Статистическая группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы по однородным признакам. Необходимость группировки обусловлена наличием качественных различий между изучаемыми явлениями.
Группировки являются важнейшим статистическим методом, основой для правильного исчисления статистических показателей.
Задачи и методы группировки – это выделение в составе массового явления однородных по качеству и условию развития частей, в которых действуют одни и те же закономерности.
Виды группировок:
1. По систематизации данных:
- типологическая группировка: разделение всей совокупности на качественно-однородные группы, то есть выделение социально-экономических типов.
- аналитическая группировка: изучение взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления
- структурная группировка: характеристика структуры явлений и структурных сдвигов, характеризуют структуру и структурные виды
2. По количеству группировочных признаков:
- простая группировка: группировка, выполненная по одному признаку
- сложная группировка: выполненная по нескольким признакам
3. По используемой информации:
- первичная группировка: выполнена на основе данных, полученных в результате наблюдения
- вторичная группировка: образование новых групп на основе результатов первичной группировки. Производится двумя способами: первый способ – объединение первоначальных интервалов путем их укрупнения и второй способ (долевая перегруппировка)
Принципы построения группировок.
Принцип построения статистических группировок основывается на трех категориях:
1. Группировочных признак – это признак, по которому объединены отдельные единицы совокупности, однородные группы. От правильного выбора группировочного признака зависят выводы статистического исследования.
2. Интервал – это промежуток между максимальным и минимальным значением признаков в каждой группе, то есть количественные границы группы. Существуют равные и неравные, открытые и закрытые интервалы. Величина интервала – это разность между максимальным и минимальным значением в группе.
3. Число групп зависит от задачи исследования и вида показателя в основании (?). Например, группировка предприятий по форме собственности учитывает федеральную, муниципальную и собственность субъектов федерации (по качественному признаку). Если группировка производится по количественному признаку необходимо обратить внимание на количество единиц исследуемой совокупности и степень колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое количество групп, так как группы будут включать недостаточное число единиц объектов. Определение числа групп можно осуществить и математическим путем, по формуле американского ученого Стерджесса:
n=1 + 3,322* lgN
где n – число групп, N – число единиц совокупности
Расчетная таблица
N
15-24
25-44
45-89
90-179
180-359
360-719
n
Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности, когда определено число групп, следует определить интервалы группировки. Если вариация признака проявляется сравнительно в узких границах и распределение носит равномерный характер, то строят группировку с равными интервалами. Величина равного интервала вычисляется по формуле: H=(x_max-x_min)/n, где xmax и xmin соответственно наибольшее и наименьшее значение признака в изучаемой совокупности, n – число групп
Если в основании группировки положен качественный признак, то выделяют столько групп, сколько вариации имеет данный признак. Если в основании положен количественный дискретный признак, то выделяют столько групп, сколько вариации имеет данный признак. Если в основании группировки положен количественный непрерывный признак, то количество групп определяется по формуле Стерджесса.