Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия



АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия

 

В современных условиях, когда растет самостоятельность предприятий и организаций в принятии и реализации управленческих решений, а также степень их экономической и юридической ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности, возрастает и роль финансового анализа в жизни организаций.

 

В общих чертах анализ (от греч. аnalisis) означает «расчленение, разложение исследуемого объекта на составные части и элементы, выявление внутренних взаимосвязей между ними и определение их значимости»33.

 

В самом общем смысле под финансовым анализом понимают «совокупность аналитических процедур в отношении некоторого объекта исследования, основывающихся на данных финансового характера»34.

 

В узком смысле финансовый анализ представляет собой «процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности организации с целью:

 

· повышения рыночной стоимости организации;

· выявления резервов снижения расходов;

· обеспечения эффективного развития»35.

 

Субъектом финансового анализа в условиях рынка может выступать любое заинтересованное в деятельноститой или иной организации лицо: собственники (акционеры, инвесторы), менеджмент, контрагенты, работники фирмы, кредиторы, аналитики различных финансовых институтов, государственные органы, общественные организации и т.д.

 

Объектом финансового анализа являются различные виды хозяйственной деятельности предприятия,еерезультаты, а также влияющие на них факторы внешней и внутренней экономической среды.


Главная цель финансового анализа –получение небольшого числа ключевых(наиболее информативных)параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом субъектов анализа могут интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

 

Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой «конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных технических и методических возможностей проведения этого анализа»36. К основным задачам финансового анализа относятся следующие:

 

1) предварительный (общий) анализ финансового состояния предприятия;

 

2) анализ финансовой устойчивости;

3) анализ ликвидности и платежеспособности;

 

4) анализ деловой и рыночной активности;

 

5) анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятия;

 

6) диагностика потенциального банкротства и прогнозирование финансового состояния организации. Перечисленные задачи финансового анализа реализуются в процессе выполнения последовательных этапов

 

анализа финансового состояния предприятия. Процедура проведения финансового анализа в общем виде представлена на рисунке 1.

 

В итоге в ходе реализации указанных этапов анализа необходимо получить следующие результаты:

 

· «своевременную и объективную оценку финансового состояния организации, выявление «узких мест» в ее финансово-хозяйственной деятельности и исследование причин их образования;

 

· оценку возможности наступления банкротства организации;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния;

 

· выявление и мобилизацию резервов улучшения финансового состояния организации и повышение эффективности всей ее хозяйственной деятельности;

 

· подготовку и обоснование предлагаемых управленческих решений в целях улучшения финансового состояния организации;

 

· выявление тенденций развития организации на основе прогнозирования ее финансового состояния»37.

 

5. Сбор и подготовка информации об объекте

 

4. Аналитическая обработка, расчет показателей, выявление их взаимосвязей

 

 

3. Интерпретация результатов, выявление «узких мест» и резервов, уточнение исходных данных

 

 

2. Подготовка заключения и выводов

 

 

1. Выработка рекомендаций по улучшению эффективности деятельности предприятия

 

Рисунок 1 – Этапы и содержание финансового анализа38

 

Проводя финансовый анализ, необходимо руководствоваться определенными принципами:

 

1. Анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать новейшие методы экономических исследований.

 

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

 

3. Анализ должен обеспечивать системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

 

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.


5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

 

6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

 

7. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному», т.е. вначале дается описание общих характеристик анализируемого объекта, а затем анализируются отдельные его части.

 

8. Необходимо составлять четкую программу анализа, которая включает проработку макетов аналитических таблиц и алгоритмов расчета основных показателей.

 

9. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

 

10. В процессе анализа необходимо тщательно анализировать любые отклонения от нормативных и/или плановых значений показателей.

 

11. Обоснованность используемой совокупности критериев качественной и количественной оценок.

