Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 19 ТЕРМОМЕТРИЯ. УХОД ПРИ ЛИХОРАДКЕ



Измерение температуры тела. Цель. Выявление пациентов с тем­пературой; наблюдение за течением заболевания.

Показания. Всем пациентам в стационаре температура тела из­меряется 2 раза в сутки: утром после сна с 7.00 до 9.00, вечером после тихого часа с 16.00 до 17.00. Здоровым людям измеряют температуру при плохом самочувствии с целью выявления забо­левания.

Оснащение. Максимальный медицинский термометр; темпера­турный лист; бумага для температурного списка; карандаш: про­стой или черный и красный; 2 % раствор хлорамина.

Техника выполнения. 1. Определяют показания ртутного столба максимального медицинского термометра и стряхивают ртутный столб до отметки ниже +35 °С.

2. Через белье пациента пальпируют область подмышечной впадины. Спрашивают больного, нет ли болезненности при паль­пации. Если была отмечена боль, осматривают область. Если есть внешние проявления воспаления (покраснение, отек), то выбира­ют другое место измерения. При пальпации пот впитывается в белье пациента, а подмышечная впадина высушивается.

3. Ставят термометр узким концом в подмышечную впадину, располагают руку пациента к туловищу так, чтобы резервуар с ртутью со всех сторон соприкасался с телом.

4. Оставляют термометр на 10 мин, попросив пациента лежать или сидеть спокойно. Детям или тяжелобольным необходимо под­держивать руку, приведенную к туловищу.

5. Через 10 мин извлекают термометр, снимают с него показания.

6. Фиксируют показания в общем температурном списке в виде цифровой записи и в температурном листе истории болезни гра­фически в виде ломаной линии, соединяющей последовательно отмеченные точки показаний утренней и вечерней температуры.

7. После использования термометр сразу же замачивают на 5 мин, полностью погрузив в 2 % раствор хлорамина в сосуде, дно которо­го выстлано марлей (Приказ Минздрава СССР от 4 августа 1983 г. № 9 1 6 «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпи-демическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)»). Затем термометр промывают проточной холодной водой, сушат и хранят сухим.



Примечания. У здорового человека температура колеблется от +36 до +37 "С. Физическая нагрузка, прием пищи, эмоциональное возбуждение могут привести к повышению температуры тела у здорового человека. Кроме подмышечной впадины температуру тела можно измерить в ротовой полости, паховой складе, прямой кишке (предварительно смазав термометр вазелином).

Работать с максимальными термометрами необходимо с осто­рожностью, проверять их на целостность, так как ртуть является экологически опасным веществом и при порче термометра выли­вается в окружающую среду.

При оформлении температурного листа рекомендуется по ли­нии 37 °С провести красную черту для наглядного определения у пациента периодов повышенной температуры.

Уход за лихорадящим пациентом. Таким пациентам необходим уход с учетом изменений температуры тела и состояния. Лихорад­ка — это повышение температуры тела, возникающее как актив­ная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители. В течении лихорадки различают зри периода.

1. Период повышения температуры тела. Теплопродукция пре­вышает теплоотдачу. Симптомами являются озноб, чувство холо­да, дрожь в мышцах, головная боль, ноющая боль во всем теле. Пациента укладывают в постель, укрывают одеялами, обкладыва­ют грелками, дают горячее питье: кофе, чай.

2. Период максимального подъема. Теплопродукция и теплоот­дача уравновешивают друг друга, по происходят на повышенном уровне. На этом этапе проявляются несколько симптомов. При ощущении жара убирают грелки, лишние одеяла. При усиленном потоотделении осуществляют уход за кожей: обтирают ее, меняют нательное и постельное белье, проводят профилактику пролеж­ней. При сухости во рту ухаживают за полостью рта, орошают ее 2 % раствором натрия гидрокарбоната, смазывают трещины на гу­бах вазелиновым маслом, кремом. Часто дают витаминизирован­ное питье (компоты, морсы). Если пациент истощен, его кормят дробно, пища жидкая и полужидкая, высококалорийная. В этот период возникает головная боль. При температуре +39...+40Т возможны нарушения сознания, бред, галлюцинации. Над голо­вой пациента вешают пузырь со льдом (привязывают к спинке кровати). Можно создать индивидуальный пост.

