Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII. Служебные части речи и нормы их употребления



 

1. Союзы чтобы, поэтому, потому, притом, тоже, также, затем, зачем, отчего, оттого, почему, почём, итак всегда пишутся слитно, их нельзя видоизменить, их можно заменить только эквивалентным союзом: не пошёл в кино, зато закончил работу; холодно, поэтому надел шубу; езда запрещена потому, что мост ремонтируют; итак, всё кончено (ср.: и так кончается каждый раз).

2. Пояснительные союзы то есть, то бишь, а также сложные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, в то время как, тогда как пишутся раздельно: Пили по-обыкновенному, то есть очень много. Для того чтобы получать стипендию, нужно учиться хорошо. Он поехал кататься на лыжах, тогда как его друзья поехали к своим родителям.

3. Не следует путать союзы с похожими на них местоимениями с частицами и предлогами, которые пишутся раздельно. Такие сочетания можно видоизменить (частицу можно либо отбросить, либо переставить внутри предложения, а местоимения заменить другим определением (при этом предложение сохраняет свой смысл): посоветуйте, что бы мне почитать – …, что мне почитать; он делал то же, что и я – … то, что и я; езда по тому мосту запрещена – … по этому мосту…; работал так же, как и его отец – … так, как и его отец.

Правописание предлогов:

1. Предлоги в русском языке с существительными пишутся раздельно: к утру, с вечера, под столом, о родителях, ради друга, над горизонтом.

2. Предлоги в современном русском языке пополняются за счёт наречий и предложно-падежных сочетаний, в составе которых существительное потеряло своё первичное значение. Таковыми являются предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в завершение, в дополнение, насчёт, ввиду, вроде, вместо, наподобие, сверх, в виде, в связи с, навстречу, несмотря на, невзирая на: в продолжение урока, в течение двух часов, в заключение своего выступления, ввиду болезни, вроде глубокой канавы, вследствие засухи, справиться насчёт расписания, в виде исключения, в связи с отъездом.

ЗАПОМНИТЕ: Иметь в виду, в виду города, в роде Романовых, положить деньги на счёт, в течении реки, в продолжении романа, включить в следствие, указать на подобие фигур, в заключении юриста, перемены в течении болезни.

3. Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради пишутся через дефис: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за корчму, по-над берегом моря скакала конница, трое едут по-под лесом.

4. Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор управляют дательным падежом: согласно приказу, наперекор судьбе, вопреки непогоде, благодаря содействию (Не путать с деепричастием: благодаря хозяйку за вкусный обед, мы ведём интересную беседу).

5. Предлог по управляет предложным падежом во временном значении: по окончании школы, по приезде гостей, по возвращении семьи.

Частицы выражают многообразные отношения: отношение к сообщению, реальность/ирреальность, отрицая эмоции и т.д.: Да, так любить, как любит наша… Никто из вас давно не любит! (А.Блок). Да – выражает отношение 'утверждения', не – 'отрицания'.

Междометия – слова эмоционального, чувственного, не «мыслительного», т.е. интеллектуального языка. Выражая различные эмоции, настроения, волевые побуждения, междометия не обозначают и не называют их. Междометия связаны с эмоциональным уровнем сознания и отражают явления действительности. Они выполняют контекстные (ситуационные) эмоционально-экспрессивные, побудительные функции. Ср.: Ах ('испуг')! и легче тени Татьяна прыг в другие сени (А.Пушкин); Ах ('сожаление) обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад (А. Пушкин); Ах ('ирония')... Судьба моя плачевна, Я здесь стою как пень (М.Лермонтов).

Выполняя «служебную» эмотивно-побудительную функцию, междометия лишены самостоятельности и отдельности употребления.

В речи часто допускаются ошибки в употреблении служебных слов, особенно отыменных предлогов за счёт, в силу, благодаря и др. Следует помнить, что некоторые из этих предлогов сохранили свое первичное лексическое значение и не могут быть употреблены без учета контекста. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов по, за и других.

