Количество теплоты, уносимой охлаждающей водой зависит от конструкции и режима работы дизеля, степени наддува, средней температуры охлаждающей воды и других факторов. При оценке возможностей утилизации теплоты, уносимой охлаждающей водой, необходимо учесть следующее:
– относительная величина qoxл с уменьшением мощности дизеля увеличивается;
– применение высокотемпературного охлаждения дизелей увеличивает температурный потенциал охлаждающей воды и повышает эффективность утилизации; с увеличением давления наддува происходит уменьшение удельного количества теплоты, уносимой охлаждающей водой;
– при использовании теплоты, отводимой от воды внутреннего контура системы охлаждения, следует учитывать недопустимость понижения температуры воды на входе в двигатель ниже допускаемых значений, поскольку это может привести к нарушению температурного режима деталей цилиндропоршневой группы, увеличению скоростей изнашивания, сернистой коррозии и т. д.
При отсутствии опытных данных для конкретных типов дизелей по qoxл и Qoxл. Для их расчета можно воспользоваться обобщенной зависимостью изменения относительной величины удельного количества теплоты, уносимой охлаждающей водой от изменения относительной величины мощности, полученной для четырехтактных дизелей речного флота и справедливой в диапазоне (0,4 ÷ 1,0) Ne
, (2.16)
где − относительное количество теплоты, уносимой охлаждающей водой.
По характеру изменения всей (или части) потери теплоты с охлаждающей жидкостью на долевых режимах работы двигателей определяется удельное количество теплоты, кДж/(кВт×ч), которое может быть использовано в схеме утилизации,
. (2.17)
Абсолютная величина потерь теплоты с охлаждающей жидкостью на долевом режиме
.(2.18)
Перепад температур охлаждающей воды внутреннего контура в процессе ее охлаждения после выхода из двигателя, как правило, не превышает Δtвд = 8 ÷ 12 К, т. е. минимальная температура выпускных газов за СУТ должна быть не ниже – Δtвд (здесь – температура охлаждающей воды на выходе из двигателя).
Максимальный коэффициент использования теплоты охлаждающей воды без учета изменения теплоемкости воды на входе и выходе СУТ равен
, (2.19)
где – максимальная температура охлаждающей воды на выходи из двигателя при работе на номинальном режиме, °С. Принимается в пределах 75 ÷ 90 °С в зависимости от степени форсированности двигателя; – минимально допустимое значение температуры охлаждающей воды на входе в двигатель при работе на номинальном режиме, °С.
Действительный коэффициент использования теплоты охлаждающей воды
.(2.20)
Температура охлаждающей воды на выходе из двигателя зависит от режима его работы
. (2.21)
Таким образом, количество теплоты, которое может быть передано в СУТ, с учетом (2.20) определяется по формуле
. (2.22)
Студенты выполняют расчеты количества теплоты, уносимой с охлаждающей водой, итоговые результаты которых представляются в табличной форме (см. табл. 2.7).
Таблица 2.7
Расчет количества теплоты, уносимой охлаждающей жидкостью
Определяемый параметр, размерность
Обозначение
Расчетная формула
Нагрузка в долях
от номинальной
0,4
0,6
0,8
1,0
Мощность двигателя эффективная, кВт
Ne
Удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт∙ч)
ge
табл. 2.5
Рабочая низшая теплота сгорания, кДж/кг
(2.2) или табл. 2.2
Относительные потери теплоты с охлаждающей жидкостью на номинальном режиме
табл. 2.3
Удельные потери теплоты с охлаждающей жидкостью, кДж/(кВт×ч)
(2.16)
Окончание табл. 2.7
Определяемый параметр, размерность
Обозначение
Расчетная формула
Нагрузка в долях
от номинальной
0,4
0,6
0,8
1,0
Абсолютная величина потерь теплоты с охлаждающей жидкостью на долевом режиме, кДж/ч
Qохл
(2.17)
Максимальная температура охлаждающей воды на номинальном режиме, °С
принимается
Расчетная температура охлаждающей воды °С
(2.21)
Снижение температуры воды внутреннего контура в процессе ее охлаждения, °С
Δtвд
принимается
Расчетная температура воды внутреннего контура после ее охлаждения (перед входом в двигатель), °С
– Δtвд
Максимальный коэффициент использования теплоты охлаждающей воды
(2.19)
Действительный коэффициент использования теплоты охлаждающей воды
(2.20)
Количество теплоты, которое может быть передано в систему утилизации теплоты от охлаждающей воды внутреннего контура, кДж/ч