Другой интересный акселерометр использует в качестве инерционной массы — газ. Такой акселерометр разработан MEMSIC Corporation (www.memsic.com). Он изготовлен на КМОП кристалле и является двухосевым измерителем ускорений. Принцип действия такого устройства основан на передаче тепла методом принудительной конвекции. Как указывалось в главе 3, тепло может передаваться тремя способами: за счет теплопроводности, конвекцией и излучением. Конвекция может быть естественной (обусловленной силой гравитации) и принудительной (для которой требуется применение внешних устройств, например, вентилятора). В акселерометрах с нагреваемым газом (АНГ) источником такой внешней силы является ускорение. Такие датчики определяют внутренние изменения в процессах теплопередачи в замкнутом объеме газа. АНГ функционально эквивалентны традиционным акселерометрам с инерционной массой. В данном случае в роли инерционной массы
выступает неравномерно нагретый газ. Такая инерционная масса обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной твердотельной массой. Главным достоинством является высокий уровень допустимых перегрузок (до 50 000g), что значительно повышает их надежность.
Датчик состоит из пластины, примыкающей к герметичной полости, заполненной газом. В пластине вытравлено углубление. В центре кремниевой пластины над углублением подвешен нагреватель (рис. 8.8). На пластине установлены четыре датчика температуры: термоэлементы из алюминия и поликремния (ТЭ). ТЭ расположены на одинаковом расстоянии с четырех сторон от нагревателя (две оси). Отметим, что ТЭ определяют только градиент температур, поэтому левый и правый ТЭ можно считать одним ТЭ, где левая часть соответствует холодному спаю, а правая — горячему (см. раздел 16.2 главы 16, где описан принцип действия термопар). В данном случае ТЭ используются вместо термопар с единственной целью: увеличить электрический выходной сигнал. Другая пара ТЭ применяется для определения градиента температур вдоль оси у.
углубление
(А)
(Б)
Рис. 8.8.А — поперечное сечение АНГ вдоль оси х. Нагретый газ располагается симметрично вокруг нагревателя, Б — ускорение заставляет нагретый газ смещаться вправо, что приводит к перепаду температур
При нулевом ускорении распределение температуры внутри полости с газом симметрично относительно источника тепла, поэтому все четыре ТЭ детектируют одинаковую температуру, что приводит к нулевому выходному напряжению в каждой паре чувствительных элементов. Нагреватель разогревается до температуры выше температуры окружающей среды (обычно около 200°С). На рис. 8.8А показаны два ТЭ, измеряющих градиент температуры вдоль оси х. Из рисунка видно, что наибольшая температура газа наблюдается рядом с нагревателем, и она довольно резко падает ближе к краям, где
расположены ТЭ. Когда на газ не действуют никакие силы, температура имеет конусообразное распределение вокруг нагревателя, при этом температура левого ТЭ Т1равна температуре Т2правого ТЭ. Ускорение акселерометра в любом из направлений из-за конвекционной теплопередачи изменит температурный профиль, который станет несимметричным. На рис. 8.8Б показано, как изменится температурный профиль при ускорении а, направление которого указано стрелкой. Под действием ускорения теплые молекулы газа смещаются к правому ТЭ, передавая ему часть своей энергии. В результате этого температуры, а, следовательно, и выходные напряжения правого и левого ТЭ перестанут быть равными (Т1 < Т2). Разница температур AT, а значит, и напряжение между выходами ТЭ прямо пропорциональна ускорению. В данной конструкции существует два идентичных измерительных канала, позволяющих определять ускорение вдоль оси х и оси у.
АНГ способны измерять ускорения в диапазоне +l...+100g. Такие акселерометры могут определять и динамическое ускорение (например, вибрации), и статическое ускорение (например, ускорение свободного падения). Аналоговые выходные напряжения снимаются с чипа как в абсолютном, так и в относительном виде. Абсолютное выходное напряжение не зависит от приложенного напряжения, а относительное — пропорционально ему. Типичный шумовой порог для АНГ ниже 10-3g/Гц, что позволяет на очень низких частотах измерять субмиллиметровые сигналы ускорения. Быстродействие датчика, т.е. его способность детектировать быстрые изменения ускорения, зависит от его конструкции. 3-дБ спад частотной характеристики для типового АНГ происходит на частоте около 30 Гц. Этот диапазон может быть расширен до 160 Гц с применением компенсационных схем.