Так, в приведенных ниже предложениях служебные слова употреблены неправильно: 1) Благодаря наводнению люди остались без крова (следует: из-за, в результате, вследствие наводне­ния). 2. По закрытии магазина товары не отпускаются (следу­ет: после закрытия.) В следующем предложении также немотивированно употреблен отыменный предлог: Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитника.Следует: Противнику удалось забить две первые шайбы из-за слабой игры вратаря и защитника.

 

Вопросы для контроля

1. Какую функцию выполняют в речи служебные слова?

2. Какие характерные ошибки допускаются в речи при употреблении служебных слов?

 

Задания ПО ТЕМЕ

Задание 1. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. К каким частям речи относятся эти слова?

Отсутствовать на занятиях (в) течени… недели; наблюдать изменения (в) течени… реки; болеть (в) продолжени… месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени…романа; отменить экскурсию (в) следстви… дождя; уехать, но (в) последстви… вернуться в родной город; договориться (на) счёт транспорта; положить деньги (на) счет в банке; это надо иметь (в) виду; (в) связи с изменением расписания; письма (в) роде дневника; он, (в) роде, опаздывает; (в) виду нелётной погоды; он пришел (на) встречу с девушкой; (на) встречу ему шла красивая девушка.

Задание 2. Объясните слитные или раздельные написания.

1. Подложили цепи под колёса вместо тормозов, что (бы) они не раскатывались. 2. Что (бы) ни говорили, а я выполню эту работу. 3. Надо было дождаться утра во что (бы) то (не, ни) стало. 4.Он непременно хотел стать героем и для этого был готов делать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили. 5. Он во что (бы) то (не, ни) стало хотел первым всё рассказать брату. 6. Не для того (же) пахал он и сеял, что (бы) нас ветер осенний развеял. 7. Смотри, кума, что (бы) не осрамиться.

 

Задание 3. Применяя алгоритм написания производных предлогов, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы

 

1. Подавленный визг пил и какой-то особенный, хриплый звук взрезываемого сырого дерева мешался с всплесками и шумом вырывавшейся (из)под водяного колеса воды (Мамин.-Сибиряк). 2. То грозное, вечное, неведомое и далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать (в) продолжени... всейсвоей жизни, теперь для него было близкое (Л.Т.). 5. Ещё несколько слов: (В)течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (П.). 6. (В)заключени... сего генерал заметил, что супруга его принимает в князе участие. (Д.) (На)счёт Евгения Павловича Ганя распространился опять-таки гостям (Д.). 8. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалекечто-нибудь (на)подоби… лодки, но безуспешно (Л.). 9.. Наконец (в)виду дубовой рощи большак пошёл на подъём (Нагибин.). 10.Как (на)счёт поездки в Москву?(Газ). 11. Старик сидел на корточках, жмурил свои потемневшие маленькие глаза и торопливо, но осторожно, (на)подоби… зайца, жевал сухую и твердую горошину (Л.Т.). 12. Мы пробирались на место рубки, как вдруг, (в)след за шумом упавшего дерева, раздался крик и говор, и через несколько мгновений нам (на)встречу из чащи выскочил молодой мужик (Т.). 13. Так что, несмотря на уединение или (в)следстви… уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена (Л.Т) 14. Я вышел (из)под навеса (Тургенев.).15. Ветер торопливо шуршал и бежал, путаясь в кукурузе, лошади быстро неслись ему (на)встречу (Бунин.). 16. Анфиса, сидевшая с шитьем в руках, опустила вдруг шитьё на колени, посмотрела (в)след мужу своими кастильскими очами (Бунин.). 17. (Не)смотря на всё несчастие... Грушенька всё-таки не потеряла прежней своей молодой весёлости (Достоевский.).

Задание 4. Спишите предложения, раскрывая скобки. Определите правильное написание, используя в качестве проверочных слов синонимы производных предлогов.

