Статистика – наука, к-ая присущими ей методами изучает кол-ную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовое выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Она получила самостоятельность в силу специфических особенностей. Предмет ж.д.ст-ки - кол-ная сторона явлений и процессов, присущих ж.д. тр-ту, как особой отрасли мат.произв-ва. Исходя из специфики предмета, ж.д.ст-ка разрабатывает систему показателей, отражающую условия и результаты деятельности ждт. Особенности жд ст-ки: 1) особая продукция ждт – перевозки – не имеет вещественной формы, ее нельзя накопить, нужен своевременный и точный учет; 2) предприятия и структурные подразделения ждт территориально разобщены, но составляют внутренне связанную и централизованно управляемую систему; 3) большинство работников ждт работают по сменному графику, сложность учета численности, производительности труда и проработанного времени; 4) значительная часть основных средств – ПС – постоянно меняет свое местоположение, необходимы спец.методы учета наличия, характеристики работы и оценки использования; 5) ждт действует непрерывно, из-за нескольких часовых поясах, отчетные сутки заканчиваются в 18.00. Функции ст-ки ждт: 1) отражает в цифрах фактическое состояние жд и их подразделений; 2) дает исходную базу для устранения недостатков, разработки мероприятий по развитию дорог, их технологической перевооружению и реконструкции; 3) дает информацию для контроля за ходом выполнения плана. Гл.задача - выявление резервов повышения эфф-ти тр-тного пр-ва, повышения произв-ти труда и снижения затрат на перевозку грузов и пасс.
Организация стат.наблюдения за работой П.С. Ед-цы наблюдения. Учетные признаки.
Объект наблюдения - наличный парк ПС. (эксплуатируемая часть). Наличный парк- число единиц, к-ми располагает дорога и ее подразделения на отч. момент (хронологич) и за отчетный период (ср.арифм.взвеш.).
Единица наблюдения – физический вагон и локомотив, мотор-вагонный ПС. Единицы измерения: лок-км, ваг-км, лок-ч, ваг-ч, т-км. Учет основывается на сплошной текущей регистрации отдельных производственных процессов и их элементов.
Каждая единица характеризуется целым рядом признаков, важнейшие: конструкция, мощность, техническое и эксплуатационное состояние, характер использования, стоимость. Они делятся на устойчивые – конструктивные (тип, вагон, серия лок.) и неустойчивые (исправность вагона/локомотива). Устойчивые признаки можно определить визуально. Для облегчения учета используют спец. нумерацию, маркировку, окраску и др. Учет требует спец. подготовки работников, кот.этот учет осущ-ют. Первоисточники учета:
1)натурный лист поезда – номерной перечень вагонов в составе поезда; 2)маршрут машиниста выдается бригаде на каждую поездку, содержит сведения о локомотиве и локомотивной бригаде, о массе и составе поезда и т.д.; 3)настольный журнал дежурного по депо; 4)уведомление на ремонт; 5)настольный журнал движения поездов; 6)балансовый журнал вагонооборота станции; 7)книга учета простоя ваг на станциях; 8)журнал учета перехода ваг. и контейнеров с дороги на дорогу; 9)книга анализа графика исполненного движения грузовых поездов
6.Система первичного учета и отчетности в статистике перевозок.Статистика перевозок – основной раздел жд статистики, изучающий перевозки грузов, пасс-в и багажа. Статистика перевозок начинается с орг-ции стат. наблюдения, т.е. получения первичной инф-ции о перевозочном процессе на основе док-ного оформления всех операций перевоз.процесса. Используется сплошной текущий учет. Учет перевозки грузов может вестись как по моменту прибытия, так по моменту отправления. Момент отправления - время, с к-го ЖД берет на себя ответственность за перевозку по направлению и в срок и сохранность груза. Момент прибытия - время, с к-го ЖД снимает с себя ответственность. Отчетный момент на ждт РФ - 18.00 по Москве. Учет перевозки пасс-в ведется с момента покупки проездного билета, т.е. учитывается еще не совершенная перевозка.