Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

по многоугольнику и экспертному методу



Порядок анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику следующий:

1) устанавливается перечень показателей конкурентоспособности товара;

2) устанавливаются (выбираются) нормативные значения показателей конкурентоспособности товара;

3) устанавливается весомость показателей конкурентоспособности товара исходя из стоимости их достижения и важности в обеспечении конкурентоспособности;

4) выбирается и обрабатывается исходная информация о показателях конкурентоспособности товаров (приоритетного конкурента и анализируемого) в соответствии с рекомендациями, изложенными в п. 7.2.

5) строиться многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг — нормативы, увеличенные на 20% (на случай перевыполнения норматива), внутренние точки на радиальных лучах— приведенные значения показателей конкурентоспособности товара.

Приведенное значение показателя конкурентоспособности товара прив) определяется по формуле:

 
 

 


где Пi—нормативное или фактическое значение i-го показателя конкурентоспособности товара;

аi—весомость i-го показателя конкурентоспособности товара:

 

 
 

 

 


Исходные данные для оценки конкурентоспособности товара приведем в табл. 5.

Представив состав интегральных показателей конкурентоспособности товаров.

 

 

Таблица 5. Исходные данные по уровню конкурентоспособности товаров

Показатели конкурентоспособности товара Абсолютные значения показателей по:
нормативу конкуренту анализируемому образцу
1. Интегральный показатель качества товара за нормативный срок службы (10 лет), единица полезного эффекта —Пэ            
2. Цена товара, денежная единица—Ц
3. Интегральный показатель качества сервиса товара, доли единицы —Кс   1,0   0,95   0,90
4. затраты на эксплуатацию товара за 10 лет, денежная единица —Зэ      
5. Интегральный показатель качества управления по стадиям жизненного цикла товара и аспектам управления, доли единицы —Ку   1,0   0,90   0,80

 

Интегральный показатель качества товара (полезный эффект) определяется следующими типовыми показателями:

1) показатели назначения (производительность конвейера, производительность грузового автомобиля, эстетичность, удобство, функциональность обуви, физико-химические свойства молочных продуктов и т.д.);

2) показатели надежности— безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость;

3) показатели экологичности;

4) показатели эргономичности;

5) показатели эстетичности (дизайна);

6) показатели технологичности;

7) показатели стандартизации и унификации;

8) показатели патентной чистоты и патентоспособности;

9) показатели совместимости и взаимозаменяемости;

10) показатели безопасности (механическая, термическая, электрической, электромагнитной, химической, биологической, радиационной, пожарной, взрывоопасности);

11) сертификационными данными (когда и кем выдан, вид, срок действия).

Каждая группа товаров имеет свои группы конкретных показателей качества.

В большинстве учебников, учебных пособий и монографиях о качестве продукции (например, [6]) в состав показателей качества включены также показатели экономного использования сырья, материалов, энергии и трудовых ресурсов (трудоемкость) за жизненный цикл продукции. Мы доказываем неправомерность подробного подхода, так как элементы затрат составляют вторую (ресурсную) сторону товара, являющуюся одним из факторов его конкурентоспособности. Включение ресурсных показателей товара в состав показателей качества выводит из состава объектов управления ресурсоемкость товара вследствие чего ею системно никто не занимается и ресурсоемкость отечественных товаров за их жизненный цикл примерно в 3-4 раза выше, чем у лучших аналогичных мировых образцов. Дисциплина «Управление ресурсоемкостью товара» заслуживает такого же внимания, как и «Управление качеством». Оптимизацией затрат за жизненный цикл товара (элементы указаны в табл. 7.1.) практически никто не занимается.

Интегральный показатель качества сервиса товара у потребителей определяется следующими типовыми показателями:

1) имидж изготовителя;

2) юридическая надежность изготовителя;

3) финансовая надежность (устойчивость) изготовителя;

4) качество информации о товаре;

5) качество упаковки товара;

6) качество обслуживания торговой организации;

7) качество доставки и установки (монтажа) товара;

8) качество гарантийного обслуживания товара;

9) качество ремонта (восстановления) товара;

10) качество мониторинга и диагностики рыночного механизма и др.

Для построения многоугольника конкурентоспособности товара сначала увеличиваем значения нормативов на 20 % (тогда показатели, имеющие фактическое или плановое значение лучше норматива, будут находится внутри многоугольника). В этом случае увеличенное значение норматива интегрального показателя качества товаров будет равно 4200 (3500*1,2), Ц— 190, Кс—1,2, Зэ—2400, Ку—1,2. Эти значения будут на вершинах соответствующих радиальных лучей многоугольника (рис.13.). Далее на радиальных лучах заносим фактические значения показателей конкурентоспособности товара из табл. 6. (для упрощения в многоугольнике указаны показатели только конкурентов).