3. Период снижения температуры. Теплоотдача резко превыша­ет теплопродукцию. Снижение температуры происходит двумя путями.

К р и т и ч е с к о е с н и ж е н и е (кризис) — это резкое пони­жение температуры на несколько градусов в течение 1 ч. Кризис тяжело переносится пациентами (рис. 19.1, а). Критическое сни­жение проявляется слабостью, резкой бледностью, липким по-


Рис. 19.1. Температурные кривые: а — кризис; б — лизис

том, снижением АД, нитевидным пульсом. Медицинской сестре следует приподнять н о ж н о й к о н е ц кровати на 30 — 40 с м . убрать подушки из-под головы пациента, вызвать врача. Она должна об­ложить пациента грелками, дать крепкий горячий чай, укрыть одеялами, приготовить средства, повышающие АД и стимулиру­ющие работу сердца, провести уход за кожей.

При л и т и ч е с к о м с н и ж е н и и (лизисе) температура нор­мализуется в течение нескольких суток (рис. 19.1, б). Состояние пациента постепенно улучшается, он много спит, у него появля­ется аппетит. Для пациента создают покой. Постель должна быть удобной. Медицинская сестра меняет белье, ухаживает за кожей пациента, кормит в любое время.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.

2. Назовите основные способы измерения температуры тела.

3. Каковы способы обработки и правила хранения термометров?

4. Дайте определение лихорадке. от

5. Охарактеризуйте виды и периоды лихорадки.

6. Опишите содержание сестринской помощи в каждый период лихо­радки.

к ;> +

H-.'r ! ! . ! „ Г - Т В Г . Ь И лрщтжоц.»и агницу {% .



ГЛАВА 20 ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА


Рациональное питание является одним из важнейших условий правильного и эффективного ухода за пациентами и имеет непо­средственное лечебное значение. Диетология — учение о рацио­нальном мигании здорового и больного человека. Диета определяет режим питания, состав и количество пищи. Целью диетотерапии является восстановление обмена веществ, воздействие на болез­ненный процесс, исключение продуктов, вредно влияющих на органы-мишени.

Важнейшую роль играет режим питания пациентов, под кото­рым следует понимать соблюдение диетических предписаний (сто­лов), промежутков между отдельными приемами пищи. Имеют значение также объем порций, вкусовые и физические свойства пищи.

Не следует забывать о значении аппетита, чему способствует оформление блюд, сервировка стола и создание спокойной обста­новки во время приема пищи.

Выделяют 15 лечебных диет, предусматривающих щажение органов больных, ограничение вредных для пациента продуктов, замену одних продуктов другими для восстановления нарушен­ных функций или введение необходимых питательных веществ, недостающих организму пациента.

Старшие медицинские сестры на основании порционных спис­ков, поданных постовыми медицинскими сестрами, составляют порционные требования, которые направляются на пищеблок в начале рабочего дня (до 7.00). Руководствуясь этими требования­ми, кухня готовит пищу для пациентов и отпускает ее для отделе­ний.

Пациентов, находящихся на пол у постельном режиме, пригла­шают в столовую и раздают пищу в соответствии с назначенной им диетой.

Для раздачи пищи следует надеть специальный халат. Пациен­тов, находящихся на постельном режиме, кормит постовая меди­цинская сестра, разнося пищу по палатам.

Перед кормлением тяжелобольного необходимо:

1) дать ему закончить все лечебные процедуры и физиологи­ческие отправления;

2) убрать и проветрить палаты;


Рис. 20.1. Кормление тяжелобольных: а — с ложки; б — из поильника

3) помочь пациенту вымыть руки:

4) придать удобное положение;

5) шею и грудь закрыть клеенкой или салфеткой (полотенцем). Голову пациента приподнимают и правой рукой подносят

ко рту специальный поильник с жидкой пишей (или ложку) (рис. 20.1). Пищу следует давать не торопясь, небольшими пор­циями, чтобы пациент успевал ее проглотить. Вливать пищу на­сильно нельзя!

