Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самостоятельной работы



1. Прочтите ситуации и ответьте на вопросы: "Какие компоненты пси­хологической готовности к школе недостаточно сформированы у учени­ков?" "Каковы направления оказания помощи учащимся?"

1) Ирина (6 лет 2 месяца) при поступлении в школу умела читать, знала
написание некоторых букв. На уроках девочка пассивна, часто отвлекает­
ся, мешает соседу по парте, нередко не доводит работу до конца. Однако на
переменах Ирина активна, весела, общительна, организуег новые игры.

2) Марк (6 лет) воспитывается в полной благополучной семье. Име­
ет сестру 16 лет. При общении с одноклассниками мальчик часто конф­
ликтует, но малейшему поводу начинает плакать, капризничать или аг­
рессивно реагировать на поведение сверстников. Многократное повто­
рение такой модели поведения привело к тому, что некоторые деги стали
намеренно дразнить его, обзывать. Что может быть причиной подобного
поведения ребенка?

3) Игорь (6,5 лет) активен, доброжелателен. Имеет проблемы с ус­
воением материала по математике, чтению, письму. Психологическое тес­
тирование показало, что Игорь испытывает трудности в классификации.


обобщении, систематизации предметов. С трудом выполняет задачи на пространственные и временные отношения предметов.

2. Большинство психологов считают, что центральной задачей на­
чальной школы является формирование "умения учиться", то есть, ины­
ми словами, у ребенка должны быть сформированы все компоненты
учебной деятельности. Только в этом случае учебная деятельность вы­
полнит функцию ведущей, посредством которой у школьника образуют­
ся отдельные психические качества и личностные свойства. Назовите
психические и личностные новообразования, возникающие у младшего
школьника в результате овладения учебной деятельностью. Дайте харак­
теристику структуры учебной деятельности. Какие компоненты учебной
деятельности сформированы у большинства первоклассников на момент
поступления в школу? О несформированности каких компонентов учеб­
ной деятельности говорится в следующих примерах:

1) Ну зачем читать условие?
Раз прибавил, два - решил!
В общем, нехитра наука,
Если посмотреть ответ!
Только дед моложе внука
Оказался на пять лет! (С. Маршак]

2) Ученик сначала делает упражнение по русскому языку, где необ­
ходимо вставить пропущенные орфограммы, а затем читает правило пра­
вописания данных орфограмм.

3) "Тебе нравится ходить в школу?" - спрашивает бабушка своего
внука первоклассника. - "Нравится, мы с ребятами очень весело играем
на переменах. А еще у меня есть красивый портфель и школьные принад­
лежности1', - отвечает внук.

4) На уроке трудового обучения ученик, не закончив до конца апп­
ликацию, начинает заниматься другим делом.

3. Прочтите и проанализируйте ситуации, в которых описывается
поведение первоклассников. Объясните, какие психологические особен­
ности детей 6-7-летнего возраста отражены в приведенных примерах:

1) Дети очень часто поднимают руку, не зная ответа на вопрос, за­
данный учителем, или повторяют ответ предыдущего ученика, отличаю­
щийся от ответа, записанного в их тетради.

2) На перемене первоклассники не могут усидеть на месте. Когда
раздается звонок, дети "срываются с моста". Они бегают, прыгают, игра­
ют в догонялки, ведут себя шумно. Большинство детей предпочитают
играть на перемене не в настольные, а в подвижные игры.


 

3) Сережа (6,5 лет) на перемене самостоятельно надел верхнюю
одежду и собрался покинуть школу. Учитель остановил мальчика и спро­
сил: "Сережа, что случилось? Почему ты хочешь уйти из школы?" Маль­
чик ответил: "Мне нужно идти, сейчас начнутся по телевизору мои люби­
мые мультфильмы".

4) При проведении социометрического исследования первоклассник
Никита получил много отрицательных выборов от своих товарищей. При
этом он получил отрицательные выборы даже от тех детей, которые явля­
ются его постоянными партнерами по играм и общению. В беседе с психо­
логом многие дети аргументировали свой выбор тем, что данный ученик
непослушный, не хочет учиться, балуется. Дети цитировали слова учи­
тельницы, которая говорила о том. что оставит Никиту на второй год.