 

1. Но, (не)взирая на то, что меня и смешило и раздражало это их стремление указывать путь моей музе, я чувствовал благодарность к ним (Набоков) 2. Денег Варвара Петровна посылала ему не жалея, (не)смотря на то, что после реформы доход с её имений упал (Достоевский) 3. Наши сердца сходились, шли (на)встречу друг другу (Тургенев). 4. Зелёное поле, смоченное дождём, быстро полетело (на)встречу (А. Толстой.). 5) (На)встречу с бывшими однокашниками опаздывать не хотелось (газ.). Нужно иметь (в)виду, что ножка у валуя полая (Сол). (В)место усталости... я вдруг почувствовал... беспричинную радость жизни (Л.Т.). 3. И имейте (в)виду, всё это творилось при личном здоровье (Ч.).

Задание 5. Раскройте скобки. Чтобы определить правильное написание, воспользуйтесь признаками слов и сочетаний слов.

1. И (в)след за тем ударил он по коню (Г.). (в)следстви… всего вышесказанного мне не для чего толковать читателю, каким образом... я попал в Лебедянь (Т.). 2. Ачмианов тоже скоро простился с компанией и пошёл (в)след за Надеждой Фёдоровной (Ч.). 3. Они с Кузьмой смотрели ей (в)след, пока лошадь и девушка не смешались с кустами и сумерками (Сап.). 4. (В)след за нею и сам Чичиков занёс ногу на ступеньку (Г.). 5. Он не любил распространяться о своих летах не по мелкому самолюбию, а (в)следстви… какого-то обдуманного расчёта (Гонч.). 6.Доктор Вернер вошёл (в)след за ним (Л.). 7. (В)след за этим председатель записал что-то в бумагу (Л.Т.). 8. Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и (в)следстви… этого свобода выбора занятий представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека (Л.Т.). 9. Она останавливается и смотрит ему (в)след не мигая (Ч.). 10. Они шли за зверем упорно, след (в)след (газ.).

Задание 6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера предложений, в которых используются производные предлоги, а затем номера тех предложений, где употребляются омонимичные сочетания знаменательных частей речи с предлогами.

 

1) Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, (не)смотря на их грозный и уверенный тон (Булгаков);

2) Прокуратор, (не)смотря ни на кого, сел в кресло и протянул руку в сторону (Булгаков);

3) (В)следстви... этого что-то неясное томило душу председателя, и все-таки он решил принять предложение (Булгаков);

4) Итак, почти все объяснилось, и кончилось следствие, как вообще все кончается (Булгаков);

5) (В)следстви... были допущены грубые ошибки;

6) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой (Гоголь);

7) С существительными местоимения согласуются (в)роде, числе и падеже (Прудникова);

8) С Борькой живем хорошо, и (на)счет поведения, и вообще... (Довлатов);

9) Белинский пообедал как всегда (на)счет мужа (Панаева);

10) Если он не придет (на)встречу, что подумает о нем Берта? (Михалков);

11) Из темного леса (на)встречу ему идет вдохновенный кудесник (Пушкин);

12) (В)течени... двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки (Бугаков);

13) Днепр бежал, и было (в)течени... его что-то неумолимое (Шкловский);

14) Горячо благодаря хозяйку, мы не лукавили: она действительно была радушна и приветлива;

15) Благодаря массе впечатлений, день для Каштанки прошел не заметно (Чехов).

 

Задание 7. Перепишите предложения, вставляя НЕ или НИ. Объясните свой выбор.

1. Произошло н...что непредвиденное. 2. Он никогда н… в чем н…кому не отказывал, но и н…чего не давал. 3. Н… у кого не было надежды на длительный отдых в пути. 4. Н…чего сказать, умные головушки приказные. 5. Жил н…кто господин Долгов с женой и дочкой Галей. 6. Экономист Попов, н... на кого не обращая внимания, крутил ручку арифмометра.7. Придерутся к тому, к сему, а чаще (…) к чему. 8. Теперь у него кисет такой, какого (…) у кого нет. 9. Базаров (…) в ком не нуждается, (…)кого не боится, (…)кого не любит и вследствие этого (…)кого не щадит. 10. Все получали письма, а я не получал. Просто мне (…) от кого было их получать.

 

Задание 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя НЕ или НИ.

