Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Танец вашего животного. 4 страница



Я удивился, когда услышал, что меня зовут назад, и с неохотой я дал себе вернуться, немного разочарованный тем, что я не дошел до Конца Туннеля, и в то же время, я был изумлен пережитым.

Само возвращение было быстрым и легким. После осталось чувство какого-то открытия и благоговения".

Второе лицо также испытывало, как сон, свое состояние сознания и использовало входом в землю пещеру.

"Я выбрал знакомую мне пещеру. Я бывал в ней четыре или пять раз. Она находится в лесу и вход в нее имеет около четырех футов в диаметре. Вы спускаетесь в большое помещение с несколькими входами. Оно продолжается вниз, внутрь горы. Мне нужно было перейти несколько трещин, которые были довольно глубокими и протискиваться через одно место, где вы должны буквально слиться со скалой.

Я спустился в самую глубокую часть пещеры, где я когда-либо был. Я действительно никогда не был дальше этого места. Но я, как бы пошел дальше, и вышел через другой вход или, в данном случае, другой выход на тропический остров с прекрасным большим берегом, настоящими тропическими птицами и большим количеством тропической растительности. Настоящий рай!

Затем я вернулся. Это было почти, как - будто я спал, но я знаю себя достаточно хорошо, чтобы знать, когда я сплю, а когда не сплю".

Следующий случай - другой пример использования пещеры как входа.

"Начало, казалось, затягивалось. В конечном счете я сосредоточился на пещере, которую я посетил во Франции и в которой жили доисторические люди. Я вошел в нее и продолжал идти и идти. Она нигде не становилась ниже моего роста, поэтому я не должен был ползти. Поэтому я просто щел. Под конец она расширилась в большое отверстие. Я вышел, и там был утес. Я обошел его и влез на гору так, что я оказался сидящим над отверстием! Мне доставил удовольствие вид - глубокий и широкий. Затем я вернулся".

Лица с необычным шаманским потенциалом могут даже при этом первом опыте не только видеть, но чувствовать, слышать и ощущать запахи. В следующем примере лицо чувствовало, что ползет на руках и ногах. Чувство холода воды имело дополнение к чисто зрительному восприятию.

"Я начал в маленьком источнике, находящемся в имении, где я теперь живу. Я почувствовал, что становлюсь очень маленьким, когда я пошел под большую скалу. Я вошел в крошечный мокрый канал и некоторое время шел в гору. Я чувствовал, что ползу на четвереньках. Тут было очень темно. Когда я больше не мог видеть отверстия, стало очень темно. Затем начался очень неожиданный спуск и я не знал, куда иду. Я чувствовал, что скольжу по мокрой скале и заканчиваю в очень большом пространстве, где была лужа воды. Вода была очень холодной. По ту сторону воды был крошечный огонек, и я чувствовал, что там должно быть что-нибудь. Я пошел через воду и должен был частично брести и частично плыть. Я вспоминаю, что мне было очень холодно. Затем нужно было карабкаться вверх по маленькому каналу, похожему на пещеру. Я вышел на луг, который был очень зеленым и затемненным огромным дубом. Я сел под дубом и обнаружил, что на мне было платье из кожи, наподобие индейских гетр и индейская рубашка.

Я чувствовал себя хорошо под этим деревом, но настало время возвращаться. Мне было досадно, что надо возвращаться, но будучи хорошим учеником, я последовал инструкциям и попал в то место, где мне нужно было выбираться из лужи. Я обнаружил, что на мне больше нет гетр, на мне были синие джинсы и мои ботинки для восхождения. Затем я опять вошел в маленький источник. Небо было как бы серым и пасмурным. Я почувствовал себя дома, вернувшимся на свое место".

В нижеописанном случае путешественник не только чувствовал холодную, сырую почву, но слышал также шелест воды и почувствовал ветер, когда он стоял на верхушке какой-то горы в Нижнем Мире.