 

12. При проведении анализа должен соблюдаться «принцип демократизма», который предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников организации, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

 

13. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая результаты хозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

 

14. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. При проведении финансового анализа могут возникнуть следующие сложности:

 

· «отсутствие достоверных и сопоставимых аналитических данных за предыдущие периоды деятельности, возникающее в том числе и за счет нестабильности налоговой системы и правового законодательства;

 

· нехватка в организации специалистов, способных профессионально проанализировать финансовые результаты;

 

· недооценка руководством организации важности управления внутренними финансовыми ресурсами;

· существенное различие требований отечественной системы бухгалтерского учета и международной;

 

· некорректность и несвоевременность информации, предоставляемой подразделениями организации для принятия управленческих решений»39.

 

Учитывая указанные сложности, результативность финансового анализа в первую очередь будет зависеть от уровня знаний и профессионализма экономиста (финансиста) – аналитика.

 

В зависимости от конкретных задач, которые определяются выработанными управленческими решениями, анализ финансового состояния предприятия может осуществляться в том или ином виде. Все существующие виды финансового анализа можно классифицировать по следующим признакам, представленным в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация видов финансового анализа

 

Признак Виды   Краткая характеристика      
п/п        
                 
1. По времени Прогнозный анализ Проводится до осуществления хозяйственных операций;  
  осуществления: Оперативный анализ Позволяет внести коррективы в текущую  
      хозяйственную деятельность предприятия;    
    Ретроспективный анализ Осуществляется после   завершения хозяйственных  
      операций и позволяет контролировать выполнение  
      плана.            
2. По охвату Сплошной анализ Содержит выводы о финансово-хозяйственной  
  анализируемых   деятельности всех подразделений предприятия;    
  объектов: Выборочный анализ Содержит выводы по результатам обследования только  
      отдельных подразделений предприятия.      
3. По содержанию и Полный анализ Анализ всей хозяйственной деятельности организации;  
  полноте изучаемых Локальный анализ Анализ деятельности отдельных подразделений;  
  вопросов: Тематический анализ Анализ отдельных вопросов экономики.      
4. По периодичности: Периодический анализ Проводится периодически, время от времени;    
    Разовый анализ Проводится единожды, как правило, после окончания  
      проекта;            
    Годовой анализ Проводится ежегодно, после завершения финансового  
      года;            
    Квартальный анализ Проводится ежеквартально;      
    Месячный анализ Проводится ежемесячно;          
    Декадный анализ Проводится один раз в десять дней;      
    Каждодневный анализ Проводится каждый день;        
    Сменный анализ Проводится каждый раз по окончании смены.    

 


 

39 Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –

 

С. 80.


5. По методике   Сопоставительный анализ     Заключается в сравнении отчетных показателей о    
  проведения:             результатах хозяйственной деятельности с показателями    
                  плана и данными прошлых периодов;            
        Факторный анализ     Направлен на определение влияния отдельных факторов    
                  на изменение результативных показателей;          
        Диагностический анализ     Представляет собой способ установления нарушений    
                  нормального хода деятельности предприятия;        
        Операционный анализ     Предполагает метод оценки и обоснования    
                  эффективности управленческих решений, основанный    
                  на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж,    
                  издержек и прибыли;                      
        Детерминированный анализ   Применяется для исследования функциональных    
                  взаимосвязей между факторами и результативными    
                  показателями деятельности организации;            
        Маржинальный анализ     Представляет собой метод оценки и обоснования    
                  эффективности управленческих решений в бизнесе на    
                  основании причинно-следственной взаимосвязи объема    
                  продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на    
                  постоянные и переменные.                    
6. По субъектам   Внутренний анализ     Проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым    
  (пользователям)             информационным ресурсам, циркулирующим внутри    
  анализа:             предприятия;                        
        Внешний анализ     Проводится с позиции внешних пользователей, не    
                  имеющих доступа к внутрифирменной информации;    
                  основа его информационной базы – доступная    
                  бухгалтерская отчетность.                    
  Рассмотрим основные особенности в содержании и организации внешнего и внутреннего анализа,  
представленные в таблице 2.                                          
  Таблица 2 – Принципиальные особенности в содержании и организации внешнего и внутреннего  
анализа                                          
Признаки       Внешний анализ         Внутренний анализ        
п/п                      
                                             
