Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями



Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX – начала XX в. Разработка идей и методов этого направления относительно коммуникации принадлежит американским ученым Э.Л. Торндайку и Дж. Б. Уотсону , ставившим в основу коммуникации не язык, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми позволяет влиять на человека Однако такая схема речевого взаимодействия не отражала ни сложные процессы коммуникации, ни ее социальную обусловленность.

Символический интеракционизм главное внимание уделяет символическому содержанию социальных взаимодействий. Основоположником этого направления (30-е гг. – начало 40-х гг. XX в.) считается американский философ-прагматик и социальный психолог Дж. Г. Мид . Это направление рассматривает реакции как осмысленные символические действия (например, протянутая рука символизирует приветствие). Язык рассматривается как основное символическое средство взаимодействия. Исследования взаимодействия позволили выявить динамику социализации личности, установить связь социальных символов с социальными ролями коммуникантов и социальными нормами коммуникации.

• Преемницей символического интеракционизма в 60-70-е гг. XX в. является этнометодология. Этнометодология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразительных движений, ритуал и молчание.

Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эффективность коммуникативных действий влияет принадлежность коммуникантов к определенной культурной среде. Значимым в этой теории является понятие “социальной дистанции” (близкой, персональной, социальной и публичной дистанции), которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц.

· Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Он писал, что у человека складываются на протяжении жизни определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Они необходимы людям, потому что те самостоятельно не могут анализировать факты и составлять мнение. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

 

 

Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. XX в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер .Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации – рационалистический и иррационалистический.

 

Рационалистический подход основан на теории информационного общества. Суть данной теории, разработанной в 70-е гг. XX в. американским социологом Д. Беллом , состоит в том, что информация рассматривается в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ, соответственно, как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах ее передачи и дальнейшего применения.

Иррационалистический подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х – начало 50-х гг. XX в.), основоположником которого считается американский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц, создавший теорию “понимающей социологии”. Этот подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами.

Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.

 

Значимый этап в развитии теорий массовой коммуникации связан с пониманием того, что влияние СМИ носит сложный характер при воздействии на аудиторию.

 

• Так, в 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой коммуникации, согласно которой на первой ступени коммуникации идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы – “лидерам мнений”, а от них – к менее активной массе. “Лидеры мнений” становятся связующим звеном между СМИ и массой.

Теория “спирали (заговора) молчания”, разработанная немецкой исследовательницей Э. Ноэлль-Нойманн обращает внимание на “парадокс голосования”, согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.

• Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций. Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5% аудитории.

Теория информационных барьеров (англ. gate keeping) разработана американским социологом и социальным психологом К. Левином . Теория связана с процессом выбора новостей, когда прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них своеобразной цензуры, которая управляется “информационными привратниками” . Они служат интерпретаторами новостей для своей малой группы, оценивая входящий поток сообщений на основе собственных критериев степени важности.

• В 60-е гг. XX в. была разработана культурологическая теория массовой коммуникации. В исследованиях канадского социолога Г. М. Мак-Люэна и французского социолога А. Моля подчеркивается значимость коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная) с человеком. При этом отмечается “мозаичность” культуры, создаваемая при помощи СМИ. Информирование создает иллюзию осведомленности о многом в мире, но не может заменить систематического образования.

• В 60-е – начале 70-х гг. XX в. была создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем, которая оказала и продолжает оказывать влияние на большинство наук конца XX – начала XXI в. Создателем этого направления является У. Матурана Биологическая теория языка и познания У. Матураны популярна в настоящее время. Языковую деятельность ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не “иерархия” и “управление”, а сотрудничество, направленное на самосохранение.

 

 

Язык как система. Язык и речь. Денотация и семантический треугольник: означаемое, означающее и знак. Развитие идей структурной лингвистики Р.Я.Якобсоном. Денотация и коннотация в семиотике Р.Барта. Идеи “смерти автора”, “скриптора”, “нулевого уровня письма”.

Система языка́ — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней.

Язык- орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Денота́ция — прямое (явное) значение языковой единицы (слова), лексическое значение слова.(когда говорят «собака»-представляете живое существо(денотат),а не @).

(представление о коте)/означающее

 

(слово «кот»)

(сам кот)/означаемое

Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Коннота́ция— сопутствующее значение языковой единицы. Ссылаясь на Л. Ельмслева, которому принадлежит определение коннотации, Барт поясняет, что коннотативное значение — вторичное значение, означающее которого само представляет собой какой-либо знак или первичную — денотативную — знаковую систему. (Иначе говоря, план выражения коннотативной семиотики сам является семиотикой.) Коннотативный знак как бы "встроен" в денотативный и представляет собой "измеримый след" той или иной множественности текста. Коннотация, указывает Барт, "представляет собою связь, соотнесенность, анафору, метку, способную отсылать к иным — предшествующим, последующим или вовсе ей внеположным контекстам, к другим местам того же самого (или другого) текста

Смерть автора - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения.

Скриптор — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие ‘автор’ и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тексту; 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. По формулировке Р.Барта, С. ‘рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом’. Письмо являет собой ‘единственно возможное пространство, где может находиться субъект письма’ (Р.Барт).

Нулевой уровень письма-где смысл сообщения может быть передан минимальными средствами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.