"Вначале у меня была небольшая проблема, потому что, когда вы сказали нам выбрать отверстие, чтобы войти, в моей голове было два образа. Я сначала попробовал один, который был, своего рода, пещерой сбоку горы, вырезанной бульдозером. Я заполз в пещеру и не попал никуда, я не мог открыть ее для себя визуально. Таким образом я пошел к другому месту, которым является ствол дуплистого дерева в одном имении, принадлежащем моему другу. Я залез туда и спустился через небольшое отверстие, едва достаточное для меня. Я пролез на животе. Это не было неприятное чувство, подобно грязи, это была какого-то рода холодная, влажная почва.

В одном месте я мог слышать журчание воды. В этом имении протекал ручей. Я словно слышал воду, проходя под ней. Я прополз длинное расстояние и затем вышел на верхушке горы.

Я действительно чувствовал себя хорошо, глядя во всех направлениях. Когда я стоял там, я чувствовал, как ветер дует за моей спиной. Было так, словно ветер наполняет меня приятным чувством. Потом, когда вы приказали мне возвращаться, я лег обратно на землю и начал возвращаться. Я вроде забеспокоился, когда барабан начал убыстрять темп, как будто мое сердце забилось быстрее, я как бы не был уверен, что смогу проделать обратный путь вовремя. Я пытался вернуться, но это было небольшое отверстие. Когда, наконец, вы ударили по барабану в последний раз, я почувствовал вспышку света".

В следующем примере лицо не только испытало чувство запаха, но нашло под землей новый вход, через который можно было вернуться на поверхность.

" Я отправился, плавая в океане. Затем я попал в огромный смерч. Он просто вращал меня вниз и вниз. Это продолжалось большую часть путешествия. Я все время думал, как я смогу безопасно попасть на сушу. В конце концов, я прорвался и упал на огромную маргаритку. Она была достаточно велика, чтобы смягчить мое падение. Она очень хорошо пахла. Затем вы сказали: и я нашел пещеру, целую систему пещер и просто пролетел назад вверх через них."

Следующий случай иллюстрирует, как человек в ШСС узнает новые способности, такую как "плыть сквозь землю". Так получается опытное накопление шаманского знания о том, как делать вещи, которые были бы невозможны в обычной реальности.

"Я спустился на дно Туннеля и затем на дне я достиг воды. Я входил сквозь воду, но я должен был повозиться там некоторое время и найти щели в скале. Но потом я догадался, что если протяну наружу члены моего тела и сделаюсь более плоским, я смогу плыть сквозь землю".

Подобно этому, шаман в ШСС узнает, как переделать себя в другие формы вещества, как это случилось в следующем случае. Заметьте, как этот человек посреди такой радикальной трансформации одновременно сознавал существование обычной реальности. Это обычно в шаманском деле, когда небольшая часть сознания остается в ОСС, чтобы управлять обычной реальностью и тем самым обеспечивать мостик для сравнительно быстрого возврата в ОСС.

"Я шел по лесной поляне, которую я помню с того времени, когда был очень молод. Проходя я отчетливо сознавал, каким я был маленьким, насколько все было гораздо крупнее меня. Было так, словно я находился в каком-то туннеле. Я отчетливо слышал звуки, чувствовал запах леса и свои малые размеры.

Я попал в подвал, но он был не слишком глубок. Я, вдруг, неожиданно растворился и стал водой, которая могла проникать в трещины, и просто лежал внизу. Я очень хорошо сознавал и то, что происходило в этой комнате, слышал, как вы били в барабан. Таким образом, я был одновременно в двух реальностях. Затем я вернулся тем же путем."

Иногда, проходя по Туннелю, теряешь направление и оказываешься запертым. Это иногда случается даже с опытными шаманами Хиваро. Если вы не можете найти выход, просто отдохните и подождите немного. Вы вернетесь без усилий, если даже и немного задержитесь.

"Однажды я видел этих* земляных белок, их норы были повсюду кругом. Я опустился сквозь одну из них. Сначала я двигался сквозь эти мелкие маленькие туннели. Затем неожиданно я достиг точки, где один из туннелей шел прямо вниз и я начал двигаться действительно вниз. Я просто не мог остановиться и не знал, куда иду. Все было черно. Я немного потерял ориентацию там. Я не вернулся вверх так быстро, как я двигался вниз, но я случайно поднялся, хотя я вернулся не тем же самым путем".

