Оптические иллюзии изучали и использовали еще в древности. Их применением в моделировании одежды активно занимались в начале XX в.
Являясь предметом личного пользования, одежда должна отвечать не только утилитарно-практическим требованиям, но и эстетическим. Одежда как объект дизайна должна составлять единое гармоничное целое с фигурой и обликом человека, подчеркивать его природную красоту и скрывать недостатки фигуры.
а. б. в. г. д.
а. – Расширенная зона плеч (верхний тип) б. – Расширенная зона бёдер (нижний тип)
в. – Расширенная зона талии (средний тип) г. – Обуженная зона талии
Рисунок - Виды искажения формы
Глаз человека воспринимает фигуру равновесно (гармонично) в случае, если она идентифицируется с эталоном – идеальной фигурой. Параметры фигуры-эталона определяются как 90-60-90, рост – 175см; форма – прямоугольник. Все остальные типы фигур воспринимаются, как фигуры с отклонением (искажением).
Для того чтобы визуально приблизить фигуру к эталону, применяют механизм зрительных иллюзий. Суть его заключается в том, что с помощью визуального моделирования – наращивания или срезания – добиваются приближения формы фигуры к эталону-прямоугольнику. «Моделирование» фигуры осуществляется с помощью «зрительного обмана» в костюме.
Иллюзии (от лат. Illusio – обман) – искажённое восприятие действительности, обман восприятия. Гармоническим сочетанием отрезков, фигур, фактур и цветов мы называем такое, которое воспринимается с минимальной затратой со стороны зрительного аппарата.
Оптические иллюзии могут быть обусловлены различными причинами, но подавляющее большинство их возникает из-за несовершенства глаза. Например, недостаточной его аккомодации. Другой причиной является психологический фактор, когда мозг неуверенно объясняет явления внешнего мира. Третья причина – особенности мускульных усилий глаз, при которых возникает значительное увеличение мышечного усилия при повороте глаз в вертикальной плоскости сравнительно с поворотом глаз на аналогичную величину в горизонтальной плоскости.
В костюме иллюзии возникают в основном за счет силуэтной формы, различных сочетаний форм, характера членения одежды на составные части (фасонных линий одежды), рисунка ткани, цвета, декоративной отделки. Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.
Различают следующие виды оптических иллюзий: иллюзия восприятия формы, иллюзия восприятия линий и иллюзия цвета.