1. Цель анализа   Оценка состава и структуры имущества   Изучение   механизма   достижения  
      предприятия, интенсивности использования   максимальной   прибыли и повышения  
      капитала,   платежеспособности и   эффективности хозяйствования; разработка  
      финансовой устойчивости и использования   важнейших     вопросов конкурентной  
      прибыли; прогнозирование доходов и   политики предприятия и программ его  
      потоков денежных средств; выявление   развития на перспективу; обоснование  
      дивидендной политики, осуществляемой   управленческих решений по достижению  
      руководством предприятия           конкретных производственных целей      
2. Объект анализа   Хозяйствующий объект в целом, его   Различные   аспекты   производственно-  
      финансовое положение           финансовой   деятельности структурных  
                        подразделений хозяйствующего субъекта  
3. Субъекты анализа   Лица и организации, находящиеся за   Различные организационные   структуры  
  (исполнители)   пределами этого предприятия (менеджеры и   внутрихозяйственного   управления и  
      аналитики   заинтересованных фирм;   отдельные   лица, ответственные за  
      специальные организации, занимающиеся   проведение анализа: лаборатории, бюро,  
      анализом отчетов по общепринятой   группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а  
      методологии; кредитные агентства и др.)   также внешние консультанты для  
                        проведения     аналитической работы  
                        (профессионалы)              
4. Организация   Проводятся периодически не реже одного   Проводятся по мере необходимости на  
  анализа…   раза в год, а также по мере представления   нерегулярной основе, прежде всего, по тем  
  (периодичность   отчетности в соответствующие инстанции   направлениям, где наблюдаются спад  
  проведения)   (в налоговую инспекцию – ежеквартально, в   производства, кризисная ситуация, рост  
      статистическое управление – ежеквартально   затрат, снижение рентабельности и качества  
      и т.д.)               продукции, отставание в конкурентной  
                        борьбе и т.д.                    
5. Информационная   Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4,   Данные первичного бухгалтерского и  
  база анализа   5)               оперативного     учета,   выборочных  
                        обследований,   нормативно-справочная  
                        информация, параметрические данные, акты  
                        ревизий и инвентаризаций, аналитические  
                        расчеты, а также сведения, добытые у  
                        конкурентов   в процессе промышленного  
                        шпионажа                    
                                               

Окончание таблицы 2

 

