Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система показателей статистики цен



Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих уровень цен, а также их динамику во всех секторах экономики, которая позволит в достаточной степени осуществить комплексный анализ ценовых процессов не только в целом по экономике, но и внутри конкретного сектора экономики.

Цены в статистике классифицируются и формируются по различным направлениям:

Цена производителя (или оптовые) – это цены, по которым предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию. По своему составу она включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень ее, как правило, зависит от затрат на производство, объема реализации, конъюнктуры рынка и т.п.

Цена приобретения (цена покупателя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью: цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы. Цены приобретения складываются в результате согласования интересов продавца и покупателя, под воздействием спроса – предложения и других факторов рыночной экономики.

Потребительские цены – это розничные цены по которым товары и услуги за наличный расчет продаются населению.

В настоящее время органы статистики осуществляют разработку следующих показателей статистики цен

в потребительском секторе:

- Средние потребительские цены и индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению. В этой области наблюдается 500 наименований товаров и платных услуг. Осуществляется расчет регионального, индивидуальных и групповых индексов потребительских цен, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе.

рассчитываются:

- средние цены по перечню из традиционных для населения потребительских товаров и услуг. Он используется статистикой цен для оперативного еженедельного отслеживания изменения цен на основные для населения товары и услуги, а также для межрегионального сопоставления;

- стоимость минимального набора продуктов питания, служащий для ежемесячного отслеживания изменений цен на наиболее важные и социально-значимые продукты питания, а также для межрегиональных изменений, включает 37 наименований продовольственных товаров, исчисляется по минимальным объемам потребления, определенным для мужчины трудоспособного возраста установленные в целом по Российской Федерации;

- стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг* исчисляется на основе единых объемов потребления. В набор включены 83 наименования товаров и услуг. Показатель позволяет охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения и служит для межрегиональных сопоставлений.

- величина прожиточного минимума на душу населения и минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в целом по республике и по основным социально-демографическим группам. Используется как в рамках законодательных актов, регламентирующих их назначение, так и в текущем анализе уровня жизни населения;

- Кроме того, по потребительскому сектору осуществляется разработка уровней цен, складывающихся на первичном и вторичном рынках жилья;

в производственном секторе разрабатываются индексы и уровни цен:

- производителей промышленной продукции. В наблюдение входят, порядка черехсот наименований промышленной продукции, выпускаемых предприятиями нашей республики. Рассчитываются индексы цен как в целом по промышленности, так и по видам деятельности, по видам и группам продукции;

далее,

- на реализованную сельскохозяйственную продукцию. По всем основным видам, продукции растениеводства и животноводства, производимой у нас в республике;

рассчитываются индексы цен:

- в строительстве и в т.ч. по строительно-монтажным работам, на основе ресурсно-технологической модели;

- на услуги по грузовым перевозки по всем основным видам транспорта;

отслеживается уровень тарифов:

- на услуги связи для юридических лиц;

а также индексы и уровни цен приобретения:

- промышленными предприятиями основных видов топливно-энергетических ресурсов, зерна;

- сельскохозяйственными организациями промышленной продукции для основного производства;

- строительными организациями основных материалов, деталей и конструкций;

Единые методологические подходы при расчете индексов цен позволяют создать логически стройную и внутренне непротиворечивую систему индексов цен, которая строиться из следующих этапов:

- формирование перечня товаров (услуг) - представителей;

- отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

- организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;

- единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

- единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;

- расчет индивидуальных, групповых, региональных индексов цен и тарифов;

- общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета;

Кроме того, построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации позволяет проводить межрегиональный анализ.

Расчеты индексов цен производятся за месяц:

- к предыдущему месяцу, что характеризует изменение цен за отчетный месяц;

- к декабрю предыдущего года, показывает изменения цен, которые произошли с начала отчетного года;

- к соответствующему месяцу предыдущего года, показывающий изменение цен, произошедшие за 12 месяцев, начиная с аналогичного периода предыдущего года.

На основании месячных индексов можно рассчитать индекс цен за определенный период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года, который используется для пересчета стоимостных объемных показателей, оцененных в действующих ценах в постоянные цены – т.е. без учета роста цен.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.