5) После проведения спартакиады несколько учеников проигравшей
команды заплакали от обиды. Когда на следующий день учитель разде­
лил детей на две группы и предложил принять участие в состязании,
некоторые дети отказались.

 

6) Во время урока внимание детей привлек звук пожарной машины,
которая приехала тушить пожар в одной из квартир дома, находящегося
напротив здания школы. Услышав звук сирены, дети вскочили с мест и
побежали к окну, несмотря на то что учитель в это время объяснял реше­
ние задачи у доски. Педагог был вынужден прервать урок, так как вни­
мание детей было целиком сосредоточено на действиях пожарных.

7) Первоклассники часто копируют модель поведения педагога, ста­
раются подражать его манере общения. В разговоре со взрослыми дети
часто употребляют подобные фразы: "А учительница сказала, что так
делать нельзя", "Наша учительница учит нас по-другому". "А вот Наталья
Алексеевна сказала...." и т.п.

 

4. Чем объясняется тот факт, что первоклассники ябедничают? Ка­
кой должна быть реакция учителя, если ребенок часто жалуется на одно­
классников?

5. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

В младшем школьном возрасте родители часто обращаются к психо­логу и учителю с жалобами на плохую память или внимание ребенка. При этом наблюдается следующий парадокс: дети с "магнитофонной точнос­тью" могут воспроизвести достаточно большие отрывки текста, но в то же время испытывают трудности при необходимости пересказать его (текст) своими словами. Как отмечают психологи, сложности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти ребенка. По мнению Е.Е. Кравцовой, наличие хорошей механической памяти не всегда положительно сказывается


на развитии мнемических способностей. Если ребенок хорошо умеет запо­минать механически и это всячески поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредствованные формы памяти. Также, по мнению Е.Е. Кравцовой, память в младшем школьном возрасте тесно связана с развитием внимания [51].

Вопросы: I) Как вы считаете, необходимо ли специально обучать млад­шего школьника приемам запоминания учебного материала? 2) Выделите основные направления развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. 3) Какие особенности памяти детей млад­шего дошкольною возраста необходимо учитывать при построении про­цесса обучения? 4) На развитие каких других видов памяти необходимо акцентировать внимание при обучении младшего школьника, имеющего хорошую механическую память?

6. Обучаясь в начальной школе, ребенок не перестает играть. Он играет
на перемене, на улице, дома и даже на уроках. Многие дети приносят иг­
рушки в школу. Учителя, часто характеризуя ребенка-первоклассника, го­
ворят: "На уроке он малоактивен, зато в играх на перемене ему нет равных".

Как вы считаете, насколько важное место занимает игра в жизни младшего школьника? Чем отличаются игры дошкольников от игровой деятельности младших школьников? На ваш взгляд, целесообразно ли использовать игру при обучении младших школьников? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры.

7. Прочтите и проанализируй]е текст. Огветьте на вопросы после текста,
Однажды Д.Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить

детей с измерением как понятием и как действием через игру "Магазин". Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые предложили снова поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами. На просьбу покупателя (взрослого) ш мерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделан­ный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попро­сить взамен деньги. На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т.п.) ребенок убежденно гово­рил: "Хватит", "Все в порядке". Когда же взрослый напрямую спросил, почему "продавец" не отмерил с помощью метра нужное количество тка­ни, ребенок ответил: "Ну, я как будто отмерил" [52],

Вопросы:

1. Почему ребенок не стал отмерять ткань в игре, хотя хорошо усво­ил это действие?


2. Почему не всегда использование игры для решения учебных за­дач приносит положительные результаты?

8. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно
сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери:
"Разве она не знала и не делала этого раньше?" - девочка ответила: "Об
этом сказала учительница" [50].

Чем вызвано, на ваш взгляд, такое поведение ребенка?

9. На протяжении обучения в начальной школе существенно меняет­
ся характер отношений ребенка со сверстниками. Так, в первом классе
восприятие ребенком своих одноклассников обусловлено отношением к
ним учителя, а также успеваемостью учеников. Выбор друга, как прави­
ло, определяется объективными обстоятельствами: проживание по со­
седству, знакомство родителей, посещение одной группы детского сада
до поступления в школу. Как изменяются критерии выбора друзей и
восприятие сверстников к моменту окончания начальной школы? Какие
личные качества ценятся выпускниками начальной школы? Как влияет
учебный процесс на формирование ученического коллектива?

