При анализе энергетической эффективности судовых энергетических установок баланс судна и тепловой баланс главных двигателей необходимо рассматривать совместно. Использование потерь теплоты с выпускными газами и охлаждающей жидкостью в различных утилизационных устройствах, к которым относятся: утилизационные котлы, подогреватели, турбогенераторы, работающие на паре утилизационного котла, вакуумные испарители, эжекторные и абсорбционные холодильные установки, позволит повысить процент полезной теплоты в балансе энергетической установки.
С учетом тепловых балансов отдельных потребителей уравнение (2.2) в относительных величинах примет вид
, (2.23)
где дополнительно приняты следующие обозначения:
− теплота, преобразованная в работу во вспомогательных двигателях;
− потери теплоты с выпускными газами, охлаждающей водой и другие потери во вспомогательных двигателях;
− полезно используемая теплота в котельной установке;
− потери теплоты в котельной установке. Группируя все потери, которые не могут быть использованы или которые нецелесообразно использовать в утилизационных устройствах, получаем
, (2.24)
где − общее количество тепловых потерь, неиспользуемых в схемах утилизации.
В зависимости от значений х, у, z могут быть предложены следующие схемы использования теплоты выпускных газов.
1. Полное или частичное замещение вспомогательных котлов утилизационными
. (2.25)
2. Полное замещение вспомогательного котла утилизационным и частичное замещение вспомогательных двигателей турбогенератором
. (2.26)
3. Полное или частичное замещение вспомогательных двигателей турбогенератором, работающим на паре утилизационных котлов
. (2.27)
4. Полное замещение вспомогательных двигателей турбогенератором и частичное замещение вспомогательного котла утилизационным
. (2.28)
5. Полное замещение вспомогательных двигателей турбогенератором и вспомогательного котла утилизационным
. (2.29)
где hт.у − КПД турбинной установки, работающей на паре утилизационных котлов принимается в пределах 0,29 ÷ 0,34.
Наддув двигателей на судах осуществляется обычно при помощи газовых турбин, работающих на выпускных газах. Однако возможно применение и паровых турбин, работающих на паре утилизационных котлов. Этот случай может рассматриваться как один из вариантов схем 2, 4 и 5.
В рассмотренных неизбыточных тепловых схемах утилизации целесообразно также использовать потери теплоты с охлаждающей жидкостью. При определенном температурном уровне эти потери можно употребить на получение пара, который может быть использован в паротурбинной установке. Использование этих потерь имеет смысл во всех схемах, за исключением схемы 5. Потеря теплоты с охлаждающей жидкостью может быть также утилизирована на рефрижераторных судах в абсорбционных или эжекторных холодильных машинах и на сухогрузных судах в системах кондиционирования воздуха. Это позволит сократить расходы теплоты на получение электроэнергии у в ходовом режиме на привод компрессорных холодильных машин.
Таким образом, тепловая энергия выпускных газов и охлаждающей двигатель жидкости может быть использована совместно как в паросиловом цикле вместо вспомогательных двигателей, так и для получения тепловой энергии, расходуемой на различные нужды судна.
При совместном использовании обеих потерь теплоты главных двигателей (2.25 ÷ 2.29) запишутся следующим образом:
6.
. (2.30)
При частичном замещении вспомогательного котла утилизационным коэффициент замещения находится из соотношения
. (2.31)
7.
. (2.32)
Коэффициент замещения вспомогательных двигателей при работе по этой схеме
. (2.33)
8.
. (2.34)
При частичном замещении вспомогательных двигателей турбогенератором коэффициент замещения
. (2.35)
9.
. (2.36)
Коэффициент замещения вспомогательных котлов утилизационными при работе по этой схеме
. (2.37)
При работе по схеме 5 не требуется использование теплоты охлаждающей двигатель жидкости, так как все расходы электрической и тепловой энергии по судну покрываются за счет потери теплотыс выпускными газами главных двигателей.
Эта схема является наиболее эффективной. Однако она не всегда может быть использована вследствие ограниченного количества теплоты, теряемой с выпускными газами, которая может быть использовано в этой схеме. В настоящее время на судах чаще реализуются схемы утилизации 1 и 2 с частичным использованием теплоты охлаждающей воды, в основном в вакуумных испарительных установках и для подогрева воздуха в системах кондиционирования.
По итогам анализа результатов выполненных расчетов с использованием (2.23 – 2.37) студенты должны выбрать теоретическую схему использования вторичных энергетических ресурсов на судне.
Там, где это возможно, необходимо стремиться к снабжению потребителей тепловой энергией за счет использования теплоты охлаждающей двигатель воды внутреннего контура. В этом случае весь пар (или бόльшая его часть), производимый утилизационными котлами, работающими на выпускных газах, может быть использован в турбогенераторе.
Чтобы найти оптимальное решение реализации отходов теплоты главных двигателей, в первую очередь необходимо определить количество вторичных энергоресурсов, которые могут быть использованы в схеме утилизации (qг, qохл, ψг, ψв) при эксплуатационных режимах работы судна.
Зная потребители электрической и тепловой энергии на судне и значения х, у, z, а также ориентировочные значения к. п. д. вспомогательной паротурбинной установки hт.у, можно последовательно определить коэффициенты замещения Rz, Rус учетом максимального использования теплоты охлаждающей воды на тепловые нужды судна, а затем выбрать схему утилизации.
Выбор оптимального варианта схемы утилизации с наиболее полным использованием отходов теплоты главных двигателей производится путем технико-экономического сопоставления выбранных вариантов.