1.Экономия материальных ресурсов за счёт снижения материалоёмкости, повышения качества сырья, улучшения нормирования и оптимизации запасов, совершенствование деятельности материально-технического снабжения, транспортного и складского хозяйства, внедрение малоотходных и безотходных технологий.
2.Снижение трудоёмкости за счёт внедрения новых технологий и роста производства труда, сокращения простоев и перерывов. Использование передовых приёмов работы, совершенствование организации производства путём развития кооперации, специализации.
3.Увеличение объема за счет снижения постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции.
Показатель использования себестоимости – это затраты на рубль товарной продукции. Виды калькуляции:
1.Плановая калькуляция(Рассчитывается на основе прогрессивных норм на плановый период и представляет собой средние затраты).
2.Нормативная калькуляция(Рассчитывается по установленным нормам, действующих на данный момент).
3.Сметная калькуляция(Определена на определенные виды работ и заказы).
3.Проектная калькуляция(При внедрении новых видов продукции, производство по укрупненным нормам).
4.Фактическая калькуляция(Рассчитывается по текущим нормам на основе фактических затрат).
Прямые рассчитываются методом прямого счёта. Например, затраты на сырьё и материалы путём умножения нормы расхода материала на цену,основная заработная плата производственных рабочих путём определения сдельного расчёта через выработку или время;
Косвенные расходы. Рассчитываются на комплексные расходы, которые возникают при изготовлении продукции в целом или работы предприятия в целом и стоит задача их распределения между различными изделиями. Они распределяются пропорционально тому или иному условно выбранному измерителю. Например,общепроизводственные расходы пропорционально основой заработной плате производственных рабочих; общехозяйственные расходы пропорционально совокупным затратам на оплату труда рабочих и затратам на содержание и эксплуатацию оборудования;
Раскройте понятие дохода. Какие виды доходов Вы знаете? Что понимается под внереализационными доходами и расходами? Опишите таблицу доходов и расходов организации (предприятия) на производство продукции1?
Доходы предприятия – это поступление, увеличение экономической выгоды в следствии увеличения денежных средств или иного имущества или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников.
Существуют следующие виды доходов предприятия:
1.Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции). Поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
2.Операционные доходы, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, поступления за предоставленную заработную плату, активы, права интеллектуальной собственности, поступление от продажи основных средств.
3.Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, поступление в возмещение убытков, причиненных организациями. Прибыль прошлых лет, признанных в отчётном году, сумма кредитных задолженностей, по которым истёк срок исковой давности. Также курсовая разница и прочие внереализованные доходы.
4.Чрезвычайные доходы. Поступления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств и стоимость материальных ценностей, остатки от списания.
Внереализационные расходы-затраты предприятия, фирмы, не связанные непосредственным образом с производством и продажей основной продукции, уплаченные штрафы, пенни, санкции.
Понятие прибыли, ее сущность, источники и виды. Как производится расчёт различных видов прибыли? Факторы и пути повышения прибыли. Распределение и использование прибыли на предприятиях с различными формами собственности.
Прибыль – конечный результат предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а в целом по предприятию между выручкой от реализации продукции и себестоимостью.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет следующие функции:1.показатель эффективности деятельности предприятия; 2.является основным источником развития предприятия и содержания социальной сферы и выполняет стимулирующую функцию; 3.является источником дохода бюджета разных уровней.
Таким образом, прибыль представляет основной фактор его экономического и социального развития.
Виды прибыли:
1.валовая прибыль (У);
2.прибыль (у) от продаж;
3.балансовые прибыли (у) или прибыль (у) до налогообложения;
4.чистая прибыль.
Валовая прибыль - это разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и др обязательных платежей и себестоимости продукции без периодических расходов (коммерческие и управленческие). Прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими расходами по сбыту и управлению общехозяйственными расходами. Балансовая прибыль– включает в себя прибыль от продаж ± оперативные доходы (расходы) ± внереализационные доходы и расходы. Чистая прибыль – это балансовая прибыль – сумма налога на прибыль, рентные платежи, налог на экспорт и импорт ± чрезвычайные доходы и расходы – налоги и сборы.
Источники прибыли: 1.интеллектуальный; 2.структурный; 3.потребительский.
Распределение прибыли осуществляется следующими способами:
1.Формирование фондов – это:
а)на формирование резервного фонда;
б)на выплату доходов учредителей, участников;
в)на создание фондов целевого назначения накопления, потребления, социальной сферы.
Нераспределенная часть прибыли присоединяется к уставному капиталу.
2.Фонд накопления – это:
а)на расширение производства;
б)на погашение долгосрочных ссуд и проценты по ним;
в)прирост собственных оборотных средств;
г)финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ;
д)строительство и эксплуатация объектов социально-культурного и бытового назначения.
К фонду накопления прибавляется амортизация.
3.Фонд потребления – это:
а)оказание материальной помощи;
б)вознаграждение по итогам работы за год;
в)единовременные вознаграждения за особо важные задания;
г)выплата дивидендов, акций, установление дополнительных трудовых и социальных льгот + средства на оплату труда.
Факторы повышения прибыли:1.Внешний фактор увеличения прибыли. Коньюктура рынка (составляется на сегодняшний день), уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения.2.Внутренние факторы: уровень НТП, уровень организации производства, конкурентоспособность продукции.