10. С поступлением ребенка в школу значительно расширяется круг его общения со сверстниками, а сам процесс общения обусловливает­ся учебной деятельностью. В школьном коллективе развиваются две системы отношений: деловая и личная. Система деловых отношений формируется педагогами, которые распределяют общественные обязан­ности, поручения, меру ответственности и т.д. Система личных отно­шений формируется стихийно и основывается на симпатиях и привя­занностях детей. В ходе обучения в начальной школе дети выполняют общественные поручения, занимаются различными видами коллектив­ной деятельности, соревнуются с другими группами. Как влияет об­щение в учебной деятельности на развитие личности младшего школь­ника? Какие качества формируются у ребенка в процессе делового общения в школе? На ваш взгляд, следует ли учителю в начальной школе формировать актив класса?

11.Как отмечают психологи, к концу обучения в младшей школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, который имеет тен­денцию сохраняться при переходе в средние классы [35]. Какие факторы обусловливают благополучие или неблагополучие ребенка в ученичес­ком коллективе? Назовите методы психологии, позволяющие определить статус ученика в системе межличностных отношений. Какую помощь ученику, имеющему неблагоприятный социометрический статус, может оказать учитель?


Анализ психологических текстов:

Прочтите статью А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман "Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников" [4] и на основе про­читанного самостоятельно заполните 1 -3 столбцы предложенной табли­цы. Затем в подгруппах обсудите пути предупреждения и преодоления описанных вариантов неблагоприятного развития младших школьников и заполните 4-5 столбцы данной таблицы,

Таблица 3.8.

 

1. Тип неблагоприятного развития младших школьников 2. Факторы, детсрм и нируюшис развитие младших школьников по данному типу 3. Краткая характеристика типа 4. Пути преодоления возникших трудностей 5. Пути профилактики возникновения неблагоприятных синдромов
         

Тематика рефератов

- Трудности адаптации первоклассников к школьному обучению.

- Причины школьной тревожности. Профилактика школьной дез­
адаптации.

- Причины и профилактика неуспеваемости младших школьников.

- Работа с одаренными детьми в младшей школе.

- Трудности первоклассников в школе.

3.7. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Литература: 1, 2, 4, 5, 10, 14, 15, 17, 19-24, 26, 27, 32, 33,

35-37, 40, 46, 48, 69

Вопросы для подготовки к занятиям

\. Биологические условия развития подростка.

2. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в подрост­
ковом возрасте.

3. Развитие психических познавательных процессов.

4. Возрастные особенности личности. Развитие эмоционально-воле­
вой сферы.

5.Основные новообразования в подростковом возрасте.


Требования к компетентности:

^

- понимать сущность социальной ситуации развития в подростко­
вом возрасте; знать противоречия возраста и возможности их разреше­
ния в ведущей деятельности;

- знать возрастные особенности развития психических познаватель­
ных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

и речи;

- знать потребности подростка, особенности эмоционально-волевой

сферы, мотивации, форм самосознания;

- знать новообразования подросткового возраста;

- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения
возможности формирования возрастных новообразований;

- уметь определять психологический возраст школьника на основе
наблюдения или описания поведенческих характеристик;

- уметь учитывать психологические особенности возраста при ре­
шении профессиональных задач.

Тестовый контроль

1. Центральное новообразование критической фазы начала подрост­
кового возраста:

а) чувство взрослости;

б) рефлексия;

в) система ценностных ориентации;

г) мировоззрение.

2. Основные психологические потребности подростка:

а) стремление к общению со сверстниками (группирование);

б) стремление к самостоятельности и независимости;

в) стремление к признанию своих прав со стороны других
людей.

г) все ответы верны.

3. По мнению Д.Б.Эльконина, ведущий вид деятельности подрос-

тка:

а) игра;

б) труд;

в) учебная деятельность;

г) интимно-личностное общение.


4. По мнению Д.И. Фельдштейна,ведущий вид деятельности по;
стка:

а) учебная деятельность;

б) труд;

в) общественно-полезная,социально значимая деятельност

г) общение со сверстниками.

