Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих уровень цен, а также их динамику во всех секторах экономики, которая позволит в достаточной степени осуществить комплексный анализ ценовых процессов не только в целом по экономике, но и внутри конкретного сектора экономики.
Цены в статистике классифицируются и формируются по различным направлениям:
Цена производителя (или оптовые) – это цены, по которым предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию. По своему составу она включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень ее, как правило, зависит от затрат на производство, объема реализации, конъюнктуры рынка и т.п.
Цена приобретения (цена покупателя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью: цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы. Цены приобретения складываются в результате согласования интересов продавца и покупателя, под воздействием спроса – предложения и других факторов рыночной экономики.
Потребительские цены – это розничные цены по которым товары и услуги за наличный расчет продаются населению.
В настоящее время органы статистики осуществляют разработку следующих показателей статистики цен
в потребительском секторе:
- Средние потребительские цены и индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению. В этой области наблюдается 500 наименований товаров и платных услуг. Осуществляется расчет регионального, индивидуальных и групповых индексов потребительских цен, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе.
рассчитываются:
- средние цены по перечню из традиционных для населения потребительских товаров и услуг. Он используется статистикой цен для оперативного еженедельного отслеживания изменения цен на основные для населения товары и услуги, а также для межрегионального сопоставления;
- стоимость минимального набора продуктов питания, служащий для ежемесячного отслеживания изменений цен на наиболее важные и социально-значимые продукты питания, а также для межрегиональных изменений, включает 37 наименований продовольственных товаров, исчисляется по минимальным объемам потребления, определенным для мужчины трудоспособного возраста установленные в целом по Российской Федерации;
- стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг* исчисляется на основе единых объемов потребления. В набор включены 83 наименования товаров и услуг. Показатель позволяет охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения и служит для межрегиональных сопоставлений.
- величина прожиточного минимума на душу населения и минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в целом по республике и по основным социально-демографическим группам. Используется как в рамках законодательных актов, регламентирующих их назначение, так и в текущем анализе уровня жизни населения;
- Кроме того, по потребительскому сектору осуществляется разработка уровней цен, складывающихся на первичном и вторичном рынках жилья;
в производственном секторе разрабатываются индексы и уровни цен:
- производителей промышленной продукции. В наблюдение входят, порядка черехсот наименований промышленной продукции, выпускаемых предприятиями нашей республики. Рассчитываются индексы цен как в целом по промышленности, так и по видам деятельности, по видам и группам продукции;
далее,
- на реализованную сельскохозяйственную продукцию. По всем основным видам, продукции растениеводства и животноводства, производимой у нас в республике;
рассчитываются индексы цен:
- в строительстве и в т.ч. по строительно-монтажным работам, на основе ресурсно-технологической модели;
- на услуги по грузовым перевозки по всем основным видам транспорта;
отслеживается уровень тарифов:
- на услуги связи для юридических лиц;
а также индексы и уровни цен приобретения:
- промышленными предприятиями основных видов топливно-энергетических ресурсов, зерна;
- сельскохозяйственными организациями промышленной продукции для основного производства;
- строительными организациями основных материалов, деталей и конструкций;
Единые методологические подходы при расчете индексов цен позволяют создать логически стройную и внутренне непротиворечивую систему индексов цен, которая строиться из следующих этапов:
- формирование перечня товаров (услуг) - представителей;
- отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);
- организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;
- единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);
- единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;
- расчет индивидуальных, групповых, региональных индексов цен и тарифов;
- общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета;
Кроме того, построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации позволяет проводить межрегиональный анализ.
Расчеты индексов цен производятся за месяц:
- к предыдущему месяцу, что характеризует изменение цен за отчетный месяц;
- к декабрю предыдущего года, показывает изменения цен, которые произошли с начала отчетного года;
- к соответствующему месяцу предыдущего года, показывающий изменение цен, произошедшие за 12 месяцев, начиная с аналогичного периода предыдущего года.
На основании месячных индексов можно рассчитать индекс цен за определенный период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года, который используется для пересчета стоимостных объемных показателей, оцененных в действующих ценах в постоянные цены – т.е. без учета роста цен.