерево качается,

Вскрикивает, как барабан,

Когда топор кусает его бок.

Все эти вещи отвечают на мой зов.

Все, что существует - живет!

Фонарь ходит вокруг.

У стен этого дома есть языки,

Шкуры, Спящие в своих мешках,

Всю ночь не спали, разговаривая

… на могилах поднимаются

И кружат вокруг могильных холмов,

В то время, как мертвецы Сами встают,

Чтобы пойти посетить живых.

Глава 4 ДУХИ-ЖИВОТНЫЕ

Шаманы долго считали, что силы - это силы животных, растений, солнца, основных энергий мироздания. В саду Земля они расходовали данную им силу на то, чтобы помочь спасти других людей от болезней и смерти, чтобы обеспечить силу для повседневной жизни, чтобы общаться со своими ближними и вести жизнерадостное существование в гармонии со всей природой.

За тысячелетия до Чарльза Дарвина, люди шаманских культур были убеждены, что люди, и животные находятся в родстве. В их мифах, например, действующие лица - животные, обычно описываются, как человеческие существа по физическим формам, но различающиеся отдельными личными характеристиками, которыми обладают различные виды животных, существующих сейчас в дикой природе. Так койот отличается в сказках злонамеренным поведением, а ворон часто своей неприличной зависимостью от других, убивающих для него дичь. Затем, в соответствии с различными мифами о сотворении мира, животные часто описываются, что они стали физически в тех формах, в которых не находят их сейчас. В соответствии с этим - объясняют мифы - люди и животные не могут больше беседовать друг с другом, а животные не могут иметь человеческого вида.

Тогда как мистический рай животно-человеческого единства в обыденной реальности утрачен, он еще остается достижимым в необычной реальности шамана и человека, ищущего видений. Понятие австралийских аборигенов о "Времени Сна" воплощает это знание, ибо оно упоминает о мифологическом прошлом, которое все еще существует параллельно во времени сегодняшнему дню обычной реальности и которое проникает в сны и видения. Шаман - единственный из людей, который регулярно способен осуществлять единство животные - люди, впадая в ШСС. Для шамана, в измененном состоянии сознания, мистическое прошлое доступно непосредственно.

Севереи южноамериканские индейцы в своей мифологии создали множество образов зверей, которые рассказывают не о приключениях какого-то койота, какого-то ворона или какого-то медведя, но о приключениях Койота, Ворона, Медведя. Другими словами, индивидуальные образы представляют целые виды или более значительные классы животных. Это аналогично единству чьего-то индивидуального духа - животного-хранителя, всем видам, к которым он относится. Это единство означает, что человек обычно обладает не просто силой какого-то медведя или какого-то орла. Обладатель животного - хранителя нормально черпает духовную силу целого вида, хотя он действительно подключается к этой силе только через индивидуализированное ее проявление.

Связь между людьми и миром животных является для шамана чем-то очень основательным. С шаманом, использующим свои знания и методы для участия в могуществе этого мира, через своего духа - хранителя или духа-животного, шаман имеет связь с могуществом животного мира, млекопитающих, птиц, рыб и других существ. Шаман должен иметь особого хранителя для того, чтобы делать его работу и его хранитель помогает ему известными способами.

Североамериканские туземцы часто упоминают о духе-хранителе как о животном - силы. Это особенно подходящий термин, ибо он настаивает на дающем силу аспекте духа-хранителя, так же как на том, насколько часто он воспринимается, как животные. Но Салиш, индейцы с побережья, также часто упоминают о духе-хранителе, как о таком, который может являться им в виде человека. Такая животно-человеческая двойственность духа-хранителя общая черта севереи южноамериканских космогонии, также, как и в других местах первобытного мира.

Так среди Кокона, на реке Колорадо, животные являются во сне как человеческие существа. Среди Хиваро дух-хранитель обычно сначала появляется в видении в виде животного, а затем во сне в виде человека.

Способность животных появляться в человеческом виде не удивительна, учитывая широко распространенное убеждение, что люди и животные биологически родственны и в древние времена были способны беседовать друг с другом. В необыкновенной реальности животные продолжают иметь способности показывать себя в человеческом виде людям, впавшим, в ШСС. Единственно шаман или человек с шаманскими тенденциями способен возобновить утраченную способность сообщаться с другими животными. Так, когда человек становится шаманом, среди племен Западной пустыни Южной Австралии, он обретает способность говорить с птицами и другими животными. Когда Кастанеда вступает в разговор с кайотом, он приближается к превращению в шамана. Среди Хиваро, практически, если животное говорит с вами, это рассматривается как очевидность того, что оно есть ваш дух-хранитель.

Среди Лакота духи-хранители часто говорят, когда они являются искателю видений. Как рассказывает Лама Дир, что вдруг он увидел, а затем услышал, как вскрикнула большая птица, "затем она ударила меня по спине, коснулась меня распростертыми крыльями. Я услышал крик орла намного громче голосов других птиц. Он, казалось, говорил: "Мы ждали тебя! Мы знали, что ты придешь. Теперь ты здесь. Твоя тропа ведет отсюда… с тобой всегда будет призрак - другой ты".

Способность животных, духов-хранителей говорить с человеком или являться иногда в человеческом виде, принимается как указаниена их могущество. Другим доказательством их могущества является то, что они появляются плавающими в среде, которая не является их "обычным" окружением. Обычным, примером является млекопитающее или змея, летящие по воздуху с помошью крыльев или без этого. Все эти способности показывают, что животное действитепьно необычное, носитель силы, способный переступить природу обычного животного и его обычного сушествования. Когда происходит его перевоплощение в человеческий облик, то это бывает актом, магической силы. Принадлежа шаману, это животное действует, как альтерэго, наделяя его силой перевоплощения, и особенно силой перевоплощения из человека в животное - силы, так же, как и обратно.