5. В общении подростков со сверстниками реализуется функция:

а) эмоциональная;

б) информационная;

в) социальная;

г) все ответы верны.

6. На формирование самооценки подростка влияет:

а) статус в группе;

б) сроки полового созревания;

в) личностные качества;

г) все ответы верны.

7. Согласно теории Ж. Пиаже, в подростковом возрасте развитие
интеллекта находится на:

а) стадии формальных операций;

б) послеоперационной стадии;

в) стадии конкретных операций;

г) мет правильных ответов.

8. Согласно теории Э. Эриксона, в подростковом возрасте разреша­
ется конфликт между:

а) автономией- стыдом;

б) доверием - недоверием к миру;

в) идентификацией - путаницей ролей;

г) трудолюбием - чувством неполноценности.

9. Центральное новообразование старшего подросткового возраста:

а) Я-концспция;

б) мировоззрение;

в) появление "внутреннегомира";

г) произвольность и осознанность.

10. Девиантньшявляетсяповедение:

а) отклоняющееся от норм психического здоровья;

б) противоречащее социальным, культурным нормам;

в) противоречащее правовым нормам;

г) все ответы верны.


Задания для самостоятельной работы

1. М. Мид детально исследовала жизнь и особенности девочек-под­
ростков острова Самоа. Никакого кризиса в их развитии она не обнаружи­
ла, а нашла и описала противоположное - гармоничное, бесконфликтное
протекание подросткового периода. М. Мид и другие антропологи уста­
новили, что во многих так называемых примитивных культурах подрост­
ковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутри-
личностные, отсутствуют [46, с. 237-239]. Что, на ваш взгляд, является
причиной возникновения подросткового кризиса? С каким научно-теоре­
тическим положением согласуется ваша позиция по данной проблеме?

2. Составьте сравнительную таблицу, в которой соотнесите взгляды
Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна на проблему ведущей деятельности
в подростковом возрасте. Какая позиция вам ближе? Аргументируйте
свою точку зрения [26; 33].

3. Известно, что в младшем школьном возрасте успеваемость вли­
яет на статус ребенка в ученическом коллективе, его успешность в меж­
личностных взаимоотношениях. Какая взаимосвязь существует между
успеваемостью и удовлетворенностью подростка межличностными от­
ношениями в коллективе?

4. В подростковом возрасте при взаимодействии с окружающей
средой возникают собственно подростковые психологические реакции,
которые могут быть представлены как в вариантах нормы, гак и патоло­
гии. Прочтите примеры и определите, какие психологические реакции в
них описаны:

1) Поведение и внешность Ирины резко изменились в 8 классе. Не­
когда послушная и скромная ученица, Ирина перекрасила волосы в "кри­
чащий" красный цвет, стала использовать яркий макияж, начала курить.
На замечания учителей отвечала грубостью. Мать девочки неоднократно
жаловалась классному руководителю, что дочь "вышла из-под контроля".

2) "Многие 14-15-летние подростки предпочитают контакты в груп­
пе, а не тесные взаимоотношения при свиданиях. В СоединенныхШтатах
"просто поболтать" (сидеть вместе и беседовать в пиццерии, стоять на
углу улицы, толпиться в общественных местах) - популярное и приятное
времяпровождение в подростковый период..." [14, с. 537-538].

3) В 7 классе Саша увлекся коллекционированием моделей воен­
ных самолетов. Через 2 года он стал обладателем целой коллекции мо­
делей, мог рассказать все о технических характеристиках и истории со­
здания военных самолетов.


4) Игорь рос в семье, где отец и старший брат злоупотребляли спир­тным. Однако подросток придерживался здорового образа жизни, увле­кался спортом. Он категорически высказывался против употребления никотина и алкоголя.

5. Известно, что подростки очень чувствительны к своей внешности
и придают большое значение тому, как их "физичсское-Я" соответствует
эталонам женственности и мужественности, принятым в обществе. Бе­
зусловно, данные эталоны чрезмерно завышены и формируются под
воздействием СМИ и индустрии моды. Многие подростки очень болез­
ненно пережинают свое физическое несовершенство, в результате чего у
них развивается синдром дисморфофобии - болезненный синдром, вы­
ражающийся в обостренном переживании человеком своего физическо­
го несовершенства, навязчивых идеях собственного уродства, основан­
ных на реальных, а чаще - мнимых телесных аномалиях [69, с. 208].
Мировосприятие таких подростков окрашено в негативные тона, что. в
свою очередь, мешает им строить полноцепное общение с окружающи­
ми и негативно сказывается на деятельности. Какую помощь могут ока­
зать педагоги и родители ученику, испытывающему подобное состоя­
ние? Каковы меры профилактики дисморфофобии в подростковом воз­
расте?

