Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Литература: 1-5, 7, 10, 11-23. 27, 29, 31, 32, 34-36, 38, 39, 41.

49. 55, 58, 61, 64-66. 68, 69

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка в

дошкольном возрасте.

2. Ведущая деятельность дошкольника и ее влияние на развитие
психических новообразований возраста.

3. Психическое и личностное развитие дошкольника.

4. Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного воз­
раста к обучению в школе.

Требования к компетентности:

- понимать сущность социальной ситуации развития в дошкольном
возрасте;

- знать противоречия возраста и возможности их разрешения в ве­
дущей деятельности:

- знать возрастные особенности развития психических познаватель­
ных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

и речи;

- знать потребности ребенка дошкольного возраста, особенности
эмоционально-волевой сферы, мотивации, форм самосознания;

- знать новообразования дошкольного возраста;

-уметь анализировать воспитательную ситуацию е точки зрения возможности формирования возрастных новообразований;

- уметь определять психологический возраст ребенка на основе на­
блюдения или описания поведенческих характеристик:

- уметь учитывать психологические особенности возраста при ре­
шении профессиональных задач.


Тестовый контроль

1. Ведущая деятельность дошкольника:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) предметно-орудийная деятельность;

в) учение;

г) познание,

2. Совместная, групповая игра, в которой участники распределяют
и берут на себя различные социальные роли, - это:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) предметная игра;

в) символическая игра;

г) нет правильных ответов.

3. В дошкольном возрасте ребенок в той или иной степени включен в
деятельность:

а) игровую;

б) трудовую;

в) учебную;

г) все ответы верны.

4. В структуру сюжетно-ролевой игры входят:

а) учебные пели;

б) правила;

в) методы воспитания;

г) нет правильных ответов,

5. Одно из новообразований дошкольного возраста:

а) формирование внешнего "Я-сам";

б) произвольность;

в) формирование социализированной речи;

г) нет правильных ответов.

6. Симптомами кризиса семи лет являются:

а) потеря непосредственности;

б) манерничанье;

в) симптом "горькой конфеты";

г) все ответы верны.

7. Появление кризиса семи лет связано с:

а) развитием самосознания дошкольника;

б) неадекватным поведением родителей;

в) неблагоприятным развитием ребенка на предыдущих этапах;

г) все ответы верны.


8. По мнению Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте ведущую
роль начинает играть:

а) воображение;

б) память;

в) мышление;

г) восприятие.

9. К концу дошкольного возраста у ребенка сформировано мышление:

а) наглядно-образное;

б) наглядно-действенное;

в) словесно-логическое;

г) нет правильных ответов.

10. Под влиянием сюжетно-ролевой игры у ребенка происходит:

а) развитие могивационно-потребностной сферы;

б) развитие произвольности поведения;

в) преодоление познавательного эгоцентризма;

г) все ответы верны.

Задания для самостоятельной работы

I. Используя литературу, опишите основные виды игр дошкольни­ков. Заполните таблицу, приведите примеры.

Таблица 3,7.

Влияние на когни-тивное развитие
Характеристика ___ игры_____
Вид игры

Влияние на развитие личности

2. По мнению Д.Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра является ве­
дущим видом деятельности. Какова роль игры в психическом развитии
ребенка дошкольного возраста? Охарактеризуйте структурные компонен­
ты сюжетно-ролевой игры. Какие изменения претерпевают данные ком­
поненты на протяжении дошкольного возраста?

3. По мнению Ж. Пиаже, дети с 2 до 7 лет находятся на дооперацио-
нальной стадии развития интеллекта. Как называются особенности мыш­
ления, описание которых приводится ниже?

 

1) Дети верят в то, что практически все движущиеся объекты живые.

2) Дети верят в то, что обьекты и люди из фантазий и снов реальны.

3) Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и по­
лагают, что все остальные видят мир так же, как и они.

4) Дети не способны иметь дело с абстракциями. Их мышление на­
правлено на то, что происходит "здесь и сейчас", а также на физические
обьекты, которые они могут легко представить.


5) Дети не способны представить себе, что какой-то объект может
вернуться в свое первоначальное состояние или связи между объектами
могут быть двусторонними.

6) Когда маленьким детям показывают набор деревянных шариков,
одни из которых красного цвета, а другие - желтого, и спрашивают их,
каких шариков больше, красных или деревянных, они не могут правиль­
но ответить на этот вопрос. Они не способны одновременно учесть и
цвет, и материал, из которого сделаны шарики [14, с, 334-336].

4. Проанализируйте данные экспериментов Ж. Пиаже и Б. Инель-дер. Выделите характеристики мышления дошкольника на основании этих данных.

1) Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высо­
ты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным призна­
ком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспери­
ментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все
три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и
река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать
фотографию, соответствующую тому изображению, которое он в дан­
ный момент видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем
ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла,
посаженная на другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ре­
бенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок
снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его
сам. И сколько бы экспериментаторы не пересаживали куклу или ребен­
ка, он всегда давал ошибочный ответ.

2) Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают:
"Сколько у тебя братьев?" - "Два: Миша и Коля". - "А сестер?" - "Одна:
Валя". - "Сколько братьев у Коли?" - "Один: Миша". - "А сестер?" - "Одна:
Валя". - "Сколько братьев у Миши?" - "Один: Коля". - "А сестер?" - "Одна:
Валя". - "Сколько братьев у Вали?" - "Два: Миша и Коля" и т.д.

3) Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных кар­
точках - 7 примул, 2 розы, I гвоздику - и спрашивают: "Все ли приму­
лы-цветы?" - "Да". - "Все ли эти цветы-примулы?" - "Нет. Здесь еще две
розы и гвоздика". - "В букете больше примул или цветов?" -- "Больше
примул, потому что всего три цветка".-"Но если убрать цветы, останут­
ся примулы?" - "Нет, это тоже цветы". - "Ну, так как же, здесь больше
цветов или примул?"-Больше примул, потому что у нас только три цвет­
ка" и т.д.


 

4) В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и разме­
ра, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их
одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два
сосуда: синие бусины - в сосуд правой рукой, красные - в сосуд левой
рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребе­
нок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда
его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера.
Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уров­
ня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя
низкий и широкий, считали, что их меньше.

5) Ребенка 7 лет спрашивают: "Живое ли солнце?" - "Да". - "Поче­
му?" - "Оно двигается".

6) Дошкольника спрашивают: "Почему Луна не падает?" - "Потому
что большая (светит)" [66, с. 375-376].

 

5. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уровень
притязаний и самооценка, в содержание которой входит опенка внешно­
сти, собственных моральных качеств, различных умений. Выделите фак­
торы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование
самооценки и уровня притязаний у дошкольников.

6. Исследование Т.Н. Ковалевой (1991) показало, что разновозрас­
тная группа является наиболее предпочтительной для успешного разви­
тия дошкольника как субъекта общения и деятельности. Попробуйте най­
ти объяснение данному научному факту. Какие преимущества имеет раз­
новозрастная группа детского сада в сравнении с группой детей одного

возраста?

7. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Наблюдения за дошкольниками показали, что уже в этом возрасте некоторые дети пользуются популярностью среди сверстников, а дру­гие - нет. По мнению психологов, данное положение может сохраняться на протяжении длительного периода: детей, которых отвергали в летском саду, скорее всего, будут отвергать и в школе. При этом, как отмечает Я.Л. Коломинский, "...для того, чтобы завоевать благоприятное положе­ние среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положи­тельными чертами; для того, чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, им часто достаточно обладать одной-двумя отри­цательными чертами" [49, с. 174]. Поэтому очень важно распознать от­верженных детей и своевременно оказать им помощь, что, в свою очередь, будет способствовать успешной социализации ребенка. Исследования


показали, что популярные в детском саду дети обладают следующими качествами:

— умеют организовать игру, не навязывая свою волю другим детям;

- умеют устанавливать дружеские отношения и поддерживать их;

- при необходимости приходят на помощь;

- способны поддержать разговор; с удовольствием делятся инте­
ресной информацией;

- умеют разрешать конфликты без применения агрессии;

- обладают приятной внешностью, аккуратны.

Отверженные дети, как правило, обладают следующими качествами:

- проявляют агрессию, нарушают нормы поведения;

- неаккуратны, неопрятны;

— проявляют упрямство, грубость, бурно выражают негативные эмо­
ции;

- не обладают игровыми навыками, замкнуты, молчаливы, держат­
ся в игре особняком [14, 49].

Вопросы:

I .Что, на ваш взгляд, является причиной, а что следствием: отвер­женный ребенок ведет себя недружелюбно вследствие того, что его иг­норируют, или причиной такого отношения к нему других детей служит изначально негативное поведение отверженного ребенка?

2.Почему у одних детей есть навыки, делающие их популярными среди сверстников, а у других такие навыки отсутствуют?

З.Как влияют социально-психологические характеристики семьи на формирование социальных навыков ребенка, а именно: тип семьи и ее структура, отношения между родителями, стиль воспитания в семье, на­личие или отсутствие сиблингов?

