Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 14. Можно ли сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, если в обществе это не приоритет?



На мой взгляд, можно сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни в современных условиях. В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, являет­ся психо – физиологическая безопасность образовательного процесса, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Как же это сделать?

Здоровье человека на современном этапе развития науки оценивается как состояние благополучия и создание условий для развития личности.

Совершенно необходимо, чтобы дети понимали значимость здорового образа жизни, своей роли в сохранении здоровья. Очень часто можно наблюдать за тем, как вся работа по формированию здорового образа жизни сводится к таким мероприятиям, на которых ребёнок является лишь пассивным слушателем. Конечно же, он получает нужную, важную информацию, но будет ли он использовать полученные таким путём знания в жизни? Весьма сомнительно. Для того чтобы информация использо­валась ребёнком, он должен принять ее лично и пропустить через свои механизмы памяти и, применяя на практике, вы­работать у себя стойкий динамический стереотип, основанный на потребности к постоянному положительному использованию знаний о здоровом образе жизни. Этот процесс может быть эффективным лишь при наличии перед глазами у ребенка соответствующего примера. Немаловажным фактором, влияющим на формирование потребности в здоровом образе жизни, является и окружение ребёнка, социальная среда, которая может поддержи­вать ребёнка в его стремлении заботиться о своём здоровье, а может и сформировать негативное отношение к данной деятельности.

Необходимо отметить работу учителей начальных классов. Ведь стойкие стереотипы здоровья формируются в младшем возрасте и от их работы зависит дальнейшая направленность жизни учащихся. Они должны умело объединять возможности и особенности учебного и воспитательного процессов. В их тематическое планирование должны быть введены классные часы на тему здорового образа жизни, профилактики заболеваний, отказа и профилактики вредных привычек и т.п. Необходимо проводить с детьми игры не только на уроках физкультуры, но и во время прогулок на свежем воздухе и на пятиминутке в классе. Здоровьесберегающая деятельность школы опирается на взаимодействие с семьей, на индивидуальный учет особенностей развития ребенка и пожелания семьи. Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке школы состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций школы. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то ,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Вопрос 15. В современном российском образовании все более значимую роль играют тесты как средство контроля. Может ли тестирование реально повысить результативность образовательного процесса?

По утверждению академиков, почти все отличники, начинающие учиться в университете, не в состоянии написать хорошее эссе из-за «ущерба», нанесенного им школьным образованием, построенным на системе тестов. А сами тесты постепенно разрушают у студентов навыки письменной речи

Как заявил профессор истории колледжа Св. Иоанна в Кембридже Роберт Томбс, студентов с 11 до 18 лет научили только «зубрить и писать по шаблону», в результате они не способны сформулировать свои идеи при сдаче экзаменов.
Выступая на семинаре, профессор Томбс заявил, что многих студентов учили писать сочинения в школе, просто чтобы сдать тесты. И в их сочинениях сразу видны «искусственные структуры для написания эссе».


«Их учили писать, приводя аргументы определенного рода в определенном порядке, а не излагать свои собственные идеи или давать свежие, оригинальные ответы на вопросы. Это сразу бросается в глаза», - цитирует его слова Telegraph.


Многие студенты, поступающие в высшие учебные заведения, например в Кембридж, почти не знают, как писать эссе.
«Люди, которые, несомненно, чрезвычайно талантливы, сталкиваются с такими трудностями в этой области, которые когда-то были немыслимыми даже для менее одаренных учеников», - считает его коллега профессор Абулафия.
Профессор Абулафия поясняет, что написание эссе включает в себя «вынесение своих суждений», но слишком многие ученики нацелены лишь на то, чтобы получить хорошие баллы за экзамен.


Часть британских педагогов пытается исправить эту ситуацию, например Джерри Джарвис, возглавлявший экзаменационную организацию Великобритании Edexcel, призвал к радикальной перестройке системы классификации. Потому как отличныеоценки «уже автоматически не означают отличных студентов».


В свою очередь бывший завуч Лондонской Школы Ораторского Искусства Джон Макинтош, в которой учились дети Тони Блэра, заявил, что учителя работают «рабы системы», а детей обучают минимуму, который необходим, только чтобы пройти тесты.


«Я считаю, что большинство учителей стали похожи на роботов, они рабски следуют государственной учебной программе, предписанной программе, они рабски следуют требованиям таблиц рейтингов и т.д. А большинство дают совсем не то образование, которое требуется. Детям преподают лишь тот минимум, который может потребоваться для того или иного теста или экзамена», - сообщил он.


Тревожные данные приходят и от работодателей. Подросткам, получившим обязательное образование, не хватает хорошего уровня английского языка и математики. Согласно результатам исследования проведенного в 2011 году, почти 50% вынуждены проводить дополнительные занятия для молодых сотрудников по предметам три-R (reading, writing, arithmetic – чтение, письмо, арифметика).