 


Рис.13. Многоугольники конкурентоспособности товаров

 

Анализ данных табл. 7.6. и рис 7.2. позволяет сделать следующие выводы:

1) конкурент опережает рыночные нормативы по ресурсным показателям (цена и затраты на эксплуатацию меньше, чем по нормативам), но отстает по всем качественным показателям;

2) анализируемый образец уступает нормативам и конкуренту по всем интегральным показателям (частные показатели здесь не анализируются);

3) многоугольник конкурентоспособности позволяет только наглядно представить, но не оценить положения конкурентов и организации–изготовителя по любым, установленным нами, показателям. Многоугольники можно строить по любой группе показателей и любой области, но только одного уровня иерархии. Например, ошибочно с точки зрения свойства иерархичности системного подхода строить многоугольник по следующей группе показателей: качество товара, его надежность, долговечность, цена, прибыль от продаж, так как качество и цена являются факторами (показателями) первого уровня факторов конкурентоспособности, надежность и прибыль — второго, долговечность — третьего.

 

Таблица 6. Оценка конкурентоспособности товаров с применением экспертного метода

 

Обозначение показателя (см табл. 7.6.) Весомость показателя Относительное значение показателя (колонка 3 или 4 из табл 7.6. делится на колонку 2)* Приведенное значение показателя (колонка 2 х 4(5) по товарам:
норматив конкурент анализируемый конкурент анализируемый
1. Пэ 0,35 1,0 1,03 0,86 0,360 0,301
2. Ц 0,20 1,0 1,07 0,94 0,214 0,188
3. Кс 0,10 1,0 0,95 0,90 0,085 0,090
4. Зэ 0,15 1,0 1,33 0,91 0,199 0,136
5. Ку 0,20 1,0 0,90 0,80 0,090 0,080
Сумма 1,00 0,958 0,795

 

* Если увеличение показателя превышает конкурентоспособность (например Пэ), то показатель конкурента (или анализируемого образца) делится на норматив. Если увеличение показателя снижает конкурентоспособность (например, Ц), то норматив делится на показатель конкурента (или анализируемого образца).

В литературе можно встретить рекомендации по использованию многоугольника для оценки конкурентоспособности товаров. Измерили площади многоугольников и оценили конкурентоспособность. Чем больше площадь, тем лучше, выше конкурентоспособность. Подобная ситуация возможна в двух случаях: 1) когда все факторы влияют на результативную функцию прямо пропорционально и 2) влияние всех факторов на функцию по силе одинаковое. В экономике подобное совпадение случаев исключено. В данном примере с повышением интегральных показателей качества конкурентоспособность товара повышается, а с увеличением ресурсных показателей, наоборот, падает. К тому же степень влияния (весомость) перечисленных показателей на конкурентоспособность разная; по нашей оценке, по Пэ она равна 0,35, Ц — 0,20, Кс — 0,10, Зэ — 0,15, Ку — 0,20.

К сожалению, подобный бессистемный подход применяется к анализу многих явлений в экономике, менеджменте (управлении), маркетинге. Каково качество управления — такова и жизнь. Как учимся — так и живем.

По данным, приведенным в табл. 5 конкурентоспособность товара можно определить только экспертным путем (табл. 6), на основе приведенных ранее коэффициентов весомости факторов.

Анализ данных табл. 6 показывает, что уровень конкурентоспособности товара конкурента не «дотягивает» до требований рынка (норматива) на 4,8 %, а анализируемого образца — на 20,5 %. Изготовителю анализируемого образца необходимо улучшать свою работу по всем направлениям, особенно по повышению качества управления (отставание от норматива на 20 %), качества товара (отставание на 15 %) и качества сервиса (на 10 %). Напоминаем, что основными показателями качества управления являются научная обоснованность управленческих решений (анализ экономических законов, применение научных подходов и принципов, методов и моделей), соблюдение законов организации и принципов управления, адаптивность, синергичность, организованность, влияние факторов времени (скорость, ускорение, продолжительность и др.).

Таким образом, представленные методики оценки конкурентоспособности товаров не исключают возможности использования иных методов. При этом важно учитывать специфику товара и существующие информационные ограничения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.