6. Почему Л.С. Выготский назвал проблему интересов "ключом ко
всей проблеме психологического развития подростка"? Опишите груп­
пы интересов ("доминант") подростка, выделенные Л.С. Выготским.

7. Проанализируйтепредставленные ниже высказывания известных
мыслителей. Выберите наиболее понравившиеся вам изречения и обо­
снуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем
согласны, и прокомментируйте их.

 

1) Маленькие дети - головная боль. Большие дети —боль сердечная.
(Итальянская пословица)

2) Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игры.
(А.Е. Личко)

3) Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с
трудом переносил его, но когда мне исполнился двадцать один год. я
был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь
лет. (М. Твен)

4) Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то,
чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в
подростков. (Уильям Калвин)


5) Подростки - существа, которые еще не догадываются, что в один
прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители.

(Р. Уолдер)

6) Фантазия подростка - это игра ребенка, переросшая в фантазию.

(Л.С. Выготский)

8. Проанализируйте описанную ниже ситуацию и ответьте на вопросы.

В рамках полового воспитания в одной из средних школ проводи­лась беседа врача-гинеколога с ученицами 7-х классов. Врач рассказы­вал о тех изменениях, которые происходят в организме девушек во вре­мя полового созревания. Также были затронуты вопросы сексуальных отношений и контрацепции. Наследующий день к директору школы об­ратилась группа родителей, недовольных тем, что их дочери принимали участие в данном мероприятии. По их мнению, в возрасте 13-14 лет не следует говорить с детьми о сексуальных отношениях, так как подобные разговоры могут пробудить нездоровый интерес у подростков.

Кто, на ваш взгляд, прав в этой ситуации? Как вы считаете, нужно ли в учебно-воспитательном процессе уделять внимание вопросу поло­вого воспитания школьников? В каком возрасте, по вашему мнению, целесообразно начинать рассказывать детям "про это"?

9. Мать в беседе с классным руководителем жалуется на то, что ее
тринадцатилетняя дочь, которая раньше делилась с матерью всеми сво­
ими переживаниями, вдруг стала скрытной и предпочитает "секретни­
чать" с подругами. Мать обеспокоена тем, что дочь отдалилась от роди­
телей, проводит свой досуг в компании сверстников. На ваш взгляд, чем
вызваны данные изменения в поведении девочки? Какими могут быть
рекомендации со стороны педагога родителям?

10. Прочтите и проанализируйтеописания реальных конфликтных
ситуаций, взятых из школьной жизни. Выделите причины конфликтов, а
также предложите варианты их разрешения. Какие особенности подрос­
ткового возраста необходимо учитывать учителю при разрешении дан­
ных конфликтов?

1) Ученик 9-го класса во время урока заглядывает в чужой класс и
видит там молодого учителя биологии, который задает классу вопрос:
"Чей это олень?". В ответ ученик сообщает учителю о том, что он сам
олень.

2) Ученик нарушает дисциплину на уроке. Учитель потребовал днев­
ник, ученик ему не дал. Учитель настойчиво интересуется, где дневник
ученика. Ученик отвечает, используя нецензурную брань.


3) Учи гель объясняет новую тему в 9-м классе. Одна из учениц гово­
рит: "То, что вы говорите, это полная ерунда и вообще бред какой-то".

4) Учитель приступил к проведению урока, все учащиеся успокои­
лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда
педагог вопросительно и удивленно посмотрел на учащегося, который за­
смеялся, то он, смотря учителю прямо в глаза, заявил: "Мне всегда смеш­
но глядегь на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести урок".

5) Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к соседу
по парте, говорит: "Я не хочу работать (учиться) вместе с ним".

11. На основании анализа учебных пособий, периодических изда­ний, собственного опыта напишите эссе на тему "Проблемы современ­ных подростков".

