Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ



Литература: 1-6, 8, 10, 12, 14-23, 27-29, 31, 32, 35, 38, 39, 41,

45, 53, 69, 71-73

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Социальная ситуация и ведущая деятельность в младенческом воз­
расте.

2. Развитие движений и действий с предметами на первом году жизни.


 

3. Развитие общения и речи в младенчестве.

4. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

5. Ведущая деятельность в ран нем детстве и ее влияние на развитие
психических новообразований возраста.

6. Основные новообразования младенческого возраста.

Требования к компетентности:

- понимать сущность социальной ситуации развития в младенчестве
и раннем детстве; знать противоречия возраста и возможности их разре­
шения в ведущей деятельности;

- знать возрастные особенности развития психических познаватель­
ных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;

- знать потребности ребенка младенческого и раннего возраста, осо­
бенности эмоциональной сферы, форм самосознания;

- знать новообразования младенческого и раннего возраста;

- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения
возможности формирования возрастных новообразований;

— уметь определять психологический возраст ребенка на основе на­блюдения или описания поведенческих характеристик;

- уметь учитывать психологические особенности возраста при ре­
шении профессиональных задач.

Тестовый контроль

1. Ведущая деятельность младенца:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) непосредственно-эмоциональное общение:

в) познание;

г) сюжетно-ролевая игра.

2. Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство
матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего раз­
вития ребенка, называется:

а) психологический симбиоз;

б) госпитализм;

в) комплекс оживления;

г) аутизм.

3. Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрос-

лого:

а) комплекс оживления;

б) психологический симбиоз;


в) госпитализм;

г) аутизм.

4. Госпитализм возникает вследствие:

а) болезни ребенка;

б) отделения младенца от матери;

в) чрезмерной опеки младенца;

г) нет правильных ответов.

5. Автономная речь характеризуется:

а) ситуативностью;

б) своей "детской логикой";

в) многозначностью слов;

г) все ответы верны.

6. По мнению Л.С. Выготского, поведенческим симптомом наступ­
ления кризиса 1-го года жизни является появление:

а) гипобулических реакций;

б) комплекса оживления;

в) мотивирующих представлений;

г) нет правильных ответов.

7. Ведущая деятельность в раннем возрасте:

а) игра;

б) эмоциональное общение;

в) познание;

г) предметно-манипулятивная деятельность.

8. В раннем возрасте доминирующей психической функцией явля­
ется:

а) воображение;

б) восприятие;

в) мышление;

г) нет правильных ответов.

9. Одно из новообразований раннего возраста:

а) формирование произвольности;

б) формирование внешнего "Я-сам";

в) формирование самооценки;

г) нет правильных ответов.

10. Кризис трех лет связан с:

а) обретением ребенком автономии;

б) становлением самосознания;

в) овладением речью;

г) нет правильных ответов.


Задания для самостоятельной работы

1. Человеческий детеныш является наиболее беспомощным суще­
ством в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся
формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли все ин­
стинктивные функциональные системы. Однако, по мнению ученых, по­
теря инстинктивных форм поведения является благом, расширяющим воз­
можности развития человека [19, с. 245-246]. Прокомментируйте дан­
ную точку зрения. Почему отсутствие инстинктивных форм поведения у
новорожденного ребенка расценивается учеными как преимущество че­
ловека по сравнению с животными?

2. Какими безусловными рефлексами обладают новорожденные? Что
такое атавистические рефлексы (приведите примеры)? О чем свидетель­
ствует наличие безусловных рефлексов? Какова связь между созрева­
нием мозга и исчезновением большинства простейших рефлексов?

3. Какие психологические явления описаны в следующих примерах?

1) "Улыбка появляется у Мити все быстрее и быстрее. Теперь уже доста­
точно только начать с ним разговаривать, конечно, ласковым и всецело адре­
сованным ему голосом, как он сразу одаривает нас улыбкой" [38, с. 22].

2) Ребенок, увидев маму, начинает глубоко вздыхать, вскидывает
ручки, перебирает ножками, радостно повизгивает.

3) Наблюдения Р. Шпица за развитием детей в одном из приютов
показало, что данное учреждение, несмотря на хороший гигиенический
уход, характеризуется высокой младенческой смертностью. Годовалые
дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или
вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пас­
сивными, предпочитая лежать в постельках [32, с. 164].

4. Почему Л.С. Выготский, рассматривая социальную ситуацию раз­
вития ребенка в младенческом возрасте, назвал ее социальной ситуаци­
ей "МЫ"?

5. Используя рекомендованную литературу, а также другие источ­
ники, найдите в литературе примеры, доказывающие, что непосредствен­
ное эмоциональное общение ребенка с матерью в младенческом возрас­
те является ведущим видом деятельности и оказывает превалирующее
влияние на психическое развитие ребенка.

6. Характеризуя социальную ситуацию развития в раннем возрасте.
Д.Б. Эльконин обозначал ее как "ребенок ПРЕДМЕТ взрослый". Про­
комментируйте данное суждение. В чем заключается основное противо­
речие данного возраста?

