Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммуникация как предмет специфического и междисциплинарного исследования. Проблемы собственные, стыковые и сквозные. Понятие “коммуникационного” и “информационного” общества



Коммуникация является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, политологии, культурологи, лингвистики, экономики и ряда других дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.( Коммуникативистика - наука, изучающая проблемы информационных (сетевых) коммуникаций)

Центральные проблемы коммуникации в коммуникационной среде. (6 билет-доп информация)

1. Проблемы восприятия (проблемы памяти, знания)

2. Человек-техника (машинный перевод,проблема адекватности перевода, проблемы искусственного языка и искуст интеллекта, проблема моделирования коммуникационного диалога)

3. Человек-общество (авторские права, проблема приватного пространства)

Современное общество как глобальное коммуникационное общество, сущность которого определяют два фундаментальных процесса — 1.процесс производства и функционирования информации 2. процесс социального взаимодействия. Коммуникационному обществу 80-х — начала 90-х годов прошлого века были присущи превращение важной для людей информации в цифровую форму, создание больших хранилищ для ее хранения (базы данных и базы знаний), передачи ее на расстояние с помощью телекоммуникационных технологий и начала развития на этой основе глобальной компьютерной сети Интернет. Этот этап можно связать с возникновением качественно нового взаимодействия между людьми, получившего названия «электронное общество», «электронная страна», «электронное правительство» и т.п.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Информационное общество стало развиваться со второй половины девяностых годов прошлого века. Информация начала играть роль товара, который можно было купить и продать. Но она еще не стала знанием, а только, аналогично «сырью», обрабатывалась перед использованием. То есть информация не имела человеческого измерения, если даже была «оцифрованной», интерактивной, динамичной.

Основные черты информационного общества.

1. Воздействие коммуникации на общество стало гораздо более интенсивным, чем раньше.

2. Глобальность аудитории.

3. Глобальность пространства.

4. Отсутствие временных ограничений

 

коммуникационное общество, сущность которого определяют два фундаментальных процесса — процесс производства и функционирования информации и процесс социального взаимодействия (социальной коммуникации) в их беспрецедентно технологическом и глобальном проявлении.

Вопрос 6. Переработка информации как проблема исследования мозговой деятельности и его функциональных способностей к восприятию и памяти. Проблема хранения и использования информации.

 

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями. Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся понять, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы.

Запоминание последовательности событий.
Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти. Французский философ Анри Бергсон (1859–1944) называл данное свойство „памятью души“, в отличие от „памяти тела“, ответственной за двигательные и другие навыки. Современная терминология именует их, соответственно, декларативной и процедурной памятью.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Одной из наиболее актуальных проблем в принятии решений является организация человеческой системы переработки информации.

Принято различать три основных этапа переработки информации в памяти человека:

1.получение информации из внешнего мира (кодирование);

2.сохранение информации в памяти (хранение);

3.получение информации из памяти (извлечение).

Существуют три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Далее она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться до 30 секунд, а при повторениях гораздо больше. Без повторений информация вытесняется другой или угасает. Через кратковременную память информация может поступать в долговременную память. Последнюю можно представить как неограниченное по объему хранилище, в котором информация может храниться сколь угодно долго.


В современной ТК выделяют проблему восприятия, переработки информации и памяти.

Этими темами занимаются как коммуникация, так и отдельные науки
1.мозг и восприятие (можно выделить собственные темы и сквозные темы) – речь идет о проблеме переработки информации – детская коммуникация, проблема понимания и распознавания.
2.проблемы взаимоотношений человека и машины- проблема создания искусственного интеллекта. «Могут ли машины мыслить?» Тьюринг, напр задача скрыть какую-то информацию, обезопасить личную информацию. Т.е. должен быть какой-то методологический инструмент. Система тестирования, которую может отличить коммуникационные способности машины и человека.
Китайская комната Сёрля: дав алгоритм, можно симулировать знания китайского языка. Алгоритм, симулирующий человеческую речь.
Программа «Элиза», которая симулировала человеческую коммуникацию. («Элиза доктор»).Реакция симулирует понимание – многозначность отдельных слов.
Машина не может чувствовать, важно в связи с чем запускался механизм «сочувствия». Акцент был сделан на грамматических конструкциях.
Проблема самообучающихся систем.«прием зеркала»
Современные программы предполагают реакцию на поступающую извне информации.
Изменился подход к проблемам искусственного интеллекта. Современные программы позволяют симулировать на различном уровне все основные моменты комм-ции, позволяют самосовершенствование в процессе комм-ции, позволяют осуществлять все основные когнитивные операции. Речь идет о характере самих связей внутри информационного потока.
Чел интеллект строится не на скорости конкретных реакций (зрительных, слуховых), речь идет о самом качестве нейронных связей, точечные связи между нейронами, которые оказываются на уровне исследований индивидуальными. Построение операциональности машины – это другой принцип связи.
Индивидуализированных реакций мы не можем получить от машины. Индивидуализация самой коммуникации.