Признаки   Внешний анализ       Внутренний анализ        
п/п                
                                     
6. Доступность Открыта для всех потребителей, Представляет   коммерческую тайну,  
  информации формируется на базе публичной отчетности используется для внутрихозяйственного  
                  управления                  
7. Потребители Акционеры, инвесторы, банки, поставщики Менеджеры предприятия, совет директоров,  
  информации и покупатели, налоговые инспекции, директора   филиалов   и дочерних  
    эмитенты ЦБ, другие юридические и организаций, начальники цехов, бригадиры,  
    физические лица, заинтересованные в мастера и др.                  
    финансовой устойчивости предприятия, а                      
    также конкуренты, наемный персонал и                      
    профсоюзные объединения,   органы                      
    исполнительной власти, статистические                      
    управления,   учреждения   социальной                      
    защиты населения                              
8. Использование Строго систематизированный анализ на базе Не обязательно системно   организованный  
  систем учета бухгалтерской отчетности       анализ.   Используются данные  
                  бухгалтерского,   оперативного и  
                  статистического учета, а также любая  
                  другая информация, пригодная для  
                  достижения поставленной цели        
9. Измерители Преимущественно стоимостные измерители Любые измерители:   стоимостные,  
  информации               натуральные,   трудовые   и условно-  
                  натуральные                  
10. Использование Группировки, установление   влияния Статистические и математические методы,  
  методов анализа инфляционных факторов; сравнительный, элиминирование,   сравнения, графики,  
    структурный и коэффициентный анализ; комплексные оценки и др.            
    методы факторного анализа                            
11. Направленность Дать обоснованную оценку финансового Выявить резервы снижения затрат и роста    
  анализа положения       предприятия, прибыли, обосновать   управленческие    
    квалифицированно интерпретировать решения по их мобилизации в производство    
    аналитические расчеты                            
12. Свобода выбора в Обязательное следование общепринятым Нет установленных норм его проведения, не    
  проведении анализа принципам его проведения по данным имеется общепринятых методик. Критерий    
    бухгалтерской отчетности       – пригодность, результативность        
13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и Отчет о проведенном анализе, разработка    
    расчетно-аналитическими   данными, программ по реализации обоснованных    
    сравниваемыми   с нормативными управленческих решений            
    коэффициентами.     Письменная                      
    интерпретация аналитических данных                      
14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический Внутренний, оперативный, текущий,    
                  комплексный                  
15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, Зависит от целей проведения, использует    
    незначителен по числу аналитических строго достоверные первичные данные,    
    показателей; не может быть точен ввиду подтвержденные ревизионной группой и    
    умышленного искажения бухгалтерской группой внутреннего аудита          
    отчетности для сокрытия прибыли и                      
    завуалирования механизма ее получения.                      
    Выправляется это положение аудиторскими                      
    проверками                                  
16. Место принятия За пределами деятельности анализируемого Менеджерами и директорами предприятий,    
  решений по предприятия, чаще всего на базе руководителями   их   подразделений,    
  результатам анализа завуалированных данных и даже информация   глубоко   обоснованная,    
    умышленно       искаженных, составлена на базе   выверенных    
    фальсифицированных организациями, объективных данных, используемых для    
    представляющими отчетность для управления своим предприятием        
    обнародования в целях избежания,                      
    например, чрезмерного налогообложения и                      
    т.п.                                  

 

В зависимости от целей и методов осуществления анализа различают две основные системы осуществленияфинансового анализа:

 

1. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия – дает мгновенный взгляд на ситуацию и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем управления финансами.

 

Ее цель – простая наглядная оценка финансового состояния и динамики развития организации. Выполнять экспресс-диагностику целесообразно в три этапа:

 


1) подготовительный –его целью является принятие решения о целесообразности и возможности анализа,что делается на основе знакомства с аудиторским заключением (стандартное и нестандартное) и проверки наличности всех форм и приложений, валюты баланса, взаимной увязки показателей и их соотношение;

2) предварительный обзор бухгалтерской отчетности и экономическое чтение –целью второго этапаявляется рассмотрение показателей бухгалтерской отчетности, их изучение и отбор объектов для углубленного анализа;

3) анализ отчетности –является основой экспресс-диагностики,его цель–обобщение результатовхозяйственной деятельности и оценка финансового состояния предприятия.

Таким образом, существенным преимуществом экспресс-диагностики является обнаружение негативных тенденций на ранних стадиях и разработка мер по их нейтрализации.

Экспресс-анализ может завершиться рекомендацией о необходимости более детализированного анализа финансовых результатов и финансового накопления.

 

2. Фундаментальный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – предназначен для углубления и детализации оценок, полученных в результате экспресс-диагностики, а также определения реального экономического потенциала организации.

 

Цель такого анализа – более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в отчетном периоде и возможностей развития в будущем. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

 

Процедура фундаментального анализа включает в себя следующие этапы:

 

1) отбор и подготовка данных финансовой отчетности для проведения аналитического исследования;

 

2) аналитическая обработка исходной финансовой информации предполагает перевод типовых форм бухгалтерской отчетности (в частности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках) в агрегированную, удобную для аналитических целей;

 

3) интерпретация полученной аналитической информации;

 

4) формулирование основных выводов и подготовка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.