Анализ психологических текстов

Прочтите статью А.Е. Личко "Особенности саморазрушающего по­ведения при различных типах акцентуации характера у подростков" [5, с. 440-4451 и выделите для каждого типа акцентуации те психогенные факторы, которые способны побудить к саморазрушающему поведению; выделите те формы, в которых оно (поведение) может проявляться. Оха­рактеризуйте пути предупреждения и преодоления социапьной дезадап­тации для каждого типа акцентуаций характера.

Тематика рефератов

- Причины и профилактика суицидального поведения подростков.

- Делинквентное поведение в подростковом возрасте.

- Сексуальные установки и поведение современных подростков.

- Взгляды ученых на проблему подросткового кризиса.

- Психологические особенности агрессивного поведения подростков.

3.8. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОСТИ

Литература: 1, 2, 4, 5, 10, 14, 75, 17, 19-25, 32, 35, 36, 40, 44, 62

Вопросы для подготовки к занятию

1. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

2. Ведущая деятельность в ранней юности.


 

3. Особенности умственной деятельности в ранней юности.

4. Возрастные особенности личности и самосознания.

5. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.

Требования к компетентности:

- понимать сущность социальной ситуации развития в юношеском
возрасте; знать противоречия возраста и возможности их разрешения в
ведущей деятельности;

- знать возрастные особенности развития психических познаватель­
ных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи;

- знать потребности юношеского возраста, особенности эмоциональ­
но-волевой сферы, мотивации, самосознания;

- знать новообразования юношеского возраста;

- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения
возможности формирования возрастных новообразований;

- уметь определять психологический возраст старшеклассника на
основе наблюдения иди описания поведенческих характеристик;

 

- уметь учитывать психологические особенности возраста при ре­
шении профессиональных задач;

- уметь использовать полученные знания для определения своего
жизненного профессионального пути.

Тестовый контроль

1. Ведущая деятельность в ранней юности:

а) труд;

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) общественно полезная деятельность;

г) учебно-профессиональная деятельность.

2. Память в период ранней юности характеризуется:

а) увеличением объема;

б) большей произвольностью, управляемостью;

в) использованием при запоминании различных приемов об­
работки информации;

г) все ответы верны.

3. Психологическое новообразование периода ранней юности:

а) потребность в общении;

б) потребность в общественно значимой и общественно оце­
ниваемой деятельности;


в) система ценностных ориентации и социальных установок;

г) произвольность психических познавательных процессов.

4. Центральное новообразование раннего юношеского возраста:

а) рефлексия;

б) профессиональное и личностное самоопределение:

в) Я-концепция;

г) самооценка.

5. Учебная деятельность старшеклассника отличается от учебной
деятельности подростка:

а) ориентацией на будущее;

б) избирательным отношением к предметам, связанным с пла­
нируемой профессиональной деятельностью:

в) возрастающей ролью самообразования;

г) все ответы верны.

6. Л.С. Выготский отводил в юности центральную роль развитию:

а) самосознания и личности;

б) мышления;

в) воображения;

г) речи.

7. Эмоциональная сфера юноши характеризуется:

а) наличием резких аффективных вспышек;

б) демонстративностью выражения чувств;

в) повышением эмоциональной восприимчивости и способно­
сти к сопереживанию;

г) все ответы верны.

8. Чаще всего юноши обращаются за советом по вопросу выбора
профессии к:

а) друзьям;

б) родителям:

в) учителям;

г) нет верных ответов.

9. Общение в юности характеризуется:

а) расширением сферы общения;

б) углублением и индивидуализацией общения;

в) повышением требовательности и критичности по отноше­
нию к себе;

г) все ответы верны.


10. При выборе профессии старшекласснику необходимо учиты­вать:

а) свои способности, возможности;

б) свои желания, стремления;

в) требования рынка труда;

г) все ответы верны.

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с высказыванием американского ученого М. Мас-
грейва относительно юношеского возраста и прокомментируйте его,
Насколько проблемы, выделенные в XVIII в., актуальны для современ­
ного общества?

"Юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паро­вую машину построил Уатт в 1765 г., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобре­тя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем: как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону" [57, с. 267].