 

 

Гуманитарные исследования. Основное понятие философской герменевтики (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер, Рикер). Проблема различения аффективной и когнитивной составляющей коммуникации .


В широком смысле “герменевтика” означает искусство истолкования текстов. Особое место в истории герменевтики принадлежит Фридриху Шлейермахеру(1768-1834) - крупному протестантскому богослову, философу и переводчику. Шлейермахер превратил герменевтику в универсальную теорию понимания. Предмет этой теории - тексты самого разного рода, без отбора “достойных” истолкования из множества “недостойных” истолкования. Разработанные Шлейермахером “правила понимания” не специфицируются в зависимости от типа текста. Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.

Герменевтический круг. Суть его состоит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

Шлейермахер развивает понятие герменевтического круга, вводя две его разновидности. Первая, традиционная для герменевтики — когда часть текста соотносится со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая интерпретация герменевтического круга состоит в том, что текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое.

Этапом истории герменевтики была концепция Вильгельма Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. “Понимание”, с которым имеет дело герменевтика, представляет собой, согласно Дильтею, не просто некий аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания ("наук о духе") вообще.

Заслуга Дильтея заключается в том, что он предпринял попытку систематического развития этого тезиса. Герменевтика у Дильтея - часть более широкого методологического проекта. Цель последнего - обосновать особую значимость историко-гуманитарного познания, несводимость процедур такого познания к процедурам естественных наук.Своеобразие сферы, с которой имеют дело гуманитарные науки, состоит в том, что познающий субъект сам есть часть той сферы, которую ему надлежит познать. Из этой констатации вырастает знаменитая формула Дильтея, согласно которой “природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем”. Это положение послужило позднее поводом к противопоставлению “объяснения” и “понимания” как двух несовместимых методов познания. Хотя некоторые фрагменты Дильтея и дают повод к такой трактовке его мысли, сам Дильтей подобной дихотомии не строил. “Понимание”, по его мысли, не противостоит объяснению, а скорее дополняет его. Понимательные процедуры совершенно необходимы для постижения целостности, именуемой Дильтеем Жизнью. "Жизнь" здесь - наименование духовно-исторического мира. Живое может быть познано живым.

Проблема психологизма. Суть ее состоит в поиске объективного значения произведении.

Водоразделом в истории герменевтической мысли стала развитая Гадамером.Герменевтика, будучи философией понимания, имеет универсальный статус, или универсальное измерение. Прежняя герменевтика стремилась к некоторому объективному, “правильному” пониманию текста. Залогом объективности был заключенный в тексте смысл. Его предполагалось воспроизвести - посредством вникания в смысловое содержание, вложенное в текст автором. Историку надлежало мысленно перенестись из своего исторического и культурного мира в мир автора. Гадамер находит этот идеал непродуктивным. Во-первых, потому, что он недостижим. Интерпретатор никогда не сможет “освободиться” от собственной ситуации, перевоплотившись в другую субъективность. Вера в такую возможность - иллюзия наивного объективизма. Во-вторых - и это главное - потому, что стремление к такому не нужно. Оно не столько облегчает понимание, сколько затрудняет его.

Более корректным описанием процедуры понимания будет поэтому не перемещение интерпретатора из собственного горизонта в горизонт текста, а слияние их горизонтов (представление этого мира «в себе» для актуализации его для себя). Гадамер в качестве важнейшей выделяет категорию «предпонимание» — совокупность «предрассудков», «предсуждений», «предмнений», «предвосхищений».

 

Своеобразную версию философской герменевтики предложил один из крупнейших французских мыслителей современности Поль Рикёр. Герменевтический проект Рикёра, так же, как и гадамеровский, опирается на "Бытие и время" Хайдеггера. Задача герменевтики, по Рикеру - это раскрытие смысловых структур, обладающих избыточностью. Такими структурами являются символы.