 

Процедура финансового анализа деятельности организации основывается на следующих основных методахего проведения:

 

1. Горизонтальный (времéнной) анализ заключается в сравнении каждой позиции текущей отчетности споказателями отчетности предыдущего периода (базового). При этом рассчитываются абсолютные и относительные отклонения (в коэффициентах или процентах), а за базу сравнения принимают один из предшествующих периодов;

 

2. Вертикальный (структурный) анализ осуществляется путем определения структуры итоговыхфинансовых показателей и оценки влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Для этого итоговая сумма принимается за 100 %, а затем вычисляются процентные доли каждой составляющей. С помощью вертикального анализа можно выделять изменения структурных компонентов и сопоставлять характеристики основной и финансовой деятельности конкретных организаций разного масштаба, принадлежащих к одной отрасли экономики;

 

3. Трендовый анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов

 

и позволяет определить тренд (отклонение), т.е. основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов, что помогает найти возможные значения финансовых показателей в будущем. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

 

4. Анализ относительных показателей (коэффициентный) предполагает расчет отношений данныхфинансовой отчетности, определение взаимосвязей показателей. Финансовый коэффициент – это «просто отношение двух показателей, взятых из соответствующих статей отчетности фирмы. Будучи относительными показателями, выраженными в кратности, процентах или единицах времени, они удобны для проведения сравнений и

 

сопоставлений, а их анализ позволяет получить более осмысленные результаты, чем аналогичное изучение абсолютных величин»40, т.к. абсолютные показатели в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

· с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

 

· с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны анализируемой организации и ее возможности;

 

· с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения

 

финансового состояния предприятия.

 

Используя финансовые коэффициенты, проводится анализ и оценка всех основных сфер деятельности организации;

 

5. Сравнительный (пространственный) анализ проводится как на основе внутрихозяйственного анализа сводных показателей финансовой отчетности по отдельным позициям предприятия за прошлые периоды, так и на основе межхозяйственного сравнения показателей данной организации с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

 

6. Факторный анализ представляет собой процесс оценки влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерменированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного

 


 

 

40 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 150.


показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

 

Помимо всего прочего, для оценки влияния факторов могут использоваться дифференцирование, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц, графический метод и т.д.

 

Так как в основе финансового анализа лежит выявление, оценка и прогнозирование влияние факторов на изменение результативных показателей, для правильного выбора методики проведения финансового анализа важно выявить характер связей между анализируемыми факторами.Поэтому на практике различают два основных вида связей:

 

· детерминированные (функциональные),при которых каждому значению факторного признакасоответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака, т.е. существует тесная функциональная зависимость и строгое соответствие между исследуемым показателем и факторами;

 

· стохастические (вероятностные),когда каждому значению факторного признака соответствуетмножество значений результативного признака, т.е. между исследуемым показателем и факторами нет

 

строгого соответствия и жесткой зависимости, однако доказано, что эта зависимость существует.

 

В свою очередь приемы и методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать по следующим признакам, представленным в таблице 3.

 

Таблица 3 – Классификация приемов и методов финансового анализа

 

Признак   Виды Краткая характеристика и/или примеры  
п/п    
         
1. По степени Формализованные методы Являются основными при проведении финансового  
  формализации:     анализа предприятия, носят объективный характер, в их  
        основе лежат строгие аналитические зависимости;  
    Неформализованные методы Основаны на логическом описании аналитических  
        приемов, в большей части носят субъективный характер.  
        К ним относятся, например, метод экспертных оценок,  
        метод сценариев, построение аналитических таблиц.  
         
2. По применяемому Экономические методы Балансовый метод, метод дисконтирования;  
  инструментарию: Статистические методы Метод средних величин, метод цепных подстановок,  
        метод группировки, индексный метод;  
    Математико-статистические Корреляционный анализ, факторный анализ;  
    методы      
    Методы оптимального Системный анализ, линейное программирование,  
    программирования нелинейное программирование.  

 

Кроме знания методов финансового анализа, необходимо иметь достаточное информационное обеспечение для осуществления анализа финансового состояния предприятия и квалифицированный персонал, который способен разработать и реализовать методики финансового анализа с использованием современных компьютерных технологий.

 

В процессе проведения финансового анализа используются

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.