Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей



 

В Российской Федерации как в государстве-участнице Организации Объединенных Наций действуют «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятые 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В этом документе отмечается, что потребители находятся в неравном положении с точки зрения экономических условий, уровня образования и покупательской способности, поэтому одна из целей стран-участниц – содействие в установлении и дальнейшем обеспечении защиты своего населения как потребителей [1].

Российская Федерация с 24 февраля 1996 года является членом Совета Европы, для которого в силу Устава Совета Европы обязательна резолюция 25-й консультативной ассамблеи Европейского Союза № 543 от 1973 года «Хартия защиты прав потребителей». Хартия закрепляет право на возмещение любого ущерба или потери от поставки товаров или услуг, если они являлись результатом неверного описания, низкого качества товара или услуг [2].

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд [3].

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Судебная защита также закреплена ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]. Судебной защите подлежат права, определенные в ГК РФ, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право. Нарушение права связано с лишением его обладателя возможности осуществить, реализовать свое право полностью или частично. Такое состояние может быть вызвано неисполнением контрагентом своей обязанности, причинением управомоченному лицу материального или морального ущерба, лишением его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться вещью и иными подобными действиями. Оспоренное право еще не нарушено, но возникла неопределенность в праве, вызванная поведением другого лица по отношению к управомоченному. Если, например, оспаривается наличие или отсутствие договора между сторонами, наличие или отсутствие права собственности или иного вещного права, заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием признать наличие или отсутствие между ним и ответчиком правоотношения либо принадлежность ему вещи на праве собственности (ином вещном праве).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
от 7 февраля 1992 года № 2300-1 охватывает широкую область отношений, участником которых является гражданин [5]. Закон предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Статья 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

В преамбуле Закона определяется сфера правоотношений, подпадающая под регулирование потребительского законодательства. Это отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), - с другой. В законе устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а так же определяется механизм реализации этих прав.

Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются:

- граждане Российской Федерации,

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- прокурор;

- федеральный орган исполнительной власти,

- уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и его территориальные органы,

- а также иные органы в случаях, установленных законом (далее - уполномоченные органы);

- органы местного самоуправления;

- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.

Иск может быть предъявлен в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [6].

По общему правилу предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона).

Тем не менее, выбор суда зависит не только от усмотрения потребителя, но и от некоторых других обстоятельств: содержания нарушенного права, время нарушения (в период гарантийного срока или после), лица, несущего ответственность в конкретных обстоятельствах.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса [7].

В частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. На практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки)[8].

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.

Общий срок исковой давности для обращения в суд, согласно ст. 196 ГК РФ, установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований на основании ст. 197 ГК РФ.

От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.

Вопросы подведомственности и подсудности дел о защите прав потребителей регулируется нормами Закона и Гражданским процессуальным кодекс РФ. Так суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей [9]. Остальные дела рассматривает мировой суд, но это при цене иска, не превышающей 50000 руб., рассматриваются мировыми судьями(подп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК РФ).
Однако, если одновременно с имущественными требованиями потребитель заявляеттребования о возмещении вреда,причиненного жизни и здоровью недостатками товара (работы, услуги), или компенсации причиненного ему морального вреда, всетребования становятся подсудными районному суду.

Судья, решая вопрос о принятии заявления, должен проверить, подведомственно и подсудно ли заявленное требование суду.

Подготовка к судебному разбирательству гражданских дел по искам о защите прав потребителей осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных статьями 147-153 ГПК РФ, а также с учетом особенностей отдельных категорий дел. При этом необходимо учитывать как общие, так и специальные нормативные положения, содержащиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей», положения иных нормативных (законных и подзаконных) актов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование отношений в области защиты прав потребителей [10].

Осуществляя деятельность по подготовке дел данной категории к судебному разбирательству, следует руководствоваться также разъяснениями Верховного Суда РФ.

За 2011 год и первое полугодие 2012 в Себежский районный суд и к мировому судье Себежского района по гражданским делам «О защите прав потребителей» поступило 7 исков, рассмотрено по существу с вынесением решений 7 исков, удовлетворено 7 исков на сумму 2945700 руб., отказов в удовлетворении исковых требований не было, производство по указанным делам не прекращалось. В том числе в Себежский районный суд Псковской области поступило в 2011 году 3 исковых заявления, из них рассмотрены и удовлетворены все иски на сумму 863223 руб.

Мировому судье поступило 2 заявления, которые были рассмотрены и требования удовлетворены, на сумму 41765 руб.

За шесть месяцев первого полугодия 2012 года в Себежский районный суд исковых заявлений по делам о защите прав потребителей не поступало.

Мировому судье поступило 2 иска, разрешено 2 иска на сумму 40712 рублей.

Из приведенной выше статистики видно, что большая часть споров, возникающих на основании Закона о защите прав потребителей, разрешается в досудебном порядке, т.е. при предъявлении претензий в магазин. В случае законодательного закрепления в законе обязательного досудебного порядка еще больше снизит количество обращений в суд.

Исходя из количества дел видно, что обращения за судебной защитой осуществляется потребителями в основном при высокой цене иска. И не стоит забывать, что огромное количество споров не разрешаются в виду правовой неграмотности населения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.