 

Выделяются три основных типа символа - космические, или “иерофанические”, символы сновидений, или “онирические” и поэтические символы. Первые составляют предмет феноменологии религии, вторые - предмет психоанализа, третьи - предмет литературной критики. Высшая цель "универсальной герменевтики", построить которую Рикёр намерен на основе синтеза достижений различных частных типов интерпретации, - воссоединение утраченного единства человеческого языка.
аффективная коммуникация - передача эмоций и чувств. когнитивная (познавательная) коммуникация-выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.

 

Коммуникация как информационная технология. Формализация языка и проблема значения символа. Анализ языка и проблема симуляции естественного языка. Философские основания: основные идеи логического позитивизма и философии Витгенштейна. Поздний Витгенштейн: понятие языковой игры.

 

Коммуникация как информационная технология. Формализация языка и проблема значения символа. Анализ языка и проблема симуляции естественного языка.

Информацио́нные техноло́гии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Язык математики является совокупностью формальных языков.

Символ— это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений

«символ» включает в себя множество значений: это и «аллегория», и «знак», и «опознавательная примета».

Отличие знака от символа: оно состоит в его многозначности, от образа - в выходе за пределы образа, от аллегории - в том, что его нельзя просто дешифровать.

Особенности символа:

1) отвлеченности от конкретного выражения;

2) многозначность, благодаря этому его ценность может применяться к различным конкретным ситуациям.

Значение символа нельзя распознать при помощи органов чувств. Узнать смысл символа можно лишь при помощи символической коммуникации, используя способность нашей нервной системы к символизации. Передача значения символа происходит тем же самым образом, каким создается символ: при помощи неврологической «способности к символизированию». Символы образуются путем закрепления какого-либо значения или качества за определенной физической формой.

К пониманию феномена символа существует множество подходов, которые во многом перекликаются и противоречат друг другу.

Во-первых, по К.-Г. Юнгу, символ образно выражает невыразимое, неизвестное, лишь предчувствуемое и предугаданное, еще не познанное.

Во-вторых, природа символа предполагает выполнение им коммуникативной функции: соединяя предмет и смысл, он одновременно объединяет людей, понявших этот смысл; смысл символа реально существует только внутри ситуации общения, диалога.

 

Символы представляют собой наиболее универсальный язык, на котором происходит и презентация сознанию неосознаваемых психических содержаний, аффективных аспектов образов, и межличностный диалог при сколь угодно неопределенном, непроясненном для его участников смысле «высказываний». Эти аспекты являются одними из ключевых моментов жизни человека, поэтому визуальные символы позволяют увидеть представления людей о своей жизни, мире и в силу своего предвосхищения конструировать субъективную и социальную реальность.

 

(В лит-ре) Символизм в европейской литературе и искусстве сложился в самостоятельное направление в конце XIX — начале XX века. Нельзя не вспомнить русских символистов «первой» и «второй волны», которые сами стали подлинными символами серебряного века русской литературы (К. Бальмонт, В. Брюсов, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.). Особо следует обратить внимание на философские эссе А. Белого, посвященные символизму, и статьи Вяч. Иванова, которые можно включить в состав библиотеки по семиотике. Символизм можно назвать предшественником семиотики, ибо символ — один из видов знаков. Однако «символ» нельзя считать простым синонимом слова «знак», символ — знак особого рода.

Вяч. Иванов писал, что символ — это миф, «знамение иной действительности, которое содержится в окружающих вещах». В. С. Соловьев ту же мысль выразил стихами:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами,

Только отблеск, только тени

От не зримого очами...

По словам Ю. М. Лотмана: «Символ и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст, т. е. обладает некоторым единым замкнутым в себе значением». Действительно, книги, находящиеся в доме, имеют собственное определенное содержание, вместе с тем это содержание выражает вкусы, интересы, духовные запросы их владельца, становясь таким образом символом духовности (душой) дома.

Детальное изучение таинственной природы символа предпринял А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство», где приведена обширнейшая библиография русской и иностранной литературы по символизму. В книге подробно растолковываются отличия символа от аллегории, художественного образа, эмблемы, метафоры и других смежных понятий.

Можно сделать вывод, что символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой концепцию (идею), постигаемую интуитивно и не выражаемую адекватно в словесных описаниях.

 

СИМУЛЯЦИЯ - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности.

