Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 13. Диагностика творческих способностей



 

В традиционной психометрике аналогом понятия «творческие способности» выступает понятие «креативность». Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей разработаны недостаточно. В широком смысле креативность можно определить как способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей, способность к созданию нового, отказываться от стереотипных способов мышления. Как отмечает Д.Б.Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Практически невозможно прогнозировать момент озарения и творческого решения, а также точно установить качество самого творческого продукта. Любая процедура диагностики предполагает некоторую регламентацию, в то время как творческие идеи возникают в нерегламентированных условиях и, зачастую, вне связи с целью конкретной познавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, 2002).

Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана с именами Л.Терстоуна и Дж.Гилфорда. Данные авторы рассматривали, преимущественно, когнитивные аспекты творчества.

По Дж.Гилфорду, креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, и в равной степени правильных решений относительно одной и той же ситуации. В качестве критериев креативности целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, стереотипных);

3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключиться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в необычном контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей).

Согласно теории Дж.Гилфорда, креативность является самостоятельным, независимым от интеллекта фактором. Точнее, между интеллектом и креативностью есть незначительная связь, которая не может интерпретироваться однозначно. Для объяснения выявленных корреляций Э.П.Торренсом была предложена «теория интеллектуального порога»: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность составляют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной. Иными словами, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (В.В.Дружинин, 1999).

Вместе с тем, существуют данные относительно большой роли личностных (эмоциональных, мотивационных) особенностей в развитии креативности. Различные исследователи выделили ряд личностных черт, отличающих креативов от некреативов. К таким чертам относятся самонадеянность, агрессивность, независимость, неконформность, склонность к риску. Д.Б.Богоявленская вводит понятие интеллектуальной активности – потребности в умственной деятельности, которая является интегративным показателем реализации интеллекта и творческих способностей человека и выступает как форма спонтанной, извне не стимулированной мыслительной деятельности субъекта по поводу порождения новых познавательных задач как личностного, так и собственно интеллектуального плана (Д.Б. Богоявленская, 2002).

Обобщая данные современных исследований, М.К.Акимова делает следующие выводы:

1. Существует связь между креативностью и творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства до конца не определена.

2. Нельзя с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном его понимании.

3. Пока не найдены надежные способы измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и получили название – Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности. В батарею входило 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность, 4 – на невербальную; время решения заданий – ограничено. Тесты были предназначены для старшеклассников и взрослых людей.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е.Торренса. В состав батареи входит 12 субтестов, сгруппированных в 3 серии: вербальную, изобразительную и звуковую. В адаптированном в России варианте присутствует только вербальные и изобразительные задания. Методика предназначена для диагностики креативности детей и взрослых. Показатели надежности и валидности выше, по сравнению с тестом Дж.Гилфорда. Однако, корреляции показателей по тесту Е.Торренса с реальными творческими достижениями невысоки. Позднее, Е.Торранс отмечал, что креативность необходимо оценивать на основании анализа продуктов деятельности (сочинений, картин и т.п.).

В отечественной психологии для измерения творческих способностей Д.Б. Богоявленской предложен метод «креативного поля». В качестве единицы измерения творческих способностей автор рассматривает понятие «интеллектуальная инициатива» как синтез интеллектуальной и мотивационной структуры личности, проявляющийся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого. Интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, в выходе за пределы задания. Принципы «креативного поля»: 1)отказ от внешнего побудителя и предотвращение оценочной стимуляции; 2)отсутствие «потолка» в исследовании объекта – неограниченное поле деятельности; 3)длительность эксперимента (Д.Б.Богоявленская, 2002).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.