Важнейшей характеристикой успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль своим владельцем. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников организации, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль есть конечный результат деятельности предприятия.
Различные виды прибыли, представленные в финансовой отчетности, представляют собой «наиболее общие показатели, стабильный рост которых в динамике свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности предприятия»62.
Анализ финансовых результатов деятельности организации, прежде всего, опирается на информацию, которая содержится в форме № 2 «Отчете о прибылях и убытках» и включает в себя следующие этапы:
· анализ изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
· структурный анализ соответствующих статей (в процентах к выручке от реализации);
· изучение динамики изменения показателей за ряд периодов – трендовый анализ;
· анализ влияния отдельных факторов на прибыль организации, таких как, например: отпускные цены на реализованную продукцию, объем продукции, себестоимость продукции, экономия от снижения
себестоимости продукции и т.д.
Однако по абсолютным показателям прибыли нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы его деятельности – ресурсы и инвестиции, которые обеспечили получение соответствующих финансовых результатов. К тому же абсолютные величины плохо поддаются сравнениям и сопоставлениям.
Поэтому для характеристики эффективности деятельности организации наряду с анализом данных отчета о прибылях и убытках служит система относительных показателей рентабельности (т.е. прибыльности или доходности). В отличие от рассмотренных выше групп коэффициентов, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния предприятия, показатели рентабельности являются комплексными и позволяют оценить как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления его хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.
Поскольку рентабельность характеризует «прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции»63, то коэффициенты рентабельности отражают результативность многих управленческих решений, а также совместное влияние структуры капитала и качества управления активами на финансовые результаты деятельности организации.
В качестве показателя прибыли может использоваться учетная бухгалтерская прибыль (балансовая прибыль до налогообложения), чистая прибыль (экономическая) или прибыль от продаж (валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов). Главное условие – чтобы во всех расчетах в анализе применялся один и тот же показатель прибыли.
При этом увеличение рентабельности рассматривается как положительная тенденция, а ее снижение служит сигналом неблагополучия. Отрицательное же значение коэффициентов рентабельности свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.
Основные показатели рентабельности представлены в таблице 19. Все эти показатели могут рассчитываться на основе различных видов прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Перечисленные коэффициенты рентабельности не имеют нормативных значений, изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
62 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 175.
63 Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н.В. Колчина и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 278.
Таблица 19 – Показатели (коэффициенты) рентабельности предприятия
Показатели,
Способ расчета,
их краткая характеристика
условные обозначения
I.ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ
1. Коэффициент валовой прибыли (gross profit margin –GRM) – характеризует долю валовой прибыли,
GP
Пвал
с.029(ф.2)
которая содержится в денежной единице реализованной продукции, и является одним из наиболее важных
GRM =
=
=
´100%
показателей для менеджеров предприятия. Позволяет определить величину, которая остается после вычета
SAL
Вп
с.010(ф.2)
себестоимости реализованной
продукции,
на
покрытие
остальных расходов
(коммерческих,
GP (Пвал) – величина валовой прибыли (это разница между
административных, финансовых и прочих), а также отражает эффективность управления
выручкой от продаж и себестоимостью реализованной
производственными затратами
и обоснованность
ценовой политики организации64.
Рост показателя
свидетельствует об эффективности осуществления основной деятельности предприятия, а его снижение
продукции);
SAL (Вп) – выручка от продаж (реализации) продукции
означает либо падение спроса или цен на продукцию, либо опережающий рост затрат на ее изготовление.
2. Коэффициент (маржа) чистой прибыли (net profit margin – NPM) – показывает долю чистой
NPM =
NP
=
ЧП
=
с.190(ф.2)
´100%
прибыли, содержащуюся в денежной единице выручки, и измеряет чистую рентабельность продаж
SAL
Вп
с.010(ф.2)
организации, ее способность генерировать средства для выплат собственникам и развития за счет
внутренних ресурсов65. При прочих равных условиях, чем выше значение показателя, тем более успешной
NP (ЧП) – величина чистой прибыли (прибыль, остающаяся
показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции или какую сумму
ROS =
EBIT
=
Попер
=
с.050(ф.2)
´100%
операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами,
SAL
Вп
с.010(ф.2)
сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции и других операционных
расходов. Чем выше значение показателя, тем эффективнее операционная деятельность организации. Рост
EBIT (Попер) – величина операционной прибыли (прибыли от
коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах на производство или снижения
продаж) (это разница между валовой прибылью и суммой
затрат на производство при постоянных ценах. Причинами его снижения могут быть как рост
коммерческих и управленческих расходов)
производственных и операционных затрат, так и падение выручки.
4. Коэффициент рентабельности основной
деятельности
(рентабельности продаж продукции к
РОД=
Попер
=
с.050(ф.2)
´100%
затратам на ее производство) (РОД)–характеризует сумму прибыли от продаж,приходящейся на каждый
с/сполная
(с.020 + с.030 + с.040)ф.2
рубль затрат на производство и сбыт продукции. Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем
с/сполная – полная
себестоимость
реализованной продукции
рентабельнее деятельность организации. Организация должна придерживаться финансовой стратегии
(включает производственную себестоимость, а также
минимизации затрат на производство и сбыт продукции66.
коммерческие и управленческие расходы)
64Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 176.
65Там же. – С. 177.
66 Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: учебно-методический комплекс / под ред. проф. Л.М. Полковского. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 129.