Даже опытный шаман может потерпеть неудачу при преодолении препятствия. При спуске здесь просто нечего делать, кроме как вернуться, как сделал этот человек:

"Я спускался через горячий источник посреди реки. Он выходил из дна. Я опустился и как будто увидел, что это мне совершенно не знакомо. Все кругом было странным. Затем я остановился на каком-то слое лавы. Я не знал, как проникнуть в него, чтобы двигаться в нем. Я просто застрял здесь и не знал, что делать. Затем вы ударили в барабан для возвращения и я вернулся".

Человек необычайного шаманского потенциала может даже во время первого путешествия встретить животных, растительные и даже человеческие формы. В следующем примере это будет хорошо проиллюстрировано.

"Я вошел в несколько больших пещер, известных мне. Я вспомнил, что там было пространство, которое мы еще не исследовали, поэтому я опустился в том месте. Долгое время там было очень узко и я должен был действительно сжиматься и толкаться, чтобы пройти. Затем оно внезапно открылось на большое пространство. Я шел долгим путем. Я понял, что мне надо идти далеко, поэтому я просто начал лететь.

Я двигался очень быстро и вскоре достиг своеобразного центра, где собрались духи природы - воздушные тела. Сначала они просто стояли вокруг, а потом начали плясать под бой барабана. Они все двигались одинаково. Они были разные. Там была лягушка с большими глазами и было очень высокое с виду дерево. Они все двигались под бой барабана. Потом я просто вернулся, когда пришло время".

В следующем случае животные встретились тоже. Этот человек встретил "птицу птеродактиля" и с присущей шаману уверенностью чувствовал, что ее не надо бояться.

"Я спускался по шахте заброшенного рудника и, когда я вошел туда, там потемнело. Почему-то я не мог по-настоящему начать путешествие. Затем появилась платформа на колесах и начала увозить меня вниз по шахте. Очень скоро в шахте стало светлее и светлее, свет был очень желтым. Там были индивидуальные маленькие комнаты, в каждой из них было по животному доисторического рода. Каждое из них что-то делало. Я не знаю, что они делали, но они двигались в невероятном волнении.

Затем платформа начала останавливаться. Шахта все еще была желтой. Когда я повернулся, чтобы посмотреть на животных, из стены вышло что-то, похожее на черно - красную птицу, напоминавшую птеродактиля. Она была в капюшоне и хлопала на меня крыльями. Я не был испуган, она, казалось, скорее играла, чем что-либо другое. Затем вы позвали меня назад. Когда вы позвали меня, я действовал так, будто хотел остаться там. Платформа начала двигаться по направлению к отверстию и я вернулся".

В нашем последнем примере человек чувствовал, что он принес с собой какую-то полезную или благоприятную сущность. Классическим для работы шамана является то, что человек невольно наткнулся на свой первый опыт в ШСС. Я спросил его, знал ли он уже, что я делаю в своих классах, поскольку это могло бы объяснить его переживание. Он, однако, ответил: "Нет, я пытался узнать что-нибудь, но я никогда ничего не узнал". Можно предположить, что этот человек обладает значительным шаманским потенциалом.

"Я начал в каком-то источнике и последовал за водой через Туннель. Затем я выбрался в таком месте, где другой источник вытекал на поляну сбоку горы. Я был повернут лицом на северо-запад. Я сел, источник был слева от меня, а лес - справа. Место было прекрасным. Затем я вернулся. Я просто прыгнул в родник и приплыл обратно к отверстию, с которого начал. Странным было то, что, когда я вернулся и вошел, у меня было ясное впечатление, что что-то вернулось со мной. Оно было прямо за мной. Оно было полезным или благоприятным. Оно не было плохим."

Глава 3 ШАМАНИЗМ И СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Шаманизм представляет наиболее распространенную и древнюю методологическую систему врачевания связи "душа - тело", известную человечеству. Археологические и этнологические данные наводят на мысль, что шаманским методам, по крайней мере, двадцать или тридцать тысяч лет. Вполне возможно, что эти методы еще более древние, - ведь первобытные люди существовали на планете уже более двух или трех миллионов лет.

В наши дни шаманское знание продолжает жить главным образом среди людей, культура которых до последнего времени была примитивна. Знание, которое они сохраняют, приобреталось сотнями человеческих поколений в ситуации жизни и смерти. Предки этих людей усердно изучали эти знания и применяли их в своих усилиях поддерживать силу и здоровье, справиться с серьезными болезнями, имея дело с угрозой травм и смерти. Эти хранители древних методов очень важны для нас, ибо почти ни одна из культур не оставила записей. Таким образом, научиться шаманским принципам мы можем только от оставшихся живых их представителей.

Одно из замечательных явлений, касающихся шаманских методов, это то, что они очень похожи во всех концах планеты. Туземная Австралия, Северная и Южная Америка, Сибирь и Центральная Азия, Восточная и Северная Европа, Южная Африка имеют замечательное сходство шаманских методов. Эти же методы были и в античных культурах Средиземноморья, и в период темного средневековья в Европе применялись эти методы, находясь под террором инквизиции.

Широко распространенное подобие в шаманских методах и убеждениях, пространно документировано в труде Элиада "Шаманизм". Шаманизм существует, несмотря на то, что народы, где он практикуется, практически изолированы друг от друга. Например, один антрополог заметил:

"Где бы шаманизм ни встречался в наши дни, будь то в Азии, Австралии, Африке или Америке, шаман действует одним и тем же способом и со сходной техникой, как хранитель психического и экологического равновесия его группы и ее членов, как посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхестественный врачеватель и т.д…

Шаман способен преступить человеческое состояние и свободно проходить туда и снова сквозь разные космологические поверхности…"

Замечательное всемирное постоянство основного шаманского знания было отмечено также многими другими антропологами.

Вильберт, например, говоря о природе шаманизма среди индейцев Варао в Венесуэле, замечает: "Каждому знакомому с литературой по шаманизму, немедленно станет ясно, что опыт Варао содержит много почти универсального…" Он приводит длинный список приемов и убеждений, которые шаманы Варао разделяют с шаманами где-нибудь в Австралии, Индонезии, Японии, Китае, Сибири и Америке. Вильберт далее заключает, что здесь есть "замечательное содействие… не только в общем содержании, но в специфических деталях". Между шаманскими путешествиями Венисуэльского Варао и австралийского Вираджери, отдаленных на расстоянии одного океана и одного континента".

Шаманский подход к силе и врачеванию поддерживался, в основном, в схожих формах в первобытных культурах, которые в других отношениях представляли совершенно иную адаптацию к отличающейся среде и к различным проблемам материального выживания. Благодаря доисторической миграции и изоляции, многие такие группы были отделены от других частей человеческой семьи, на десять или двадцать тысяч лет. Однако, сквозь все эти годы, основное шаманское знание не кажется значительно изменившимся.

Почему это было так? Очевидно, это не было благодаря отсутствию воображения у первобытных народов, потому что в их социальных системах, искусстве, экономике и многих других аспектах их культур Имеются большие контрасты. Почему же тогда основы шаманского знания так постоянны в различных частях первобытного мира?

Я предполагаю, что ответ заключается в том, что оно действует через многие тысячи лет, сквозь испытания и заблуждения; люди в совершенно различных культурных условиях приходили к тем же самым заключениям, к основным принципам и методам шаманской силы и врачевания.

Шаманизм расцветал в древних культурах, которым недоставало технологических новшеств современной медицины. По моему мнению, низкий технологический уровень этих культур вынуждал людей развивать в высокой степени способность у человеческого ума справляться с серьезными проблемами здоровья и выживания. Многие из наиболее интересных методов, которыми люди обладают по отношению к здоровью и врачующим способностям ума - это методы шаманов в этих малотехнологических культурах.

Чтобы сделать свое дело, шаман зависит от особой, личной силы, которая обычно дополняется его охраняющими и помогающими духами. На службе у каждого шамана обычно бывает, по меньшей мере, один дух-хранитель, независимо от того, имеет ли он духов-помощников. В своей классической работе о понятии духа-хранителя в первобытной Северной Америке, Руфь Бенедикт замечает, что шаманизм практически повсюду каким-нибудь образом строится вокруг комплекса духа-хранителя.