Убеждение шамана в том, что он может перевоплотиться в форму своего духа-хранителя или животное-силы широко распространено и, очевидно, очень давно существует. Среди австралийских Арунта они часто принимают образ орла-ястреба. Во время посвящения одного шамана из племени Вараджери в Австралии он имел необыкновенное переживание, когда перья выступили из его рук и выросли крылья. Затем его учили летать. Впоследствии он удивил своих соплеменников, обсуждая этот опыт. На крайнем севере Скандинавии шаманы Лапландии превращались в волков, медведей, оленей и рыб. Сибирские и эскимосские шаманы часто превращаются в волков. Подобным же образом среди американских индейцев Юка, шаманов, которые считались имеющими силу превращаться в животных, медведей называли "медвежьими докторами". Начинающий медвежий шаман объединялся с настоящими медведями и ел их пишу и временами жил с ними, иногда целое лето.

Древняя шаманская вера в способность превращаться в животных жила в Западной Европе до Ренессанса. Христианская церковь, конечно, рассматривала людей, вовлеченных в животные метаморфозы, как колдунов и преследовала их при помощи инквизиции. Однако, коллега Галлилея, алхимик и ученый Джиованни Батиста Порта в 1562 году обладал старинным знанием, как проделать такую метаморфозу. Он опубликовал эту информацию в своей знаменитой книге "Природная магия". Он объясняет, как, употребляя галлюциногенное лекарство, человек стал бы верить, что он превратился в птицу или животное. Порта замечал:

"Этот человек стал бы казаться себе превратившимся в рыбу, и выбрасывал вперед руки, и плавал бы по земле; иногда он, казалось бы, выныривал, а потом нырял опять. Другой считал бы себя превращенным в гуся и стал бы есть траву и клевать землю своими губами, подобно гусю, и время от времени петь и хлопать руками, как крыльями."

Подобно этому Кастанеда сообщает, что у него был опыт превращения в ворону с помощью галлюциногенной микстуры, и что дон Хенаро наблюдал, как шаманы превращались в орлов и сов.

Однако, употребление галлюциногенного зелья никоим образом не нужно человеку, чтобы проделать превращение в птицу или другое животное. Пляска - куда более обычный метод, применяемый на большей части первобытного мира для получения шаманского состояния сознания, достаточного для этого опыта. Пляска с барабанным боем. Посвящение в шаманы среди карибских индейцев, например, включает в себя ночные пляски, во время которых неофиты подражают движениям, животных. Это часть процесса обучения тому, как превратиться в животное.

Но не только шаманы и шаманские аспиранты исполняют пляску для превращения в образы животных. Во многих первобытных культурах кто-нибудь, имеющий духа-хранителя, может воспользоваться пляской, как средством вызвать альтерэго. Среди индейцев Салйш сезон Зимних плясок предоставляет возможность какому-нибудь инвидууму сознательно стать единым целым со своим животным-силой. Дух танцующего находит драматическое выражение в танцевальных па, темпе, движениях, выражении лица и жестах: в змеином шаге, затем летучих прыжках свирепо кричащего воина или в покачивающейся рыси, неуклюжей, горько плачущей матери медведя. Часто шаман во время таких плясок носит специальные маски и одеяния, чтобы усилить подобие со своими животными-силы. Все это служит соединению своего личного сознания с сознанием животного-силы.

Подобно этому, танцор Зуни, носящий маску одного из богов Качино, делает больше, чем воплощает Качина. Перенесенный в измененное состояние сознания пляской, боем барабана, звуком трещеток и жужжанием бычьих пузырей, он становится на это время истинным воплощением того духа, которого считают находящимся в маске. Как сказал один Салиш:

- Во время пляски я не действую, я только покоряюсь твоей силе, я только следую путем твоей силы.

Шаманы, выполняя пляску своих животных духов-помощников обычно не только производят движения этих животных, но и звуки. В Сибири, в Америке и других местах шаманы издают звуки и зовы птиц, рычание и другие звуки своих животных-силы при выполнения перевоплощения. Как говорит Хромой Олень о духе медведя:

- Он производит медвежьи звуки…

У Кастанеды можно встретить подобное. То, что говорит Хромой Олень, не бесконтрольное владение культом, но скорее поддержание шаманом единства со своим животным-компаньоном.

Среди индейцев Мексики и Гватемалы дух-хранитель известен под названием нагваль, производное от ацтекского нахуалли. Нагваль относится как к животному духу-хранителю, так и к шаману, в него перевоплощающемуся. /Сложное слово, производное от нахуалли, имеет значение "быть скрытым, замаскированным"/. Нагваль также применяется в Мексике к шаману, способному проделать такое превращение, независимо от того, делает ли он это в настоящий момент или нет. Так Кастанеда упоминает о дон Хуане, как о Нагвале.

Случайно Кастанеда отличает понятие нагваль от тонапь в пространной, хотя немного смущающей дискусии. Недоразумение может быть немного рассеяно, если понять, что тональ происходит от ацтекского термина тоналли. Это слово относилось особо к насущной душе и символу дня рождения, который был часто каким-нибудь животным. Тоналли было частью тщательно разработанного календаря со включением предопределения, нечто аналогичное нашему знаку зодиака западной астрологии. Таким образом, все понятие несет на себе подразумевающий рок, предопределение и судьбу вашей жизни от рождения до смерти. Рассуждения Кастанеды в общем следует этому понятию. Таким образом можно считать, что жизненный опыт в обычной реальности определен тональным животным, но это животное не то же, что нагваль шамана, которое, подобно животным духам-хранителям в других местах, связано с ШСС и, как предполагает Кастанеда, находится за обычной реальностью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.