В данном аспекте постмодернизм развивает заложенную модернизмом идею "крушения реальности", - уже Э.Ионеско фиксирует соответствующий феномен применительно к вербальной сфере: "слова превращаются в звучащую оболочку, лишенную смысла: ... и весь мир предстал передо мною в необычном свете, - возможно, в истинном своем свете, - как лежащий за пределами истолкований и произвольной причинности".

Понятие "С." выступает базовым термином в концепции С. у Бодрийяра, согласно которой "замена реального знаками реального" становится лозунгом современной культуры, эволюционирующей от парадигмы "отражения реальности" до маскировки ее отсутствия, и идущей дальше, достигая современного состояния, когда означающее "вообще не соотносится с какой бы то ни было реальностью».

(Языковая игра Витгенштейна)

В 20-х годах ХХ века начинает свою историю Венский кружок, который представлял собой сообщество ученых, регулярно собиравшихся в Вене вплоть до середины 30-х годов ХХ века. С деятельностью Венского кружка связано зарождение такого направления в философии, как неопозитивизм, который стремился сделать знание предельно точным и ясным. В то время начинается интенсивное развитие философии, а тема языка становится основной темой.

Главной фигурой здесь является Людвиг Витгенштейн. Он разрабатывает новый метод понимания языка, согласно которому все становится намного сложнее, чем было ранее. Так при разбиении выражения на составные части открываются его новые смыслы, ведь каждое слово имеет значение. Витгенштейн показывает это на таком ироническом примере. Метла есть комплекс, состоящий из ручки и щетки. Но если проанализировать предложение о метле, разложив его на более простые части, обозначающие ручку и щетку, то его смысл изменится. Это видно хотя бы из того, что типичная реакция на предложение «Принеси мне метлу!» - это выполнение просьбы, а на предложение «Принеси мне ручку и щетку, которая к ней прикреплена!» - выражение удивления.

 

 

Для критики философских трактовок языка Витгенштейн развил особый методологический прием, состоящий из рассмотрения (реальных или воображаемых) фрагментов языковой деятельности, что гораздо проще, чем рассмотрения языка в целом. Такое примитивное использование языка, отмечает Витгенштейн, подобно тому, на котором дети учатся говорить. Витгенштейн называет это языковой игрой.

 

Вот языковая игра, приводимая им в качестве примера. «Я посылаю кого-нибудь за покупками. Я даю ему записку, на которой стоят знаки: «Пять красных яблок». Он относит записку к продавцу; тот открывает ящик, на котором стоит знак «яблоки»; затем он ищет в таблице слово «красный»; наконец, он произносит ряд числительных до слова «пять» и при каждом числительном он вынимает из ящика одно яблоко, имеющее цвет образца. Так или подобно этому оперируют словами».

 

При этом в языковой игре слова могут иметь разные значения, нет доминантного уровня слов. Языковые игры бесконечны. Правила языковой игры носят невербальный характер, они не осознаются нами в повседневной жизни. Мы либо играем в них, либо нет.

 

Следующий вопрос состоит в том, как Витгенштейн понимает значение слов. Витгенштейн понимает значение как употребление. Это означает, что смысл слов задается конкретной ситуацией, а их задается бесконечное множество; значения нефиксированы. Ребенок может не понимать значения слова (н-р, стол). Критерием понимания в данной ситуации является использование этого слова в различных ситуациях. Витгенштейн показывает, что обучение есть натаскивание ребенка на правильное употребление языка во всех соответствующих ситуациях.

Также с помощью данной концепции Витгенштейн опровергает возможность существования приватного языка. Подразумевается язык, который некий субъект придумывает для обозначения своих внутренних ощущений, недоступных внешнему наблюдению. Это невозможно, так как сама идея обозначения есть идея того, что я уже знаю, что такое язык. В своем собственном названии всегда будет отблеск общего языка.

Здесь же Витгенштейн выдвигает концепт семейного сходства, который отвергает понимание слова как некой общей, универсальной идеи, так как философия должна заниматься конкретным, а не только общим.

Посмотрим на классический анализ Витгенштейна значения слова игра. Под игрой может пониматься игра на доске, карточные игры, игры в мяч, спортивные игры. Что свойственно им всем? В чем то игры на доске похожи на карточные игры, но множество черт при этом исчезнет, зато появятся другие. Таким образом, мы можем пройти через многие и многие группы игр. И увидеть, как сходства то появляются, то снова исчезают.

Как уже было сказано эти сходства получили названия семейных сходств, ибо именно так переплетаются и пересекаются различные линии сходства, существующие между членами одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.