Выполнение арифметических операций над двоично-десятичными числами.
Цель работы:Приобретение теоретических навыков по переводу чисел из двоичной системы в двоично-десятичную и выполнение арифметических действий над числами.
Контрольные вопросы:
1. Правила перевода в двоично-десятичную систему счисления.
2. Понятие разрядной сетки.
3. Преимущества и недостатки двоично-десятичной системы.
4. Представление чисел в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
5. Выполнение арифметических операций над BCD числами.
6. Перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
7. Кодирование чисел.
Лабораторное задание.
Дано два десятичных числа: D1 = ... D2 = ...
Необходимо их представить:
1. В двоично-десятичной системе счисления
BCD1 = ...
BCD2 = ...
2. С помощью разрядной сетки перевести BCD1 и BCD2 в двоичную систему исчисления и наоборот.
В1=... В2 = ...
3. Выполнить арифметические действия:
1. В1 + В2 =
2. В1 - В2 =
3. В1 * В2 =
4.BCD1+BCD2
5. BCD2-BCD1
ВЫВОДЫ:
Лабораторная работа № 3.
Минимизация переключательных функций.
Цель работы: Ознакомление и применение методов минимизации переключательных функций и построение цифровых устройств с помощью логических функций.
Контрольные вопросы:
1. Основные этапы построения цифровых устройств на логических элементах.
2.Составление логических функций нормальной дизъюнктивной и
конъюнктивной формах (СДНФ, СКНФ).
3. Суть и необходимость минимизации логических функций.
4. Аналитический способ минимизации.
5. Минимизация 2-х, 3-х и 4-х переменных логических функций.
6. Карты Карно и диаграмма Вейча.
7. Минимизация логических функций с помощью мультиплексоров.
8. Производные логические элементы, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ.
Лабораторное задание:
Дана логическая функция 4-х переменных у = f (xi, хг, хз Х4) выполняющая задачу определенного значения, таблица истинности которая имеет следующий вид:
X1
X2
X3
Х4
У
b0
b1
b2
b3
b4
b5
b6
b7
где, у = b0 b1 b2 b3 b4 b5 b6 b7 - определяется по заданию преподавателя.
1. Составить СДНФ и СКНФ заданной функции.
2. Минимизировать ее аналитическим способом.
3. Построить по полученной логической формуле цифровое устройство выполняющее функции поставленной задачи.
4. Минимизировать данную логическую функцию с помощью карт Карно и построить цифровое устройство.
5. Сравнить оба варианта построения цифрового устройства.
6. Реализовать полученную логическую функциюцию в одном из базисов И-НЕ либо ИЛИ-НЕ ( по заданию преподавателя)
ВЫВОДЫ:
Лабораторная работа №4
Исследование основных логических элементов и простейших комбинационных устройств.
Цель работы: Исследовать логические элементы и комбинационные устройства
Работа проводится на плате П.1 с технологическими картами 1.1 -1.9. На этих картах изображена принципиальная схема исследуемого устройства в виде соединений логических элементов, выполняющих какие-то логические функции.
Контрольные вопросы:
1. Основные, наиболее распространенные серии микросхем и их технические характеристики.
2. УГО микросхем, условия применения и эксплуатации.
3. Сформулируйте определение переключательной функции.
4. Переход от формульного представления ЛФ к табличному и наоборот
5. Переход от логического представления функций к комбинационным схемам и наоборот.
6. В чем сущность задачи анализа и синтеза комбинационных схем?
7. Основные этапы синтеза комбинационных схем.
8. В чем заключается операторное представление логических функций?
9. Установить, какие узлы базового элемента ТТЛ определяют вид переходной характеристики и тип выполняемой логической функции.
10. Пользуясь законами алгебры логики, преобразовать заданную преподавателем схему в более простой вид.
11. Как изменятся логические функции заданных преподавателем устройств, если все его прямые входы и выходы изменить на инверсные?
12. Привести примеры устройств, выполняющих логические функции из области электротехники, оптики и т. д.
Домашнее задание.
1. Изучить основы алгебры логики. Выписать основные логические функции двух переменных и основные законы алгебры логики.
2. Ознакомиться с элементной базой ТТЛ. Зарисовать принципиальную схему базового элемента ТТЛ. Уметь объяснить его работу.
3. Зарисовать условно - графические обозначения изучаемых логических элементов.
4. Продумать и зарисовать в тетради схемотехническую реализацию всех логических функций (И, НЕ, ИЛИ исключающее ИЛИ, ИЛИ - НЕ) на элементах типа И - НЕ.
5. Зарисовать в тетради схемы комбинационных устройств, реализующих функцию сравнения двух пар чисел, а также одноразрядный сумматор.
Лабораторное задание.
1. Проанализировать работу светодиодного индикатора стенда для определения уровней логических сигналов, проверить его работу с помощью осциллографа.
2. Последовательно используя технологические карты, исследовать работу изучаемых логических устройств. Комбинации входных сигналов набирать с помощью тумблеров SA1- SA4.
3. По результатам исследований составить таблицы истинности для каждого устройства.
4.Манипулируя переключателями, составить таблицу истинности исследуемого устройства, определить логическую функцию и записать её через операции И, ИЛИ, НЕ, определить тип каждого логического элемента, входящего в устройство.
Для наиболее сильных учащихся задание можно усложнить, выдавая вместо карт, самодельные карты-функции , на которых вместо принципиальной схемы из нескольких логических элементов имеется обозначение только одного многополюсника с необходимым числом входов и выходов.
В ходе лабораторной работы исследуются
- элемент И-НЕ для положительной логики или ИЛИ-НЕ для отрицательной логики (Карта 1.1)
- элемент ИЛИ-НЕ для положительной логики или И-НЕ для отрицательной логики (Карта 1.3)
- Элемент И ( Карта 1.2)
- Элемент ИЛИ (Карта 1.4)
- Элемент ИСКЛЮЧАЕЩЕЕ ИЛИ (Карта 1.5)
- Элемент НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ (Карта 1.6)
- Трехразрядное устройство проверки на ЧЕТНОСТЬ (Карта 1.7)
- Устройство сравнения двух двухразрядных чисел (Карта 1.8)