ЕГЭ - эти три буквы наводят ужас на многих выпускников и их родителей. Единый Государственный экзамен до сих пор вызывает огромное количество споров, разногласий и непониманий. Страна разделилась на два лагеря: один считают, что ЕГЭ – это лучшая форма проверки знаний выпускников, другие уверены, что такая форма экзамена не приемлема в условиях отечественной системы образования. Давайте попробуем разобраться, какие преимущества имеет экзамен и нужен ли ЕГЭ современной системе образования.
Основным преимуществом нового экзамена является то, что выпускник из любого уголка нашей необъятной родины может подать документы в любой вуз. Раньше документы можно было подавать в любое количество вузов, теперь абитуриент может отправить результаты в 5 вузов и 3 направления в каждом из них. Итак, абитуриент из далекой сибирской деревни теперь не должен ехать в Москву для поступления – ему необходимо лишь отправить документы. Считается, что это поможет тем, у кого нет средств для поездки. Но подумайте сами, если у абитуриента нет денег, чтобы приехать и сдать экзамен, как он будет учиться в Москве? Ведь туда все равно придется добираться – дистанционное обучение в России не сильно распространено. А еще хотелось бы кушать – есть такая вредная привычка у студентов. Сомневаюсь, что стипендия здесь сильно поможет. Так что главное преимущество ЕГЭ становится довольно призрачным.
Недостатков же у экзамена предостаточно. Первая часть ЕГЭ содержит тестовые задания. Тест – отличный способ выявления знаний по точным наукам. Для гуманитарных наук он не подходит. Согласитесь, если я не помню, какими словами заканчивается «Горе от ума», это не значит, что я не знаю литературу. Таких примеров можно привести огромное количество. Кроме того, некоторые вопросы составлены абсолютно безграмотно: одни можно двояко трактовать, смысл других непонятен даже преподавателям. Вторая и третья части меньше подвергаются критике, но также имеют довольно много недостатков.
Среди абитуриентов и их родителей уже появился определенный сленг и анекдоты, касающиеся ЕГЭ. Например, «пойду на три буквы» - на молодежном сленге значит: «пойду сдавать ЕГЭ». А анекдот: «не сдавшим ЕГЭ, просьба пройти ФКГ, ЭКГ и т.д. в военкомате» - на мой взгляд, очень забавен. Что поделать – высмеивает общество ЕГЭ. Размышлять о том, нужен ли ЕГЭ, можно очень долго. Только решение уже давно принято и отменять экзамен никто не собирается. Поэтому остается пожелать удачи всем абитуриентам, а их родителям крепкой нервной системы и веры в свое чадо!
Вопрос 13. Что для вас гуманизация образования – человеческое отношение к ученику? Отказ от прямого воздействия на человека? Стимулирование собственной активности ученика? Или что-то другое?
Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть. «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то естьтолерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая…»
В наше время происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Бурными темпами происходит изменение общей социокультурной ситуации, когда под влиянием потребностей и духовных течений эпохи в педагогике началось утверждение гуманистических идеалов образования. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придал ему совершенно иной облик и заметно изменил жизнь каждого человека. Однако, если материальная сторона жизни людей под влиянием развития науки и техники изменилась, то духовный мир не был затронут в той же степени. Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели — стать человечнее. Названная проблема является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики воспитания. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, неоспоримые ценности были отвергнуты, а общество стремится перейти к новым, которые, еще не полностью определены. Вследствие таких перемен в детской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в успехе. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния школьников.
Для решения важной педагогической проблемы - гуманизации личности ребенка на основе использования культурных ценностей необходимо обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей. Важно создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.
Представляется очевидным: образование нуждается сейчас в существенном реформировании на основе принципов гуманизации. Эти принципы можно сформулировать следующим образом:
· необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности);
· важнейшую роль в учебной деятельности имеют значение учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу); реализация указанных принципов гуманизации позволит придать ему подлинно развивающий характер (начальное образование получит возможность развивать у младших школьников воображение, рефлексирующее сознание и мышление, личностные действия, поступки, желание и умение учиться);
· осуществление развивающего начального образования предполагает особую подготовку учителя, который может обучать и воспитывать детей в свете общих принципов гуманизации.
· Учитель должен быть обеспечен финансово, чтобы он мог не думать о своих заботах, а полностью посвятить себя своей работе, и с любовью ее выполнять.
Гуманизация процесса обучения в качестве одного из важнейших условий предполагает осуществление на уроке индивидуального подхода. В конечном счете, индивидуальный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому ученику. Без индивидуального подхода, на уроке господствует учебный материал, его прохождение ради прохождения. Он не служит тем средством, при помощи которого, развиваются потенциальные возможности отдельных учеников, не является в руках учителя мощным средством осуществления личностного подхода в обучении и воспитании.