 

Соловейчик о ЕГЭ

Уже сейчас видно – и об этом честно и открыто говорят многие педагоги, — что внедрение системы ЕГЭ подменило главные задачи средней школы, то есть воспитание и образование детей, функцией натаскивания на решение тестов, чисто механической подготовкой, тренировкой памяти на запоминание формул, дат, фамилий

Отдельного разговора заслуживает применимость системы ЕГЭ в гуманитарных дисциплинах. Тесты по истории или, допустим, литературе, в отличие от советских экзаменов, формируют мозаичное, фрагментарное сознание. При этом влияние случайных факторов на итоговый результат резко возрастает в сравнении с прежней системой устных экзаменов. Почему - понятно: различия между вполне допустимой, случайной и, значит, в ходе устного экзамена легко поправимой, ошибкой в изложении имён, дат, цифр, формул и теми ошибками, которые показывают явное незнание излагаемого материала во всей его полноте, сведены в случае ЕГЭ практически к нулю. Крайне слабое владение методом анализа и практически полное отсутствие элементарных представлений о существе и логике освещаемых в ответе событий и процессов приравниваются, таким образом, к описке в имени литературного героя или ошибке в дате исторического события.

Уже сейчас видно – и об этом честно и открыто говорят многие педагоги, — что внедрение системы ЕГЭ подменило главные задачи средней школы, то есть воспитание и образование детей, функцией натаскивания на решение тестов, чисто механической подготовкой, тренировкой памяти на запоминание формул, дат, фамилий. Для улучшения статистики по сдаче ЕГЭ, от которой зависит финансовое благополучие каждой конкретной школы и каждого отдельного учителя, приоритеты в процессе обучения смещаются. Вместо понимания — заучивание, причём в значительной степени бессистемное, где принципиально важные факты могут быть совершенно причудливым образом перемешаны со второстепенными деталями и не очень нужными подробностями. Детям просто не дают времени на формирование собственных мыслей. Их готовят к сдаче ЕГЭ. В итоге подобная система сильно снижает кругозор школьников, особенно в старших классах. Они теряют способность адекватно выразить свои мысли, не получают представления об элементарных логических действиях. Когда же утрачивается представление о методах и приёмах причинно-следственного анализа, принципах классификации, то следствием этого, как правило, становится потеря критического взгляда на рассматриваемый предмет и самостоятельности мышления как такового. Исчезают тяга к поиску знаний за строго очерченными границами учебника, охота к самообразованию. Причём – не только в гуманитарных дисциплинах. Заучивание терминов, теорем и формул в математике или химии без понимания причинно-следственной их связи и общего контекста, в котором эти отдельные детали входят в общую картину знаний по данной дисциплине, ведёт к тем самым ответам «нет, не знаю», с описания которых я начал этот текст.

Все надежды, что со временем власть имущие осознают пагубность подобных экспериментов над будущим России, кажутся мне наивными. Когда сегодняшние семнадцатилетние и их родители вместо выбора профессии по душе и вуза по интересам зачастую выбирают тот ЕГЭ, который легче будет сдать, их можно понять. С точки зрения дня нынешнего. Но если не вести борьбу за сохранение всего лучшего, чем по праву гордились советская наука и образование, уже сейчас, то завтра у нашей страны может и не быть.

 

Вопрос 16. Чем вы можете объяснить традиционное представление: педагогика – наука о школе и для школы, о воспитании и обучении детей? Разве не нужно учить и переучивать, воспитывать и, к сожалению, перевоспитывать многих взрослых?

Традиционное представление : педагогика - наука о школе и для школы, о воспитании и обучении, на мой взгляд, означает, что в понимании многих людей, педагогика как наука должна реализовывать свои функции только в школе – в процессе воспитания и обучения детей, что взрослые люди – это уже совершенно сформировавшиеся личности, получившие образование и знающие как себя вести в той или иной ситуации, и их уже не стоит чему-либо учить и переучивать, а тем более и перевоспитывать. Но мне кажется, что в современном мире проблема обучения и переучивания взрослых стоит особым особняком, потому что мир не стоит на месте, в быстром темпе происходит развитие науки, технический прогресс, меняются ценности, принятые в обществе. И чтобы от этого не отставать, на мой взгляд, необходимо даже в зрелом возрасте учиться чему-то новому или переучиваться на новый лад. Здесь можно привести пример с введением компьютеров в производство и необходимостью переподготовки кадров. За перевоспитание можно отметить тот факт, что, например, многие взрослые ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики, жестоко обращаются с детьми и другими такими же взрослыми и бывает, банально, на умеют вести себя прилично в общественных местах, поэтому, я считаю, что педагогика такая наука, которая связанна не только с обучением и воспитанием детей в школе, - это многогранная наука, которая сопровождает нас в течение всей жизни. Поэтому, я считаю, что переучивать и перевоспитывать бывает необходимо не только детей, но и многих взрослых.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.