Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Распад СССР. Участие Беларуси в СНГ. Дипломатическое признание Республики Беларусь



В 70е-80е годы страну возглавляли центральные органы КПСС, контролировавшие всю иерархию органов власти. Генеральным секретарем тогда был М. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавлен Рыжковым. Их главной целью было обновление социализма. Суть, которого заключалась в соединение социализма и демократии, что должно было привести к лучшему социализму.

В помощь осуществления замыслов было создано Политбюро ЦК партии, в которое входили: Чебриков, Лигачев, Ельцин, Яковлев и Шеварднадзе.

Перед ними стоял ряд задач:

Ш Преобразование общества

Ш Глубокие перемены

Ш Развитие народного хозяйства

Ш Перемены в социальной сфере

Но главным рычагом на пути к лучшему социализму Горбачев видел в ускорение социально-экономическое развитие.

Особое внимание уделялось машиностроительной отрасли, так как при реконструкции техники народнохозяйственного комплекса решились бы два важных вопроса: жилищный и продовольственный.

Планов было много, но с чего же начать?

Перемены начались с политики гласности. Была снята цензура, и началось издание новых газет. Это послужило всплеском социальной активности населения: массовые митинги, дискуссии в газетах о выборе пути общественного развития, объединения в поддержку «перестройки».

Но такая идея ускорения не нравилась некоторым работникам партийно-государственного аппарата. И для ее реализации были заменены секретари ЦК, председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД. Таким образом, хотели совершенствовать социальное общество и обновить формы и методы работы политических структур.

В 1985-1986 гг. шла активная борьба с дисциплиной и коррупцией. В Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с Яковлевым, целью которой было дополнительное изучение документов репрессированных в 30е-50е гг. граждан. Так же за взяточничество и хищения наказан ряд государственных деятелей. Реабилитированы Бухарин, Рыков и некоторые профессора-экономисты.

В конце 80х годов началась перестройка государственной власти. Начало положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

Разыгралась острая борьба. Держался курс на создание правового государства, главную роль в котором играла политическая реформа. Суть ее заключалась в разделение обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. В связи с этим появляется новый орган власти - Верховный Совет. Он является постоянно действующим парламентом. Политическая система направлена на создание демократического государства, составной частью которого является введение президентского поста.

В конце 1988 года изменена система выборов в Советы. Избрание народных депутатов должно проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти состоялись весной 1989 года.

С марта 1990 года на пост первого президента был назначен М.С. Горбачев

Статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики. Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного права государств, неприменения силы и отказ от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другим общепринятым нормам международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством. Такая позиция обеспечила быстрое дипломатическое признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству.

Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.

На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.

Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных силах в Европе, подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий по реформированию вооруженных сил к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено международным сообществом.

В 1990 г. ООН приняла решение об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1994 г. Международная организация охраны здоровья осуществляет на территории Беларуси международный проект "Щитовидная железа". Между правительствами Беларуси и Японии был подписан договор о сотрудничестве в области ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Япония поставляла медикаменты, медицинское оборудование. Значительную помощь оказывали общественные организации Германии. В мае 1994 г. под патронажем ЮНЕСКО в Испании состоялся Международный семинар-конгресс "Дети Чернобыля". Ежегодно для оздоровления в Германию, Италию, Англию и другие страны выезжают дети из Беларуси.

Расширились торговые отношения со странами дальнего зарубежья. В 1993 г. поставки из Беларуси осуществлялись в 96 стран мира. Активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Общая сумма зарубежных кредитов составила 1049,5 млн. долларов США. Однако углублению внешнеэкономических связей с Западом препятствует политика двойных стандартов в этих странах, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары.

Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем - П. Бородин.

В экономической сфере стали создаваться международные финансово-промышленные группы "Гранит", "Славянская бумага", "Кормозаготовительная техника", "БелРусАвто". Сотрудничество с Россией развивалось и на межрегиональном уровне. Хорошие отношения сложились с Калининградской, Ярославской, Тюменской и другими областями. Товарооборот между Россией и Беларусью в 1999 г. составил 11 124,4 млн. долларов США. На долю России во внешней торговле приходилось 59,4%.

55.Принятие Конституции РБ, её суть и содержание. Выборы президента РБ.

На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.

Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она - первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.

