Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 22. Рисуночные методики в психологической диагностике



 

Рисуночные тесты представляют собой широкую категорию методик, которая включает достаточно много форм относительно свободного самовыражения. В диагностической практике рисунки нередко являются единственным средством получения подробной информации об испытуемом. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические варианты рисунков (Е.С.Романова, 2001).

Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к первой четверти XX века. В 1913 г. Э.Торндайк предложил первую подробную классификацию рисунков и осветил подходы к их качественной оценке. 1921г. К.Бартом предложена количественная шкала оценки мужской фигуры (дети с 3-х до 14 лет). В 1926 Ф.Гудинаф разработала тест «Нарисуй человека», который использовался для оценки интеллектуальных особенностей детей. Начиная с 40-х годов, особое внимание уделяется психоаналитической интерпретации рисунков человеческой фигуры (К. Маховер), дерева (К.Кох) и изображения других символов.

К психологическим функциям рисунка относят: 1) функцию опосредования субъективных эмоциональных переживаний; 2) функцию передачи информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, так как в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта (О.Ф.Потемкина, Е.В.Потемкина, 2005).

Рассмотрим классификацию рисуночных методик, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

1. Свободные.

В спонтанных рисунках возможно максимальное проявление и раскрытие личности. В качестве вариантов свободных рисунков используют такие как «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами» и пр.

2. Тематические.

Данные методики предполагают тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.

2.1. Традиционные рисуночные методики представляют собой группу известных, популярных, апробированных тестов.

2.1.1. «Личностные» рисуночные тесты диагностируют индивидуальные особенности испытуемых. Примерами таких методик являются такие тесты-рисунки как «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево» (К.Кох), «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук), «Рисунок Несуществующего Животного», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).

2.1.2. «Семейные» рисуночные тесты выявляют особенности внутрисемейных отношений. К таким рисункам относятся «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, С.Х.Кауфман), «Семья в образах животных».

2.2. Нетрадиционные рисуночные методики не являются собственно тестами и применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.

2.2.1. В «символических» методиках находит сое отражение процесс личностных изменений. Так, в сказкотерапии успешно применяются рисунки «В кого бы меня заколдовал злой (добрый) волшебник», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».

2.2.2. В «Моделирующих» методиках воссоздается ситуация прошлого или будущего. Например, рисунки «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».

 

 

Семинарские занятия

 

Понятие проекции в современной психологии

 

1. Проекция как защитный механизм.

2. Концепция апперцептивного искажения Беллака.

3. Психические механизмы, задействованные в разрешении проективной ситуации.

Рекомендуемая литература:

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2004.

Проективная психология. – М., 2000.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2001.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

 

Практические занятия

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.