На носик поильника можно надеть прозрачную трубку (дли­ной 25 см), которую вводят в рот по спинке языка до его корня. После введения трубку сжимают пальцами, затем слегка подни­мают и наклоняют поильник, одновременно разжимая пальцы на долю секунды, чтобы в рот попала пиша в объеме одного глотка (не более 15 мл). Прозрачность трубки позволяет контролировать процесс.

Для лучшего усвоения пища должна быть вкусно приготовле­на, внешне красиво оформлена и нагрета до определенной темпе­ратуры:

• горячие блюда до +60 °С;

• холодные блюда до +10 °С.

Если пациент не может принимать пищу естественным путем, то по назначению врача медицинская сестра осуществляет ис­кусственное питание:

• через желудочный зонд;

• через операционный свищ желудка или кишечника;

• при помощи клизмы капельно;

• парентерально — подкожно;

• внутривенно — капельно.



 


 


Рис. 20.2. Кормление пациента через гастростому

Кормление через гастростому.Цель. Питание пациента при не­возможности естественного кормления через рот.

Показания. Операции на пищеводе, желудке; непроходимость пищевода; стеноз привратника; отек языка, глотки, гортани, пи­щевода; бессознательное состояние пациента; отказ от пищи.

Оснащение. Пуговичный зонд (или резиновая трубка с ворон­кой на конце); жидкая или полужидкая пища в объеме, назначен­ном врачом.

Техника выполнения. I. Пищу подогревают до+38 °С.

2. Вводят пуговичный зонд или резиновую трубку в отверстие в желудке через переднюю брюшную стенку.

3. Медленно вливают через воронку пищу. Держать воронку необходимо наклонно, чтобы в желудок не попал воздух (рис. 20.2).

4. После введения пищи вливают небольшое количество кипя­ченой воды для промывания зонда.

5. Снимают воронку, на зонд накладывают зажим.

Примечания. Иногда пациенту разрешают самостоятельно раз­жевать твердую пищу, затем ее разводят в стакане жидкостью и вливают через воронку. При таком варианте кормления сохраня­ются рефлекторное возбуждение желудочной секреции и вкусо­вые ощущения.

Кормление через зонд.Цель. Та же, что и при кормлении через гастростому.

Показания. Те же, что и при кормлении через гастростому.

Оснащение. Тонкий желудочный зонд (стерильный); стериль­ное вазелиновое масло или глицерин; воронка или шприц боль­шой емкости, который можно использовать в качестве воронки; жидкая пища в объеме 600 — 800 мл.


Рис. 20.3. Кормление через зонд

Техника выполнения. 1. Слепой конец зонда обрабатывают мас­лом или глицерином.

2. Придают голове пациента удобное возвышенное положение.

3. Зонд ввести через нижний носовой ход на длину 15 — 17 см.

4. Голову пациента слегка наклоняют вперед, открывают ему рот. В рот пациенту вводят 11 палец, нащупывают конец зонда и, слегка прижимая его к задней стенке глотки, другой рукой про­двигают зонд дальше до уровня желудка.

5. Проверяют расположение зонда: насаживают на его свобод­ный конец шприц и тянут на себя поршень. Если в шприц наса­сывается жидкость, то зонд в желудке, а если легко поступает воздух — то в трахее.

6. С помощью лейкопластыря зонд фиксируют к щеке (рис. 20.3).

 

7. Шприц снимают с зонда, извлекают из шприца поршень, цилиндр соединяют с зондом и вливают через цилиндр, как через воронку, питательный раствор.

8. После введения пищи зонд промывают кипяченой водой.

9. После извлечения зонда его следует обработать в соответ­ствии с ОСТ 42-21-2-85.

Парентеральное питание пациентов.Цель. Та же, что и при корм­лении через гастростому.

Показания. Те же, что и при кормлении через гастростому.

Оснащение. Стерильные 5 % раствор глюкозы, 0.9 % раствор на­трия хлорида или сложные солевые растворы (состав и количество определяет врач); система для капельного введения жидкостей; растворы антисептиков; стерильный перевязочный материал.

Техника выполнения. Техника введения жидкостей капельным способом описана в подразд. 16.2.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «диета» и «диетотерапия».

2. Какова техника кормления пациентов?

3. Назовите виды и особенности искусственного питания.

4. Опишите технику кормления больного через гастростому и зонд

5. Охарактеризуйте организацию и особенности кормления тяжело больных пациентов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.