Вне Северной Америки дух-хранитель также важен, но в антропологической литературе его часто называют другими именами, например: "Руководящий дух" В работах о сибирских шаманах употребляют именно это название. Нагваль - в Мексике и Гватемале. В Австралии - "тотем-помощник". В Европе - "дух", "близкий", "друг". Как бы они не называли - он основной источник силы для действий шамана.

Более всего известный способ приобрести духа-хранителя, это поиски духа в отдаленном месте в пустыне. Местом может быть пещера, верхушка горы, большой водопад или отдаленная тропа ночью, как это принято среди индейцев Хиваро. Есть также непроизвольные, как и особые шаманские способы обеспечить себе духа-хранителя.

Без духа-хранителя фактически невозможно быть шаманом, ибо шаман должен иметь этот сильный основной источник силы для того, чтобы бороться с необыкновенными или духовными сипами, чье существование и действия обычно скрыты от людей, и подчинить их себе. Духом-хранителем часто бывает животное-силы - духовное существо, которое не только эащишает шамана и служит ему, но становится для него второй личностью или альтерэго.

То, что человек имеет духа-хранителя еще само по себе не делает его шаманом. Как указывают Хиваро, знает ли об этом взрослый человек или нет, он обычно пользуется помощью духа-хранителя в детстве. Иначе он не имел бы защитной силы, необходимой для того, чтобы достичь взрослого возраста. Главная разница между простым человеком и шаманом по отношению к духам-хранителям в том, что шаман активнее использует своего духа-хранителя, когда находится в измененном состоянии сознания. Шаман часто видит своего духа-хранителя и советуется с ним, путешествует с ним во время шаманского путешествия, дает ему возможность помогать и использует его для помощи другим во время их болезни или повреждения.

В дополнение к духу-хранителю могущественный шаман имеет обычно несколько духов-помощников. Это индивидуальные, меньшие, по сравнению с духами-хранителями, силы, но их может быть сотни в распоряжении отдельного шамана, обеспечивая большую коллективную силу. Эти духи-помощники имеют специальные функции для отдельных целей. Шаману требуются годы, чтобы собрать их как можно больше. В смысле шаманских способностей и потенциальности, не кажется, чтобы была очевидной разница между полами. Однако во многих обществах, женщинам приходится делать так много работы и выращивать детей, что им часто не хватает досуга, чтобы стать шаманами. В этих случаях большинство шаманов -мужчины. Это, конечно, имеет свою сторону в обществе Хиваро, где женщины невероятно заняты, приготовляя пищу, выделывая посуду, выращивая детей и обрабатывая сады. Но после того, как они заканчивают воспитание детей и достигают среднего возраста, даже женщины Хиваро становятся иногда шаманами, и действительно могущественными. В Средние Века во время Ренессанса вдовы и пожилые женщины часто становились врачующими шаманами, частично, чтобы прожить. Конечно, инквизиция называла их "колдуньями", как христианские миссионеры еще часто называют шаманов в незападных обществах.

Шаманы в большинстве - врачеватели, но они также занимаются предсказаниями, заглядывая в настоящее, прошлое и будущее для других членов общины. Шаман - это видящий. Слово "видеть" относится в корне своем к слову "ведать, знать". Тысячелетняя традиция сохранила нам единственно правильное значение и это тоже шаманское наследие. Шаман может также заняться ясновидением, видя что-то, что происходит в другом месте в настоящий момент.

Шаман живет между реальностями, могучий атлет состояний сознания, занятый мифическими подвигами. Шаман - это посредник между обычной и необычной реальностями, как это драматически описал Кастанеда. Шаман - это также силовой маклер, в том смысле, что он управляет духовной силой, чтобы помочь людям, чтобы привести их в здоровое равновесие.

Шаман может быть приглашен, чтобы помочь кому-нибудь, кто расстроен, то-есть потерял своего духа-хранителя или даже свою душу. В таких случаях шаман предпринимает врачующее путешествие в необычную реальность, чтобы получить обратно утраченного духа или душу и вернуть их пациенту. Или даже пациент шамана может страдать от какой-нибудь локализованной боли или болезни. В таком случае задача шамана заключается в том, чтобы вытащить вредную силу и помочь восстановить здоровье пациента. Это два основных подхода в шаманском врачевании: восстановление полезных сил и удаление вредных.

