В середине 80-х гг. СССР, как и иншия советские республики, оказался перед рядом проблем сацияльна-экономического, политического и культурного развития. В марте 1985 г. после смерти К. У. Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев.
На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС он выступил с идеей ускорения социально-экономического развития страны. Этот курс предполагалось осуществить за счет трех факторов:
1) научно-технического прогресса, отсюда первоочередное внимание развитию машиностроительного комплекса - базы этого прагрэссу;
2) структурной перестройки экономики;
3) активизации человеческого фактора, повышения творческой активности людей.
Но результаты 1985 снова показали, что административные меры в экономике решить дела не могут. В связи с этим XXVII съезд КПСС (1986 г.), XIX в Всесоюзная конференция КПСС (1988 г.), январский и июньский Пленумы ЦК КПСС уточнили политический курс и определили политику перестройки и обновления всех сфер жизни советского общества.
Эта политика получила развитие и конкретизацию в платформе XXVIII съезда КПСС "К гуманному, демократическому социализму», в материалах и документах съездов народных дыпутатав СССР, сессий Верховного Совета СССР и Верховного Совета БССР, в соответствующих законах СССР и БССР.
Политика перестройки включала в себя проведение экономической реформы, реформы политической системы, социальной и культурной сфер жизни советского общества, создание правового государства.
В 1987-1991 гг. были приняты законы СССР и БССР о кооперации, индивидуальной трудовой деятельности, аренде и арендных отношениях, предприятиях, земли и другое. Новое законодательством появилась правовой основой радикальной перестройки экономических и социальных отношений в стране, положила начало формированию и развитию разнообразных форм собственности.
Разгосударствление и приватизация значительной части собственности, демонополизация производства, поддержка свободного предпринимательства, развитие конкуренции - все это являлось важнейшими условиями для установления рыночных отношений. В начале 1990-х гг.
46% опрошенных жителей Беларуси высказались за переход к рыночной экономике, а через год такую позицию занимала уже более 62%.
Важное значение в обновлении общества принадлежала политической реформе, углублению демократии и гласности. В результате проведенных в 1989 г. демократических выборов были созданы новые институты власти сверху и донизу, кардинально изменилось положение и роль в жизни общества Советов, права которых были значительно расширены.
В 1987-1990 гг. в Беларуси начался процесс формирования политической оппозиции в виде любительских неформальных объединений. Активно заявили о себе такие объединения и клубы, как "Толока", "Тутэйшыя", "Альтернатива", "Заря" в Минске, "Факел" в Гродно, "Узгоръе" в Витебске и др..
В июне 1989 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта "Возрождение за перестройку". В 1989-1990 гг. были созданы Демократическая партия Беларуси, Крестьянский союз Беларуси, Республиканская партия Беларуси и др.. КПСС постепенно сходили с политической арены.
В августе 1991 г. Вырховны Совет БССР временно приостановил деятельность КПСС-КПБ на территории республики. Чуть позже ее имущество было перададина в собственность государства. В феврале 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь разрешил существование всех структур и органов КПБ на территории Беларуси.
На политику перестройки отрицательный влияние оказали межнациональные конфликты, что разгорелись в СССР. В условиях жестких социальных потрясений и межнациональных конфликтов возник вопрос о существовании СССР. В республиках усилились сепаратистские настроения. В ноябре 1988г. Эстония приняла Декларацию о государственном сувернитэце.
Весной 1990 Декларацию о государственном сувернитэце приняли Верховные Советы Литвы, Латвии, Армении, Грузии и Молдовы. 12 чэрвиня 1990г. соответствующий документ появился в России.
27 июля 1990 г. Верховный совет БССР провозгласил Декларацию о государственном сувернитэце Белорусском Советской Социалистической Республики в составе советской федерации. Провал августовского путча 1991 г. в Москве создал благоприятные условия на пути к рэализации государственного сувернитэту.
25 августа 1991 г. был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусского ССР о государственном сувернитэце БССР" и постановление "О обеспечению политической и экономической самостоятельности Белорусского ССР". Этими актами объявлялась политическая и экономическая независимость республики.
19 сентябрь 1991 г. была изменена название республики: БССР было решено далее называть «Республика Беларусь», а в сокращенном названии "Беларусь".
Становление суверенного государства требовала формирования органов управления, создания собственной армии.
Согласно закону от 25 августа 1991 г. "О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Белорусского ССР" союзно-республиканское Министерство внутренних дел, Союзно-республиканский Комитет государственной безопасности БССР был преобразован в республиканский Комитет государственной безопасности.
Он перапарадковвався Верховному Совету Республики Беларусь. Совету Министров Беларуси подчинялись пограничные войска Комитета государственной безопасности. В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности республики в сентябре 1991 г. Верховный Совет принял постановление "О таможенной службе Республики Беларусь".
В марте 1992 начало действовать Министерства обороны Республики Беларусь.
Политический кризис советского общества тесно переплетался с экономическим. Не оправдались расчеты на быстрое и безболезненное вхождение в рынок. Все более открытой становилась конфронтация центра и республики.
В этих условиях 8 декабря 1991 г. в резиденции советского правительства Вискули (Каменецкий район, Брестская область) руководители России, Беларуси и Украины (Б. Ельцин, С. Шушкевич, Л. Кравчук) подписали соглашение о формальной ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. ратифицировал соглашение о творении СНГ. На встрече в Алма-Ате, которая состоялась 21 декабря 1991 г., к этому соглашению присоединились еще 8 государств - бывших республик СССР, за исключением Республик Прибалтики и Грузии.
В декларации участников встречи было абвешчна, что с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. 25 декабря 1991 г. ушел в отставку первый и последний президент СССР М. С. Горбачев.
Дальнейший ход событий показал, что оптимистические надежды основателей СНГ на скорое укрепление новой общины оказались находимся там от рэчаиснсци.