1. Командир прекрасно знал, что (…) кто иной (…) сумел бы лучше этих двух бойцов выполнить его приказ. 2. (…) кто иной, а именно отец принёс эти книги. 3. (…) кто иной и (…) мог принести их. 4. ( …) что иное (…) могло повлиять на него больше, чем письма друга. 5. Это было (…) что иное, как в спокойном порядке. 6. (…) что уже (…) может помешать нам в этом деле. 7. (…) что иное меня (…) могло интересовать, кроме нашей экскурсии на завод. 8. (…) кто иной, как И.А. Крылов, сделал басню доступной для людей самых разных сословий. 9. (…) что иное (…) трогало его.

 

Задание 9.Из данных словосочетаний выпишите, раскрывая скобки, местоимения и местоименные наречия (в два столбца).

(Не, ни) когда не отчаиваться; (не, ни) куда пойти; (не, ни) кто не приходил; (не, ни) (с) кем посоветоваться; (не, ни) (к) кому не подошёл; (не, ни) (за) чем торопиться; все препятствия (не, ни) (по) чем; (не, ни) чуть не сомневаться; (не, ни) мало не беспокоиться; (не, ни) (от) куда позвонить; (не, ни) (от) кого не зависеть; (не, ни) где не бывать; (не, ни) как не соглашаться; не нужно (не, ни) чего; (не, ни) (за) кем не зайти; (не, ни) каким слухам не верить; (не, ни) куда пойти; (не, ни) (о) чём не поговорили; (не, ни) чему радоваться; (не, ни) куда не поехать; (не, ни) (во) что не верить; (не, ни) (о) чем вспомнить.

 

Задание 10.Перепишите, раскрывая скобки.

(Не) детская серьёзность; (не) глубокая речка; (не) простая, а сложная задача; ни в чём (не) повинные люди; весьма (не) удачный доклад; отнюдь (не) воспитанный юноша; далеко (не) красивый поступок; (не) чернозёмная полоса; отнюдь (не) убедительные доводы; (не) высокий рост; никому (не) нужный разговор; (не) молодая женщина; очень (не) приятная история; (не) движимая собственность; (не) круглая, а овальная форма; проект (не) готов; (не) весёлое детство; он (не) способен совершить подлость; (не) земледельческое население; ничем (не) примечательный юноша; далеко (не) обычная обстановка; случилось (не) счастье.

Задание 11. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.

1. (Не) известный писатель. 2. Совершенно (не) известный писатель. 3. Совсем (не) известный писатель. 4. Отнюдь (не) известный писатель. 5. Далеко (не) известный писатель. 6. Никому (не) известный писатель. 7. (Не) известный нам писатель. 8. Ещё один (не) известный писатель. 9. (Не) известный ещё писатель.

Задание 12. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями и прилагательными.

1. Поступок, задуманный им, но (не) совершённый. 2. Все интересовались ещё (не) описанным экспериментом. 3. Зрители пришли в (не) описуемый восторг. 4. (Не) слыханный и (не) виданный в мире успех спортсменов. 5. Материал, (не) подходящий нам по качеству. 6. (Не) определённый по звучанию. 7. (Не) обдуманный серьёзно поступок. 8. (Не) подготовленный доклад. 9. (Не) подготовленный к докладу материал. 10. (Не) ограниченный в средствах человек. 11. Проект, (не) ограниченный материальными затратами. 12. Человек, совершенно (не) образованный и (не) воспитанный.

Задание 13. Перепишите, раскрывая скобки. Поставьте, где нужно, дефис.

1. Ушица, ей (же) ей, на славу сварена. 2. Вся столица содрогнулась, а девица – хи (хи) хи да ха (ха) ха! 3. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин (дин) дин. 4. Теперь ему так живётся – ой (ой) ой! 5. Хо (хо) хо!» – басовито засмеялся директор. «Хе (хе) хе!» – тоненьким голоском откликнулся секретарь. 6. Часы на каланче отбивают четверти: «Был день – было дело! Дин (дон)». 7. Вам бы быть писателем, ей (ей)! 8. Вот (те) раз!

 

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.