4.Какую помощь могут оказать родители и педагоги дошкольного учреждения в преодолении ребенком отвержения со стороны сверстни­ков?

8. Ознакомьтесь с формами общения дошкольника со сверстника­ми. Определите возраст, в котором проявляются данные формы обще­ния. Какие психические и личностные новообразованияребенка способ­ствуют появлению данных форм общения?Выделите специфические осо­бенности общения ребенка со сверстниками, отличающие его от обще­ния со взрослыми. Какова роль взрослого в формировании общения дошкольников друг с другом? Какую помощь могут оказать педагоги и родители в организации успешного взаимодействия детей?


 

1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками. Ребенок
проявляет интерес к сверстнику, стремится привлечь его внимание и полу­
чить эмоциональный отклик партнера. Взаимодействие дает ребенку ощу­
щение своего сходства с другим, равным ему существом, и сопровождает­
ся переживанием положительных эмоций. В сверстнике дети воспринимают
лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения),
как правило, не замечают. Общение носит ситуативный характер и зависит
от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, а также
от практических действий партнера. Основные средства общения - вырази­
тельные движения. Речь используется как средство общения только при
наличии зрительного контакта и выразительных движений.

2. Ситуативно-деловое общение со сверстниками. Общение воз­
никает в процессе ролевой игры и разворачивается как бы на двух уров­
нях: на уровне ролевых взаимоотношений (мать-дочь, водитель-пасса­
жир) и на уровне реальных отношений, то есть существующих за преде­
лами разыгрываемого сюжета: дети распределяют роли, договариваются
об условиях игры, оценивают и контролируют действия других. Глав­
ным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество.
Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потреб­
ность в признании и уважении со стороны сверстников. Дети постоянно
сравнивают себя со сверстниками. В общении появляется конкурентное
начало. На этом этапе начинают преобладать речевые средства общения,
однако речь продолжает оставаться ситуативной.

3. Внеситуативно-деловое общение со сверстниками. Примерно
половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуатив­
ный характер. Дети могут продолжительное время разговаривать, не со­
вершая при этом никаких практических действий. Общение происходит
на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной дея­
тельности. Дети начинают проявлять сопереживание, стремятся помочь
другому ребенку или поделиться с ним. Сверстник становится не только
предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только пред­
метом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоцен­
ной целостной личностью [68, с. 74-79].

9. Прочтите результаты сравнительного анализа исследований разных лет, в ходе которых изучалась личностная готовность детей 6-7 лет к школе.

По мнению Л.И. Божович, показателем личностной готовносги ребен­ка к школе является "внутренняя позиция школьника", которая проявля­ется и выражается в стремлении ребенка пойти в школу и начать учиться


(Божович Л.И,, 1968). Внутренняя позиция школьника проявляется как результат соединения познавательных и социальных мотивов учения. В исследовании, проведенном под руководством Л.И. Божович в 40-е гт XX в., было показано, что в конце дошкольного возраста (6-1 лет) дети начинают проявлять стремление к школе и учению.

Но в 70-е гг. прошлого века Л.И. Божович отмечала, что детей с ярко выраженной внутренней позицией школьника становится все мень­ше. Исследования Н.И. Гуткиной, проведенные в начале 90-х гг., также подтвердили эту тенденцию (Гуткина Н.И., 2004). В 2004-2006 гг. В.В. На-заренко было проведено исследование внутренней позиции школьникау детей 6-7-летнего возраста. Сравнение данных с результатами, получен­ными Н.И. Гуткиной, показало, что уровень выраженности внутренней позиции школьника у современных детей существенно ниже, чем у их сверстников начала 90-х гг. прошлого века [58, с. !87-188].

Вопросы:

1. Чем, на ваш взгляд, объясняется снижение уровня сформирован­
ное™ внутренней позиции школьника у современных детей по сравне­
нию с их сверстниками начала 90-х?

2. Каким образом можно формировать стремление к школе и уче­
нию у дошкольников?

3. Уделяют ли родители и педагоги достаточное внимание формиро­
ванию данного личностного новообразования?

10.Многие современные родители не могут себе представить, что ребенок пойдет в первый класс, не умея читать, писать и считать. Они полагают, что будущего первоклассника необходимо целенаправленно го­товить к школе. С этой целью ребенок должен посещать подготовительные занятия к школе, где его обучают основам арифметики, письма и чтения.

Как вы считаете, насколько полезны подобные занятия для будущего первоклассника? Выделите плюсы и минусы данного обучения. Какой ка­тегории детей необходимо посещать занятия, подготавливающие к школе?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.