Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов.
Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.
Тестовая беседа
1. Назови своё имя, фамилию.
2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь когда вырастешь: тётей или дядей?
3. Сколько тебе лет?
4. Где ты живёшь?
5. С кем ты живёшь? Кто ты брату, маме, бабушке, и т.д.?
6. Как зовут маму и папу?
7. Кем работают мама и папа?
8. Как называется город, в котором ты живёшь?
9. Для чего человеку нужны: глаза, уши, рот?
10. В какое время появляются листья на деревьях (идёт снег)?
Считает в ограниченном пределе. Счёт неосознанный. Сравнивает контрастные множества с помощью взрослого. Арифметические действия мало доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не принимает.
Средний уровень (3 балла)
Навыки счёта неустойчивые. Счёт больше механический. Порядковый счёт в малом пределе. Сравнивает множества путём пересчёта. Сравнивает числа в небольшом интервале. Выполняет арифметические действия только 1, используя пальцы и др. знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого.
Высокий уровень (5 баллов)
Считает в прямом и обратном порядке. Счёт осознанный. Владеет порядковым счётом. Сравнивает множества и числа. Выполняет арифметические действия, знает цифры и оперирует ими, а также арифметические знаки. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи.
Эмоционально-волевая сфера
Параметры оценки:произвольность деятельности, отношение к оценке, результату, школьная мотивация.
Низкий уровень ( 1 балл)
Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм и т.д.)
Средний уровень ( 3 балла)
Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Неспособен длительно удерживать цель. Не выражено стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берётся за голову…). Неустойчивая заинтересованность в оценки и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации). Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может застревать в определенном эмоциональном состоянии.
Высокий уровень (5 баллов)
Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально-положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключатся из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.
Моторика
Ø Методика: «Изобрази животное»
Цель: выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике.
Оценка результатов:
Низкий уровень ( 1 балл): движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряжённость, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты (подрагивание, хромота, нарушение координации движений).
Средний уровень ( 3 балла): движения недостаточно координированные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смена позы в соответствии с заданием затруднено. Мимика маловыразительная. Взгляд не заинтересованный.
Высокий уровень ( 5 баллов): движения свободные и непринуждённые, продуктивные, целенаправленные. Лёгкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный.
Ø Методика: «Зашнуруй»
Цель: выявление особенностей мелкой моторики, определение уровня развития зрительно-моторной координации.
Оборудование: два домика с дырочками, шнурками.
Проведение обследования: ребёнка просят зашнуровать, как на образце.
Оценивается: соответствие образцу.
Оценка в баллах:
1 балл: задание принимает, но не может воспроизвести образец.
3 балла: незначительные искажения, осуществляется незначительный зрительный контроль.
5 баллов: точное и правильное воспроизведение образца, зрительный контроль достаточный.