· В 1957 г. в Нью-Йорке были изданы «Успаміны» бывшего посла и сенатора польского сейма в 20-е – 30-е гг. Василя Рагули, который подробно описал деятельность белорусских послов в сейме Речи Посполитой (подготовку и финансирование избирательных компаний, личные характеристики послов).
· В 1993 г. мемуары В. Рагули были переизданы в Минске.
· В 1976 г. в Торонто вышли мемуары Язепа Малецкого «Пад знакам пагоні. Успаміны», в которых описываются события по присоединению Западной Беларуси в 1939 г. и деятельность белорусского национального движения в годы Великой Отечественной войны. Находясь в 1939 г. в Вильно, Я. Малецкий описал массовые депортации, проводимые органами НКВД. В годы войны Малецкий входил в среднее звено руководителей коллаборантского движения. В мемуарах он дает интересные характеристики Р. Островскому, Ф. Акинчицу, И. Ермаченко. Малецкий негативно относился к советской власти. Партизаны для него — «бандиты», солдаты Красной Армии «азиатского происхождения».
Середина 1980-х – 2000 гг. Характеризуется падением государственной цензуры. Издаются неизданные мемуары
· Л. Гениуш «Споведзь» (название дал издатель М. Чернявский). Переиздаются мемуары белорусских эмигрантов Е. Калубовича, В. Рагули.
Появились и новые редакции ранее издававшихся мемуаров
· П.К. Пономаренко, А. Карпюка «Прощание с иллюзиями» (оба - Неман, 1992, № 3-4).
Появились мемуары о деятельности белорусских национальных организаций в послевоенные годы.
· Например, сборника "Гарт. З успамінаў пра Саюз Беларускіх Патрыётаў" (Глыбокае, Паставы. 1945-1947) 1997. Мемуары продолжают создаваться.
Успамiны савецкiх i партыйных кiраўнiкоў, дзеячоў культуры. Вусныя ўспамiны, прынцыпы iх збору, улiку i вывучэння.
У 1970-х гг. з'яўляюцца і іншыя накірункі ў мемуарнай літаратуры. Выходзяць у свет успаміны тых, хто не прымаў непасрэднага ўдзелу ў ваенных дзеяннях. Колькасць успамінаў партыйных і савецкіх кіраўнікоў такога кшталту на Беларусі была невялікай, паколькі пры падборы кіруючага складу строга выконвалі «партызанскі» прынцып. У шэрагу такіх мемуарных твораў нельга не адзначыць успаміны беларускага дыпламата К. В. Кісялёва.
· Киселев Записки советского дипломата. 12974 год
· Дарэчы, прыжыццёвае і пасмяротнае выданні (Кузьма Венядзіктавіч памёр 4 мая 1977 г.) істотна адрозніваюцца. Першае больш эмацыянальнае, непасрэднае па сваім змесце, тут шмат гумару (нават анекдоты). У другім – асноўная ўвага канцэнтруецца на «хібах капіталістычнага ладу», станоўчае ва ўбачаным і пачутым за мяжой амаль знікае. К. В. Кісялёў імкнецца быць дакладным у фактах, і ўсё ж многія з яго сведчанняў мэтазгодна (і вельмі карысна) спалучыць з вывучэннем дакументаў знешнепалітычнай дзейнасці БССР
· Впечатления и встречи. Киселев. 1980 год.
В 1970-е – 1980-е гг. появились мемуары руководителей Коммунистической партии Западной Беларуси и руководителей западных районов БССР, в которых описывались мероприятия по установлению советской власти. Они активно использовали архивные материалы, материалы периодической печати, переписку, вследствие чего эти мемуары приобретают характер научно-исследовательских трудов
· Рассвет над Нёманом. Мн., 1982 ,
· Орехво Н.С. Дела и люди КПЗБ. Воспоминания. Мн., 1983.
Еще одним направлением в мемуаристике были воспоминания деятелей культуры.
· В 1974 г. выходят мемуары Паулины Винцентовны Мяделки «Сцежкамi жыцця», в которых она рассказывала о национальном возрождении в Беларуси в 1917 – 1920-е гг., о встречах с Я. Купалой. В мемуарах чувствуются следы редакторской, государственной цензуры, когда после возвращения П.В. Мяделки в 1925 г. в БССР сведения о событиях становятся более лаконичными и менее эмоциональными.
Выходят основательные мемуары (в нескольких книгах) белорусского скульптора:
К 100-летию со дня рождения Я. Купалы, Я. Коласа и Т. Гартного (Д.Ф. Жилуновича) вышли сборники воспоминаний о них (
· Успаміны пра Янку Купалу. Мн., 1982;
· Успаміны пра Якуба Коласа. Мн., 1982;
· Успаміны пра Цішку Гартнага. Мн., 1984.
Некоторые мемуары, которые были написаны в это время, например, мемуары Л. Гениуш, так и остались неопубликованными. Их достоинство — отсутствие цензуры.