Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическое восприятие декора и рисунка ткани

Психологическое восприятие декора способно формировать иллюзии идентификации (ассоциации) и стилевой принадлежности костюма. Это необходимо учитывать при разработке линий одежды, когда, имея в арсенале ограниченное количество инженерных решений, можем изменять назначение одежды и её стилевые признаки.

ü Все геометрические рисунки – полосы, клетки и любые, регулярно повторяющиеся элементы – организуют, ритмически упорядочивают плоскость.

ü Полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному. Очень широкая полоса часто встречается на форме игроков командных видов спорта (футбол, регби). Полоса ассоциируется с прямотой, честностью, основательностью. Узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой: служащие (яркий пример упорядоченной деятельности) нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованный бланк.

ü Горизонтальная полоса даёт ощущение широты, спокойствия, стабильности. Сине-белые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта. Такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок.

ü Клетка, так же как и полоска, олицетворяет организованность, носящую, однако, менее формальный и коллективный характер. Ткани в клетку используются в одежде для индивидуальных видов спорта: гольфа, верховой езды, тенниса. Мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная ловля. Крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе: охотой, туризмом, сельским трудом. Не случайно главными приметами стиля кантри (англ. «деревенский») стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы.

ü Особый вид клетки – шотландка. В национальной одежде шотландцев клетка несла информацию о том, к какому клану принадлежит человек. В современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля с оттенком аристократизма.

ü Кривые линии – волнистые, изогнутые, спиралевидные и пр. – в противоположность прямым являются воплощением свободы и раскованности. Они ассоциируются с непостоянством, движением, легкомыслием. В них больше женского начала – творческого и интуитивного. Подобные рисунки наряду с цветочными присущи романтическому стилю.

ü Растительные и цветочные мотивы необыкновенно разнообразны – от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. «Деревенский» мелкий цветочек, равномерно распределённый по всей поверхности, – это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утончённое, изысканное, таинственное.

ü Рисунок, называемый «горох», являет собой соединение свободы и упорядоченности. В нём много игры, юмора, самоиронии. При этом, чем крупнее горох, тем сильнее производимый им эффект.

ü Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Замечено, что женщины, испытывающие тягу к земле (к сельскому хозяйству, например), предпочитают реалистические изображения. Любовь к стилизованным рисункам свидетельствует о развитом эстетическом вкусе и образном мышлении. Рисунки, имитирующие шкуры животных (леопарда, тигра, зебры и т. л.), напоминают одежду первобытных людей и символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию хищника. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля секси.

ü Использование символики – мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов – имеет такие же древние корни, как и сам костюм. Заложенный (закодированный) в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его забыта.

 


Приложение А

 

Классификатор зрительных иллюзий в костюме, предлагаемый Коробцевыми (сёстрами Сориными)

Изображение иллюзии Пример применения в одежде
Иллюзия Мюллера-Лайера Линия Б кажется длиннее линии А.    
Иллюзия переоценки вертикальных линий Оппеля и Кундта Вертикальная лини кажется больше, чем равная ей горизонтальная.    
Фигура Бенусси Линия ВС в случае А кажется длиннее, чем в случае Б.      

 

 

Иллюзия Цельнера Параллельные линии кажутся сходящимися и расходящимися при пересечении их секущими отрезками под углом.    
Иллюзия Геринга Параллельные линии кажутся выпуклыми или вогнутыми при пересечении их секущими отрезками под углом.    
Иллюзия Вундта Параллельные линии кажутся вогнутыми при пересечении их ромбами.  
Иллюзия контрастной оценки величины фигуры в зависимости от окружения Круг в окружении меньших по размеру кругов смотрится крупнее, чем равный ему круг, окружённый кругами большего размера.      
Иллюзия контрастной оценки величины угла Угол, окружённый большими углами, кажется меньшим, чем равный ему, находящийся между меньшими углами.    
Иллюзия контраста в оценке круга, вписанного в острый угол Круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется больше объективно равного ему и помещённого дальше от вершины и сторон угла.    
Иллюзия контраста фигуры на фоне Фигура на тёмном фоне кажется крупнее, чем аналогичная на светлом.      
Иллюзия подравнивания Круг, окружённый большим кругом, смотрится крупнее, чем равный ему, окружающий меньший.    
Иллюзия уподобления Шумана Наибольшим будет казаться расстояние между узкими полосами.    
Иллюзия подравнивания Ястрова Верхняя вогнутая линия кажется больше при соседстве с более длинной линией аналогичной конфигурации, чем при соседстве с более короткой.    
Иллюзия деформации прямой Липса При последовательном расположении кругов разного диаметра по касательной на параллельных прямых, возникает ощущение выгнутости или вогнутости конфигурации в целом.      
Иллюзия Поггендорфа Возникает ощущение смещения секущей линии при параллельных вертикальных.    
Иллюзия искажения фигуры Возникает ощущение искажения фигуры при штриховке её под определённым углом: под тупым – вытягивается, под острым – уплощается.  
Иллюзия маскировки фигуры фоном Часть фигуры, общая с фоном, зрительно как бы исчезает, сливаясь с ним.  
Иллюзия маскировки фигуры фоном    
Иллюзия маскировки фигуры фоном    
Иллюзия Орбисона Фигуры на поле радиальных и концентрических линий кажутся искажёнными, хотя объективно они правильной формы.    
Иллюзия глубины Гибсона Градиенты величины и плотности текстуры создают впечатление удалённости верхнего края.  
Иллюзия переоценки заполненного интервала Расстояние АВ смотрится больше расстояния ВС.    
Иллюзия увеличения фигуры Пространство, заполненное поперечными линиями, смотрится уже и выше, а при заполнении вертикальными линиями – шире.    
Иллюзия недооценки разделённых промежутков Фигура, разделенная вертикальной полосой, смотрится уже, чем разделённая горизонтальной, которая кажется больше.    
Иллюзия Стори При делении фигуры на плавно увеличивающиеся или уменьшающиеся промежутки, возникает ощущение большей высоты фигуры, чем в случае дробления сложным соотношением промежутков.    
Иллюзия переоценки круга Круг, вписанный в угол, смотрится больше, чем такой же круг, заключённый между двумя параллельными прямыми.    
Иллюзия незамкнутого контура Бурдона Фигуры с незамкнутым контуром любой конфигурации и площади смотрятся больше аналогичных им фигур с замкнутым контуром.    
Иллюзия Шумана Прямоугольник, заключённый в вертикальные линии, смотрится короче, чем равный ему и находящийся между двумя горизонтальными прямоугольниками.    
Иллюзия Коффки Фигура А воспринимается как одна фигура, разделённая внутренней линией, а фигура Б воспринимается как соединение двух самостоятельных фигур боковой стороной.    
Иллюзия железнодорожных путей Линии, расположенные в более узкой части пространства, заключённого между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя они одинаковы.    

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.