Уравнение теплового баланса, характеризующее распределение теплоты, выделившейся при сгорании топлива в дизеле, имеет следующий вид (в расчете на 1 кг сжигаемого топлива):
, (2.1)
где − рабочая низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг.
Значение рассчитывается из выражения
, (2.2)
где Ср, Нр, Sp,, Оp, Wp – процентное содержание в рабочей массе топлива углерода, водорода, серы, кислорода и влаги либо берется из таблицы (см. табл. 2.2).
− количества теплоты, эквивалентной эффективной работе в единицу времени, уносимой, соответственно, выпускными газами, отводимой с охлаждающей водой, отводимой нагретым маслом, кДж/кг;
− остаточный член теплового баланса, кДж/кг.
Уравнение теплового баланса, выраженное в долях от величины , имеет вид
Таблица 2.2
Расчетные характеристики жидких топлив
Топливо
Элементарный состав, %
Рабочая низшая теплота сгорания, кДж/кг
Cp
Hp
(Np+0p)*
Sp
Aр
Wp
Мазут 40:
малосернистый
сернистый
высокосернистый
86,00
10,70
0,68
0,47
0,15
39 800
84,63
10,57
0,68
1,97
0,15
83,30
10,45
0,68
3,42
0,15
39 200
Мазут флотский:
Ф5
Ф12
84,40
12,26
0,49
1,75
0,1
40 900
85,52
12,25
0,29
0,79
0,15
Дизельное
86,29
13,30
0,1
0,30
0,01
42 700
Моторное (ДТ)
85,17
12,41
0,49
0,38
0,05
1,5
41 400
*В расчетах принимается как рабочая масса кислорода топлива − 0p ≈ ≈ Np+0p.
qе + qг + qохл + qм + qост = 1.(2.3)
При выборе и расчетах систем утилизации теплоты (СУТ) необходимые данные по величине составляющих теплового баланса главных и вспомогательных двигателей определяются по результатам испытаний, приводимых в технической документации на конкретный двигатель. В табл. 2.3 приведены примерные статьи теплового баланса дизелей в зависимости от величины наддува.
Данные табл. 2.3 указывают на то, что термодинамический эффект от утилизации отбросной теплоты судовых дизелей достигается за счет ис
Таблица 2.3
Тепловой баланс дизелей, %
Дизели ре, МПа
qе*
qг
qохл
qм
qост
Без наддува
ре = 0,55 ÷ 0,6
29 ÷ 42
25 ÷ 40
20 ÷ 35
0 ÷ 5
2 ÷ 7
С умеренным наддувом
ре = 0,7 ÷ 1,2
35 ÷ 42
25 ÷ 45
10 ÷ 25
0 ÷ 5
2 ÷ 7
С повышенным наддувом
ре =1,3 ÷ 2,0
40 ÷ 48
20 ÷ 40
10 ÷ 18
0 ÷ 5
2 ÷ 5
пользования двух составляющих теплового баланса: в основном за счет теплоты выпускных газов, поскольку она имеет достаточно высокий температурный потенциал и частично теплоты, уносимой охлаждающей водой, ввиду се значительно более низкого температурного потенциала.
При количественной оценке теплоты, уносимой выпускными газами и охлаждающей водой, возможны три различных подхода в зависимости от наличия исходной информации:
– количество теплоты, уносимой выпускными газами и охлаждающей водой определено на номинальном и долевых режимах работы дизеля экспериментальным путем;
– количество теплоты, уносимой выпускными газами определяется расчетом для долевых режимов с использованием обобщенных приближенных зависимостей. При этом необходимо знать характеристики дизеля на номинальном режиме работы;
– если характеристики дизеля, устанавливаемого на проектируемое судно, отсутствуют, необходимо воспользоваться данными имеющегося прототипа.
При выполнении курсовой работы студенты определяют величины потерь теплоты расчетным путем.