При этих лечебных задачах шаманы должны быть способны путешествовать туда и обратно между реальностями. Для этого в некоторых культурах шаманы принимают вещества, изменяющие сознание, но во многих древних культурах они этого не делают. Действительно, некоторые психоактивные вещества могут помешать сосредоточению, которого требует работа шамана.

Один из интересных моментов в шаманизме это то, что когда употребляется лекарство, его чаще употребляет врачеватель, чем пациент, хотя бывают исключения, когда принимают оба. Это различие с современной западной медициной легко понять, если учесть, что шаман должен делать свое врачующее дело в состоянии измененного сознания. Мысль заключается в том, чтобы доставить доступ скрытой реальности. Ответственность за такую работу несет шаман, а не пациент.

По своей сути, ознакомление с шаманизмом является экспериментальным и часто постепенным, заключающимся в успешном достижении шаманского состояния сознания и умении видеть и путешествовать в этом состоянии, приобретении персональной уверенности и знакомстве со своим собственным духом-хранителем, привлечении его помощи, пока вы находитесь в шаманском состоянии сознания, успешном оказании помощи другим в качестве шамана.

Характерная фаза более зрелого шаманизма заключается в личной уверенности и знакомстве со своими собственными духами-помощниками. Есть даже более зрелые фазы, как и некоторые важные виды шаманского опыта, которыми эта книга не занимается. Однако, если вы будете иметь успех в вышеперечисленных фазах, вы вероятно сможете назвать себя шаманом. Но ознакомление с шаманством - это никогда не прекращающийся процесс борьбы и радости. Окончательные решения относительно вашего ранга, как шамана, будет сделаны теми, кому вы стараетесь помочь.

Новый шаман при изучении основных принципов, методов и космологии шаманизма, строит личное знание и силу путем шаманской практики и путешествий. Когда это знание приобретено, шаман становится руководителем других людей. Например, человек из его общины мог видеть сон или иметь видение и спросить шамана об их значении. Шаман - мастер способен сказать об этом в определенном контексте его знания. Шаман всегда старается разложить свой собственный, несущий откровения опыт, как будто это части великой космической загадочной картинки. Для того, чтобы достичь высокой степени познания космической загадки, нужно обычно много лет шаманского опыта и даже мастер-шаман не надеется завершить загадку за время одной человеческой жизни.

Истинный мастер-шаман никогда не ведет себя вызывающе по отношению к действительности опыта кого-либо другого, хотя менее способный и более мелкий шаман и может сделать это. Мастер-шаман будет стараться включить даже самый необыкновенный опыт в свою тотальную космогонию, основанную в основном на его собственных путешествиях. Если он легко может это сделать, он, вероятно, мастер, подобный шаману из индейцев Кунибо, который сказал мне: "О, они всегда говорят это!"

Мастер-шаман никогда не скажет о том, что вы пережили, что это фантазия. Это одно из различий между шаманизмом и наукой. Однако у шамана и ученого есть сходное. Лучшие из тех и других благоговеют перед сложностью и великолепием мироздания и Природы и отдают себе отчет в том, что за свою жизнь они смогут наблюдать и понять только малую часть того, что происходит. Оба, шаман и ученый, лично продолжают исследовать тайны мироздания и оба считают, что многие процессы скрыты от обычного взгляда. И ни мастер-шаман, ни мастер-ученый не позволяют догмам церковных и политических властей вмешиваться в их изыскания. Не даром Галлилея обвинили в колдовстве.

Шаман - это эмпирик. Одно из определений эмпиризма следующее: "практика, придающая большое значение опыту, особенно чувств". И действительно, шаман для приобретения знания в основном полагается на непосредственный опыт чувств. Однако мастер-шаман скромен. В конце концов, никто из нас не знает действительно, что происходит, каждый ограничен своими собственными окошечками в мир. Как Мохавская женщина по имени Хама Утсе сказала:

- Каждый шаман рассказывает другому историю сотворения мира. Можно слышать об этом разным способом. Все истории относятся к одному событию, но рассказывают их по-разному, как будто о них сообщают разные очевидцы, вспоминая разные детали. Это как если бы рассказы вели индейцы, негр и француз, или как если бы я, мой муж Хивсу Тупо или вы описывали автомобильную катострофу, свидетелями которой вы были.