2. По мнению ряда психологов [40]. несколько десятилетий назад
самосознание развивалось к 17-19 годам, а сейчас - к 23-24 годам.
Что, на ваш взгляд, обусловило эти изменения?

3. В младших классах решается задача "учить учиться". Как видоиз­
меняется задача "учить учиться" в старших классах? [40, с. 275]

4. Подросткам и юношам были предложены одни и те же незакон­
ченные рассказы. В результате подростки чаще описывали действия, по­
ступки, события. Юноши же - чаще мысли, чувства, внутренние про­
блемы персонажей. Какие выводы могут быть сделаны из проведенного
исследования? [40, с. 314].

 

5. Многие современные юноши и девушки предпочитают общение в
интернете живому общению. Они преимущественно общаются в соци­
альных сетях, на различных форумах, ссылаясь на то, что им не хватает
времени на реальные контакты. Ряд ученых считают, что данный способ
общения изолирует молодых людей от реальной жизни. Разделяете ли вы
обеспокоенность ученых по данному вопросу? Какие плюсы и минусы
есть у интернет-общения?

6. В подростковом возрасте, оценивая учителя, ученики на первое
место ставят его человеческие качества (эмоциональный отклик, умение
понять и т.д.), на второе - профессиональную компетентность, уровень
знаний и качество преподавания, а на третье - умение справедливо


 




распоряжаться властью. Как изменяется взгляд на учителя в юности? Какие качества личности педагога выше всего оцениваются в юности? [40, с. 315].

7. В старших классах ученику необходимо запоминать большой
объем учебной информации. Какие методы и приемы позволяют стар­
шекласснику улучшить процесс запоминания информации? Разработай­
те практические рекомендации для старшеклассников по эффективному
запоминанию учебного материала.

8. Известно, что в раннем юношеском возрасте особый интерес про­
является к проблемам нравственности. Юноши любят дискутировать на
вечные темы: добра и зла. справедливости, смысла жизни, взаимоотно­
шений между людьми и т.д. Как можно использовать эту возрастную
особенность при организации учебно-воспитательного процесса?

9. Все ошибки, которые совершают выпускники при выборе про­
фессии, можно разделить на несколько групп:

 

1) Незнание мира профессий (слабая информированность).

2) Наличие устаревших представлений о характере труда по конк­
ретным профессиям.

3) Незнание себя. Требования к профессии должны совпадать с лич­
ностными качествами человека, его возможностями и способностями,
состоянием здоровья.

4) Незнание правил выбора профессии. Часто ученики автоматичес­
ки переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей про­
фессии: "Увлекаюсь физикой - стану физиком, увлекаюсь географией -
стану геологом" и др. или переносят личные отношения с человеком на
его профессию: "Стану, как мама, экономистом, как папа - хирургом,
как любимый учитель...". Нередко поступают в вуз "за компанию" [62].
Как помочь старшеклассникам избежать подобных ошибок и из множе­
ства профессий выбрать наиболее подходящую?

10. Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных
мыслителей. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обо­
снуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем
согласны, и прокомментируйте их.

1) Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость не­
счастлива, потому что все знает. (Ф. Шатобриан)

2) Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность
не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной
оболочке юношеских утопий. (К.Д. Ушинский)


 

3) Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости (Г. Ибсен)

4) Юность бескорыстна в помыслах и чувствах, поэтому она наибо­
лее глубоко понимает и чувствует правду. (Г. Гейне)

5) Юность всегда самоотверженна. (А. Герцен)

6) Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она
бывает лишь невежлива и груба. (Франсуа де Ларошфуко)

7) Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена
на будущие годы жизни. (Я.Б. Княжнин)

8) Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. (Екате­
рина II Великая)

9) Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это
называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как
рано сложившиеся привычки. (Ф. Бэкон)

10) Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб,
причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является муд­
рость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи. (Ле­
онардо да Винчи)

11) Нынешняямолодежь ни на что не похожа. Раньше я просто не
знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они
спрашивают. (Фаина Раневская)

12) Молодые люди не знают чего хотят, но полны решимости до­
биться этого. (Федерико Феллини)

11. Подготовьтеи презентуйте групповой проект на тему "Молодеж­ные субкулыуры". Формой представления проекта может быть мини-спек­такль, выпуск газеты, мультимедийная презентация, оформление выстав­ки и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.