В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции, разразившейся полемики о необходимости критического подхода к анализу ее норм, на задний план отходит тот факт, что конституция является следствием произошедших в стране социально-экономических и политических перемен. Следовательно, даже исходя только из этого положения можно утверждать, что любая Конституция является историческим памятником своего времени, о чем свидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о стране по положениям конституции

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной и исторической литературы, правильно и объективно раскрыть сущность Конституции Республики Беларусь, ее роли как исторического источника.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- раскрыть сущность и содержание понятия Конституции;

- определить процесс конституционного развития в Республике Беларусь;

- установить взаимосвязь исторических процессов в государстве с моментом принятия новой Конституции и на основе этого выделить ее историческое значение.

Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще - и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический и исторический метод.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть сущность Конституции как Основного Закона, определить ее роль в процессе изучения истории конкретного государства.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio - установление, строение.

В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе которых берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов государства.

Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря -- ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791г.

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. На это указывал еще проф. А. Д. Градовский. Он писал: "Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно назвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа или монарха с народным правительством". Об этом же говорят и современные зарубежные ученые. Так, Бирд в своей книге "Американское правление" (1949. С. 9) определял конституцию как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан. Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом. - См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. С.50.

Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др.

Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие.

Наиболее общим определением конституции, на мой взгляд может выступить определение, высказанное Василевичем Г.А.: Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами). - См.: Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу «Право и экономика» - Мн., 1999. С.15.

В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов) обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашего государства имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в преамбуле.

Однако для определения Конституции чисто формальной констатации ее основополагающего значения, как акта высшей юридической силы, недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значения) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадут в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта - 1)провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государственного правления и государственное устройство.

Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявление тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

Подавляющее большинство зарубежных юристов-государствоведов ограничиваются примерно таким формально-юридическим определением конституции, но с учетом ее содержания в соответствующей стране. Сказанное относится к юристам как старого, так и нового поколения. Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс: "Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значением документ, в котором определяются основы организации, а также функции органов управления государства и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов". - См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. С.52.

Однако только такой подход к этому документу не позволяет понять, почему принимается та или иная конкретная конституция, почему она получает именно такое содержание, отличающее ее от других основных законов, какие причины вызывают необходимость внесения в нее определенных изменений и дополнений в рамках одного и того же строя, существующего в данной стране.

Ответ на указанные вопросы может дать выявление сущности конституции. Этому вопросу уделил большое внимание Ф. Лассаль в своей лекции, которая так и называется: "Сущность конституции". В ней он указал, что "действительная конституция страны -- это фактические соотношения сил, существующих в стране, писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил". - См.: Лассаль Ф. О сущности Конституции. Сборник сочинений. Т.2. - М.: Наука, 1962. С.13. Дж. Ст. Милль по этому вопросу писал: "Во всякой конституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силой вне стен парламента".

В работах основоположников марксизма подчеркивается, что конституция является результатом политических форм классовой борьбы, что она устанавливается господствующим классом после выигранного сражения, что она отражает соотношение сил в классовой борьбе.

Действительно, если провести анализ конституций, принятых в конце XVIII -- начале XIX столетия, то видно, что в них довольно четко зафиксирован результат классовой борьбы: отражается либо полная победа буржуазии, либо политический компромисс между буржуазией и дворянством. Примером первого была Конституция США 1787 г. и Конституция Французской Республики 1791г., которые отстранили дворянство от участия в управлении государством. Примером второго являются конституционные акты Великобритании, компромиссный характер которых проявился, в частности, в структуре Парламента. Его нижняя палата -- Палата общин призвана была отражать интересы вышедшей на политическую арену буржуазии, а верхняя -- Палата лордов -- интересы еще сохранившего свое влияние дворянства. Но и в тех и в других странах к участию в политической жизни были допущены лишь состоятельные слои населения. По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться.

В них все более явно стали находить отражение интересы различных слоев общества. Конституции все больше стали служить целям достижения социального мира. Но все же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нем лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент ее принятия.

Если обратиться к восточноевропейским странам, то победа в них в конце 80-х -- начале 90-х гг. сил, выступающих за проведение коренных экономических и политических реформ, привела к принятию новых конституций, которые упразднили социалистический строй, "руководящую и направляющую роль" коммунистических и рабочих партий, закрепили становление нового общественного строя, признали наличие многопартийности в политической системе этих стран, различные формы собственности, в том числе и частную, изменили систему представительных органов, ввели институт единоличного президента там, где его не было, и другие новеллы, обеспечивающие власть новых общественных сил.