Шаманы люди действия также, как и знания. Они служат общине, перемещаясь снаружи и внутри скрытой реальности, и никогда не просят о помощи. Но только некоторые шаманы становятся истинными мастерами знания, силы и врачевания. Характерно большое количество критических оценок людьми общин искусства отдельных шаманов, их успехов в лечении людей. Рекорды шаманов хорошо известны и люди решают, к кому них них пойти в вопросах жизни и смерти. Таким образом, хотя многие люди могут стать шаманами, только небольшое количество считается выдающимися.

ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Шаман работает в необычайной реальности. Только малую часть своего времени и только тогда, когда требуется выполнение шаманских задач, потому что шаманизм - это деятельность с неполным рабочим днем. Среди Хиваро, Кунибо, эскимосов и большей частью других первобытных групп мастер-шаман обычно является активным участником экономических, социальных и даже политических дел общины. Он обычно бывает отличным охотником или огородником, ремесленником и художником, мыслителем и ответственным членом семьи и общины. Действительно, способность мастера-шамана успешно действовать в двух различных реальностях рассматривается как доказательство силы.

Он следует предписаниям шаманизма, когда занимается шаманской работой, и он следует предписаниям обычной реальности, когда не связан с работой шамана. Шаман двигается взад и вперед между двумя реальностями с очень серьезными намерениями. Какая бы ни была реальность, шаман думает и действует присущим ей способом и имеет целью владение как своими необыкновенными действиями, так и обыкновенными. Только тот, кто успешно владеет своими действиями в обоих областях, является мастером-шаманом.

Обе личные реальности шамана, необычайная и обыкновенная, имеют каждая свое соответствующее состояние сознания. Можно успешно справляться с каждой реальностью, только находясь в присущем ей состоянии сознания. Так, переходя оживленную городскую улицу, вы находитесь в состоянии сознания, отличного от того, которое надо применить, входя в шаманский Нижний Мир. Мастер-шаман полностью сознает, какое сознание соответствует каждой ситуации, в которую он поставлен и, если нужно, входит в это состояние сознания.

Перцепция двух реальностей типична для шаманизма, несмотря на то, что некоторые западные кабинетные философы долго отрицали законность провозглашения такого двойного разделения между обычным и скрытым мирами среди первобытных народов, очевидно, предполагая, что первобытные люди не могут отличить их друг от друга. Как я раньше объяснил, Хиваро не только сознательно производит это разделение, но они приписывают гораздо большее значение необычайному или скрытому миру. Я согласен с Аке Хултранцем, когда он говорит:

"…если такие /первобытные/ народы и не делают сознательно такой дихотомии /что они иногда делают/, они фактически бессознательно строили свое познание по этой модели. Одно из доказательств этого - шаманский транс. Мир экстаза - это мир сверхестественных сил и действий, поэтому шаман ныряет в него. Он существует в двух мирах: вне транса он живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе он часть сверхестественного мира, разделяя с духами некоторые их возможности, как способность летать, преображаться, стать одним существом со своим духом-помощником и т.д."

Значение, которое я придаю здесь проведению различия между переживаниями в ШСС и ОСС, или различие; которое Кастанеда делает между необыкновенной и обыкновенной реальностями, не является различием, обычно замечаемым в разговорах шаманов между собой, или даже с людьми Запада. Так, если вы прислушаетесь к разговору шаманов Хиваро, вы сможете услышать в этом ежедневном разговоре рассказы о переживаниях и действиях, которые могли бы показать вам, как человеку Запада, явную неспособность что-либо понять, так как выглядели бы абсурдными или невозможными. Например, он мог бы рассказать вам о расщеплении большого дерева на расстоянии при помощи шаманской силы. Или то, что он видел перевернутую радугу внутри груди соседа. В ту же минуту он может сообщить вам, что делает новое ружье или что он ходил охотиться прошлым летом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.