Следует отметить, что чувствительность выходного сигнала АНГ меняется при изменении окружающей температуры (рис. 8.9). Для компенсации этого изменения в чип акселерометра встраивается температурный датчик (резистивный детектор температуры или кремниевый переход).
температура (°С)
Рис. 8.9. Чувствительность теплового акселерометра к окружающей температуре
Гироскопы
Гироскоп является самым популярным навигационным датчиком (пожалуй, он уступает первенство только компасу). Во многих ситуациях, когда геомагнитное поле либо отсутствует (как в космосе), либо по каким-либо причинам сильно нарушено, гироскоп является необходимым устройством для определения положения транспортных средств. Гироскоп в переводе означает «хранитель направления», также как маятник в часах является «хранителем времени». Принцип действия гироскопов основан на фундаментальном законе сохранения угловых моментов: «В произвольной замкнутой системе (в которой отсутствуют внешние силы) сумма угловых моментов всех ее частей относительно любой неподвижной точки пространства всегда остается постоянной»
Роторный гироскоп
Механический гироскоп состоит из массивного диска, свободно поворачивающегося вокруг основной оси вращения (рис. 8.10), которая удерживается рамкой, способной вращаться относительно одной или двух осей. Таким образом, в зависимости от количества осей вращения гироскопы имеют одну или две степени свободы. Следует отметить, что:
1. Основная ось вращения свободного гироскопа не будет менять свое простран ственное положение, при отсутствии внешних сил, действующих не нее
2. При соответствующем изготовлении крутящий момент гироскопа (его вы ходной сигнал) пропорционален его угловой скорости движения вокруг оси, перпендикулярной основной оси вращения.
При свободном вращении диска (ротора) он всегда стремится сохранить свое осевое положение. Если платформа гироскопа вращается вокруг входной оси, у гироскопа появляется крутящий момент относительно перпендикулярной (выходной) оси, заставляющий основную ось вращения поворачиваться вокруг выходной оси. Это явление называется прецессией гироскопа. Его можно объяснить при помощи закона Ньютона для вращательного движения: Производная во времени от углового момента количества движения относительно любой заданной оси равна сумме моментов всех сил механической системы, приложенных к данной оси. Это означает, что когда к входной оси приложен момент T и скорость w диска поддерживается постоянной, угловой момент ротора может быть изменен только путем поворота проекции оси вращения относительно входной оси. В этом случае скорость движения оси вращения относительно выходной оси будет пропорциональна приложенному моменту:
(8.14)
где W— угловая скорость вращения вокруг выходной оси, а I — момент инерции ротора гироскопа относительно оси вращения. Для определения направления прецессии можно воспользоваться следующим правилом: Прецессия всегда имеет направление, при котором направления вращения ротора и приложенного механического момента совпадают.
Точность механических гироскопов сильно зависит от воздействия внешних нежелательных сил, вызывающих дополнительные моменты вращения, что приводит
ось вращения
платформа
входная ось
выходная ось
прецессия
приложенный момент
Рис. 8.10.Механический гироскоп с одной степенью свободы
к дрейфу характеристик. Источниками возникновения этих сил являются: трение, несбалансированность ротора, магнитные поля и т.д. Для уменьшения сил трения стремятся избавиться от подвесной системы крепления, для чего ротор и управляющий двигатель иногда помещают в вязкую жидкость, обладающую высокой плотностью, например, во фторуглеводород. В этом методе требуется строго контролировать температуру жидкости. К тому же такое устройство становится повышенно подверженным старению. Другой способ уменьшения трения — использование, так называемой, газовой опоры, это когда ось ротора удерживается газом под высоким давлением. В качестве газа может использоваться гелий, водород или просто воздух. Еще более интересным решением является поддержка ротора в вакууме при помощи электрического поля (речь идет об электростатических гироскопах). Существуют также магнитные гироскопы, в которых ротор удерживается магнитным полем. При изготовлении такие устройства охлаждаются криогенным способом до температур, при которых ротор становится сверхпроводящим. После чего при помощи внешнего магнитного поля внутри ротора формируется достаточно сильное противодействующее поле, позволяющее ротору свободно вращаться в вакууме. Такие магнитные гироскопы часто называются криогенными.