Когда в результате происходящих в обществе перемен усиливаются позиции иных социальных и политических сил, чем те, интересы которых в большей мере учтены в конституции, такое положение может выражаться не обязательно в принятии новых конституций, но и во внесении в них тех или иных изменений и дополнений либо в поправках, вводимых в качестве дополнений к основному тексту, как это имело место, например, в США.

В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций, конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

Сказанное выше о сущности основного закона вовсе не означает, что современные конституции отражают интересы лишь определенных социальных групп. Они могут в большей мере их учитывать и обеспечивать. Но в то же время для того, чтобы основной закон страны поддерживался всеми слоями населения, он должен служить целям достижения социального компромисса в обществе, устанавливать такой порядок, который бы признавался справедливым подавляющим большинством населения.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжение государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивида и общества в целом. Часто Конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных политических сил и выражаемых ими взглядов. Поэтому нередко Конституция - это итог компромисса между ними. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как документа, юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается наличной и политической свободе. - См.: Арановский А.В. Государственное право зарубежных стран. - М.: «Инфра-М», 1998. С.119.

Президент Республики Беларусь - глава государства. Порядок выбора Президента. Полномочия и функции Президента

Президент Республики Беларусь - глава государства.

Глава государства - это официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, официальное высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни страны и в отношениях с другими государствами. Глава государства может быть главой исполнительной власти, а может быть не связанным с исполнительной властью. Он является гарантом Конституции, символом национального единства, олицетворяет преемственность и стабильность государственной власти, является посредником между ветвями власти.

Как высший представитель государства внутри страны Глава государства имеет определенные полномочия в отношении Парламента, Правительства, а также судебной власти. Глава государства обычно так или иначе участвует в формировании Правительства, часто в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

Глава государства имеет определенные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношениях с гражданами и иностранцами, в сфере международных отношений. Кроме этого, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем.

Из средневековья пришла к нам традиция единоличного Главы государства. Первоначально это был монарх, затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, Главой государства стал президент. В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института. Сейчас существуют такие его формы:

- единоличный монарх;

- единоличный выборный Президент;

- выбранный Парламентом коллегиальный орган;

- на установленный срок лицо по совместительству (земли ФРГ);

- генерал-губернатор (представитель британской королевы), имеющий статус доминиона;

- узурпатор - лицо, которое путем захвата, незаконно получило власть, обычно безустановления срока.

Выборы Президента Республики Беларусь

Порядок выборов Президента РБ.

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления. Комиссии осуществляют контроль за исполнением законодательства о выборах.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Совет Республики и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

3) назначает очередные и внеочередные выборы в местные Советы депутатов и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;

4) назначает выборы в местные Советы депутатов во вновь образованных административно-территориальных единицах;

5) при роспуске Советом Республики местного Совета депутатов назначает выборы в этот местный Совет депутатов;

6) назначает республиканский референдум и определяет организационные мероприятия по обеспечению его проведения.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают следующие избирательные комиссии:

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь;участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

При назначении выборов Президента Республики Беларусь Палата представителей может принять решение не образовывать областные, Минскую городскую, районные, городские (в городах областного подчинения) комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, а возложить осуществление их полномочий на действующие областные, Минскую городскую, районные, городские (в городах областного подчинения) территориальные избирательные комиссии.

Полномочия Центральной комиссии по выборам Президента РБ:

1) организует проведение выборов Президента; осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах; дает разъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения, обращается в случае необходимости к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, с предложениями о толковании настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах.

2) осуществляет руководство деятельностью комиссий по выборам Президента;

3) решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь.

4) регистрирует:

инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;

кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;

5) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

6) выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

7) решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента, а также повторного голосования по референдуму;

Статья 34. Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата, формируемые из представителей политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов(ст.11) образуются:

областные, Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;

районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, - президиумами районных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - районными администрациями в составе 5-19 членов комиссии не позднее чем за 45 дней до выборов. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Полномочия и функции Президента.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст.79 Конституции Республики Беларусь, он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, выступает арбитром между властями. Таким образом, Конституция нашей страны возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Президент Республики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность. Иски о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также в статьях Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах, в которых содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента Республики Беларусь. К ним относят:

 

Полномочия в области организации работы Парламента и местных представительных органов:

-Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и местные представительные органы;

-распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

- имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступает перед ними в любое время с речью или сообщением;

- обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях палат Парламента.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.