22?


7. Заполните таблицу "Характеристика познавательного развития в младенческом и раннем возрасте". Какие психические процессы наибо­лее интенсивно развиваются в этот возрастной период?

Табтца 3.6.

 

Психический познавательный процесс Характеристика развития в период младенческого возраста Характеристика развития в период раннего возраста
Ощущение и восприятие    
Внимание    
Память    
Мышление    
Воображение    

8. Прочтите выдержки из лекции в стихах профессора БГУ Р.И. Во-дейко "Ранний онтогенез речи: от простого к сложному" (печатается в сокращении). Выделите основные этапы развития речи у ребенка пер­вых 2-х лет жизни [39, с. 44-46].

Малыш родится "немау'ляткай",

Кричит, коль мокрый иль не сыт,

Он голосит и тем украдкой

Невольно гласные творит.

Потом он в месяц или в два,

Крик сохранив, придет к гуленью,

Гортанный с гласными едва

Соединяет в оживленьи.

Затем малыш стал лепетать

(Примерно месяца в четыре):

Согласным, гласным подражать

И звукоряд свой строить шире.

Международна суть гуленья

А лепет-тот национален

У мирового населенья:

Таков закон - он не банален.

Потом речь старшего (не сразу)

Младенцу понимать поможет

Слова отдельные и фразы.

Хоть сам он их никак не сложит.

Такую речь зовут "сенсорной".

На фразу мамы: "Где тик-так?" -

Ребенок бросит взгляд проворный


Лишь на часы, но не на... флаг. Примерно в год, "сенсомоторный" Словарь к сенсорному плюсуя, Ребенок, топая задорно, Уж "мама", "папа" скажет всуе. Речь малыша ситуативна: Смысл - ситуация подскажет, Коль мимика и жест активны, Он, "дай" сказав, на вещь покажет. "Ма" - говорит, что значит "Мама К кроватке тихо подошла". Порою "Ма" твердит упрямо -Возьми на ручки малыша". Словарь быстрей растет сенсорный. (Там все слова, что понимает), А вот словарь сенсомоторный Ребенок слабо пополняет. А в год и месяцев так три -Онтогенеза продолженье: На речь ребенка посмотри -Из двух-трех слов уж предложенья! И изъясняется (что дивно!) Лишь с помощью десятка слов: Ведь речь его ситуативна — "Дава" понятней вблизи дров. А в год и месяцев так семь, Моторный навык приобрев, Начнет произносить он все Сенсорные запасы слов. Словарь сенсорный в года два В сеисомоторный перешел, То говорил малыш едва, Теперь же много слов нашел... И существительных, глаголов, И прилагательных, наречий Во время детских разговоров Услышишь много в его речи. Скачок в развитии словаря -Толчок к склоненью и спряженью.


И стал ребенок, говоря,

Учиться связным предложеньям:

"Купаю кукаку и лыпку",

"Ма кукаки", "ма бабы..., деда" -

Такие фразы без улыбки

Нельзя принять... А ведь победа!

Фонетика еще страдает,

"Элизия" в словах нередка:

То слог, то звуки пропускает -

"Туль" вместо стул, а "етка" - "ветка".

Таков итог развитья речи

От дня рождения до двух лет...

9. Прочтите следующие примеры и ответьте на вопросы: "Чем вы­звано подобное поведение детей?". "Как правильно вести себя родителям в данных ситуациях?"

1) Из разговора двух молодых мам: "Моя Алена (3 года 10 месяцев)
росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к ба­
бушке. А сейчас ее как подменили: упрямится, говорит капризным голо­
сом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы со­
бираемся ехать к бабушке, забастовала: "Не хочу!". Мы решили ей усту­
пить. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле не хоте­
лось. Тогда я предложила ее все-таки взять с собой. Но Алена снова
расплакалась и опять твердит: "Не хочу, не пойду!". Чем вызвано данное
поведение девочки? Как правильно вести себя родителям в этой и по­
добных ситуациях? [41, с. 112]

2) "Сережа (1,1 месяц) подходит к телевизору и многократно вклю­
чает и выключает его. Мать запрещает это делать. Однако Сережа на за­
прет со стороны матери не обращает внимания. Когда мать попыталась
увести сына от телевизора, Сережа начал громко плакать, упал на пол и
продолжал бурно реагировать на действия со стороны матери".

Анализ психологических текстов

Прочтите статьи Л.С. Выготского "Кризис первого гада жизни" [6] и "Кризис трех лет" [8]. Опишите симптомы данных возрастных кризи­сов и охарактеризуйте их сущность.

Тематика рефератов

- Пренатальное развитие и возможности пренатального воспитания.

- Характеристика периода новорожден но сти.


- Материнская дспривация и ее влияние на психическое развитие

ребенка.

- Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте.

- Особенности эмоциональной сферы ребенка раннего возраста.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.