Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.
Средний уровень ( 3 балла)
Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине недостаточности опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.
Выше среднего (4 балла)
Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.
Высокий уровень (5 баллов)
Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.
Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей.
Проведение обследования: ребёнку предлагается найти, кто спрятался в лесу. Покажи.
Оценка в баллах:
1 балл: объём резко снижен; принимает 1 объект с внешней стимуляцией. Рассеян (многократные, длительные отвлечения).
2 балла: объём ограничен, воспринимает не более 1 объекта, устойчивость резко снижена.
3 балла: объём снижет, воспринимает не более 2-х объектов, устойчивость снижена.
4 балла: объём снижен незначительно, воспринимает не более 3-х предметов, внимание устойчивое.
5 баллов: объём широкий, воспринимает до 4-х объектов, внимание устойчивое.
Ø Методика: «Найди отличия»
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 5 различий.
Проведение обследования: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.
Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.
Оценка в баллах:
1 балл: не принимает и не понимает задание.
2 балла: задание принимает, действует хаотично.
3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, находит 3 различия.
4 балла: находит 4 различия.
5 баллов: принимает задание, условие, находит 5 различий.
Ø Методика: «Найди и вычеркни» (Лиепинь)
Цель: определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.
Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).
Проведение обследования: ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.
Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков.
Оценка в баллах:
1 балл: задание не принимает, условие задачи не понимает, действует не адекватно.
2 балла: принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.
3 балла: принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок.
4 балла: принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки.
5 баллов: действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает.