Когда ученик сознательно или полуосознанно начинает менять текущий курс своей жизни, он вскоре обнаруживает, что это, в принципе, лучшее из всего, что он предпринял за последние годы. И хотя он чувствует, что пошел верным курсом, однако полностью понимает он это только через много-много лет, поскольку все это время личность всячески мешает ему прийти к подлинному пониманию происходящего и упрямится, не желая в столь короткий срок полностью менять прежние ориентиры. Но рано или поздно страх перед новым и неизвестным исчезает, и личность с удивлением обнаруживает, что новая жизнь фактически гораздо лучше и приятней, чем старая.
Болезнь подчас затрудняет процесс достижения истинного понимания, однако если в ходе болезни ученик понимает, что это помогло ему по-новому взглянуть на жизнь или подвело к более глубокому постижению сути происходящего, невозможному при других обстоятельствах, то, как правило, течение болезни резко меняется: по мере углубления понимания она либо тихо и незаметно сходит на нет, либо остается (если это оплата старого кармического долга), но отношение и подход к ней у ученика существенно меняются. Не исключено, что ученик вдруг увидит, что болезнь, ограничивая физическую сферу его жизнедеятельности, тем самым открывает перед ним другие стороны, сферы и грани жизни, на которые он в противном случае никогда бы не обратил внимания.
Положительной стороной болезней является то, что, как только мы понимаем смысл болезни и извлекаем из этого необходимый урок, наше к ней отношение резко меняется. Вместо того чтобы проклинать Бога, или Провидение (которых мы в этом случае выбираем на роль «козлов отпущения»), мы заглядываем внутрь самих себя, потому что интуитивно чувствуем свою ответственность за происходящее и знаем, что этот урок дается именно нам. Когда мы достигнем этой стадии самоосознания, мы увидим мир новыми глазами.
Понимание может прийти к вам в форме осознания того, например, факта, что ваша задача на данный момент – стойко и мужественно перенести данную болезнь. Всегда, когда мы внутренне сознаем, что идем к своему призванию верным курсом, мы чувствуем себя состоявшимися и счастливыми людьми, и этого счастья не может омрачить даже тяжелая болезнь, так как мы знаем, что живем в соответствии с тем предначертанием, которое мы по воле души должны осуществить.
Когда мы чувствуем себя ответственными за свою жизнь и живем в гармонии с тем предначертанием, к которому нас ведет душа, тогда все наши жизненные системы функционируют столь слаженно и идеально, насколько это вообще мыслимо на данной стадии нашего развития. Собственно, именно этому и должны учиться в жизни все люди.
Глава 33
СЛУЖЕНИЕ МИРУ
Служение миру – это долг, осознание которого происходит, когда в человеке просыпается желание служить миру. Это долг приятный, радостный, который он с готовностью принимает, так как теперь, когда он проснулся к сознательной жизни, ему радостно сознавать, что отныне и он может вносить свой вклад в великую созидательную работу, проводимую единым духовным братством служителей мира. Здесь ценится даже самый малый, незначительный вклад, поэтому каждая позитивная мысль, каждое позитивное чувство, каждый позитивный поступок – это тоже ценный вклад в великое братство и содружество всех людей доброй воли, которые повсюду на Земле, во всех ее уголках, творят колоссальную светоносную мыслеформу, которая, подобно воздушной сфере, охватывает всю Землю и питает ее позитивными, светлыми энергиями.
Очень важно, чтобы каждый ученик, будь он новичок или посвященный, знал, что и он тоже может вносить немалый вклад в эту титаническую работу. Человек вступает на путь ученичества тогда, когда желание жертвовать собой и служить миру и человечеству становится важнейшей доминантой его жизни. Здесь важно понимать, что такие качества, как любовь, жертвенность и готовность прийти на помощь, необходимы не только в повседневной деятельности, но и в деятельности более глобального плана, напрямую связанной с оказанием постоянно растущей помощи всему человечеству и планете в целом.
Жизнь любого из посвященных – это непрерывный вклад в это святое дело. Для посвященного давно стало истиной то, что такая помощь действенна, полезна и неизмеримо важна. Но для юного, неопытного ученика все еще остается загадкой, каким образом он может быть полезен в деятельности столь глобального масштаба. Ему еще не хватает того запаса эзотерического знания, которое может открыть ему простую, но оттого не менее фантастическую оккультную истину, что великое множество отдельных позитивных мыслей и чувств, связанных пожеланием мира, добра и блага всему человечеству, сливаются в огромной величины мыслеформу, и эта колоссальная мыслеформа осветляет, возвышает и обогащает все человечество, которое своими страшными негативными мыслеформами, связанными с войной и разрушением, уже давно поставило под угрозу полного уничтожения саму планету и свое существование на ней.
Чем активнее люди доброй воли во всех уголках земли будут объединять свои светлые, позитивные энергии, тем быстрее повсюду на земле возобладают жизнеутверждающие факторы, которые и приведут к окончательной победе сил Света. Чем ближе свет, тем он ярче, а самый яркий и ослепительный свет ждет нас в конце. Однако глаза должны быть открыты постоянно, и постоянно нужно помнить о великих ратях Князей Тьмы, которые улавливают и накапливают такие запасы негативных, черных мыслеформ, что это может представлять серьезную опасность для дальнейшего существования человечества на одной из священных планет.
Всем людям, идущим стезей света, полезно знать, что польза от всех позитивных накоплений в действительности во много и много раз больше, чем они привыкли думать. Поэтому Иерархия денно и нощно заботится о том, чтобы поддерживать и питать все доброе, истинное, правдивое, особенно любовь и готовность служить людям; при этом, однако, люди, составляющие авангардную, или верхнюю, часть пирамиды человечества, должны постоянно помнить о том, что любая инициатива сближения или содружества должна всегда исходить не от нас, а от самого человечества. Любая мирная инициатива, выдвигаемая мировыми державами или народами, как и любое проявление доброй воли, должна в первую очередь идти снизу, а не сверху. Когда эти воля и желание мира будут достаточно сильны, они неизбежно проявятся на физическом плане и станут законом.
Поэтому каждый ученик, действительно претендующий на звание Ученика, должен посвятить несколько лет своей жизни этой благородной работе в защиту мира и планеты. Эта работа, строящаяся сегодня по принципу треугольников и осуществляющаяся по всей земле, является самым ярким примером создания той глобальной, всепланетной сети, которой все добровольные помощники и служители мира любовно окружили нашу планету и которая под влиянием их неустанных мыслей и забот о мире, единстве, всеобщности, всечеловеческом братстве и сотрудничестве, вопреки всем государственным границам и препонам, окружает Землю магическим защитным кольцом. Эта светлая жизнесозидающая сила медленно, но верно втягивает и растворяет все негативные мыслеформы, которыми люди столетие за столетием насыщали духовную атмосферу Земли.
Работать над своими желаниями, мыслями, чувствами, поступками, преобразуя их на позитивный лад, ученик должен не только в одиночку, но и в группах по три (иногда больше) человека. Эта работа по принципу треугольников, особенно если она оживотворяется позитивной, целенаправленной, сознательной деятельностью, оказывает поистине магический эффект, действие которого прослеживается во всех сферах жизни; но наивысшей кульминации достигает тогда, когда ученики координируют свою деятельность на принципах белой магии. Если подобная эзотерическая группа действует слаженно и сообща – независимо от того, какую работу она выполняет: физическую или ментальную, – она может добиться фантастических результатов на службе белой магии.
К этой работе должны подключиться все эзотерические группы. Вы все нужны нам, все, кто считает себя помощниками и служителями мира; и если бы только вы смогли прекратить все эти бессмысленные раздоры, склоки, распри и борьбу, раздирающие вас изнутри, направив вместо этого все растрачиваемые впустую энергии на позитивную, созидательную работу, это бы принесло делу всепланетного сотрудничества колоссальную пользу. Всепланетное сотрудничество – вот девиз наступающей новой эпохи, эпохи Водолея. Запомните это! И включайтесь в работу!
Даже высокоразвитый, продвинутый ученик, далеко ушедший по пути посвящения, очень много энергии тратит на преодоление своих собственных трудностей и проблем, и это, в общем-то, неизбежно, и ничего плохого в этом нет. Однако очень часто он проявляет завидное упорство в повторении одних и тех же ошибок и заблуждений, и об этом остается только искренне сожалеть, поскольку все те энергии, которые он помногу раз тратит на преодоление старых привычек и защитных механизмов, сформированных его личностью, могли бы с гораздо большей пользой быть направлены на осуществление крайне важной работы на благо человечества и всех других царств природы.
Мы, Иерархи, часто думаем о том, что если бы хоть половина всех тех энергий, которые каждый ученик в настоящее время тратит на преодоление и подавление своих собственных негативных тенденций, была отдана на проведение позитивной работы в масштабах всей планеты, то Земля и все человечество в целом только выиграли бы от этого, так как все жизнеутверждающее, позитивное развитие, ныне совершающееся столь медленно, пошло бы гигантскими темпами, с невиданной быстротой, поскольку вся та энергия, которая ныне расходуется попусту, притекла бы внезапно и мощно и в десятки раз усилила нынешний духовный потенциал Земли.
Да и самому ученику удалось бы значительно ускорить свое собственное духовное развитие, поскольку все его негативные установки вскоре бы сошли на нет по причине энергетического голода, а все его тела утончились бы и усовершенствовались, так как все его благородные чувства и мысли были бы значительно активизированы. Несомненно, все это содействовало бы более мощному, ускоренному развитию и духовному росту самого ученика. Каждая мысль суть энергия. Где, куда и ради чего используют ученики эти свои энергии? Чтобы поддерживать свою агрессивность? Или чтобы пестовать свое раздражение? Или чтобы продлить сроки жизни своего собственного негативизма и оправдывать свою безответственность?
Чем больше энергий вкладывается в эти неприятные качества, тем больше те вырастают и закрепляются, а ведь этого ученики хотели как раз меньше всего. Если же они будут вкладывать все эти энергии в планетарную работу по упрочению мира, если они будут направлять их на эзотерическую работу в группах, на акты доброй воли, на развитие деятельности по принципу треугольников или на универсальное служение во имя человечества, то в этом случае вся их душевная ориентация, все их позитивные тенденции и качества будут значительно активизированы и будут питать их волю и стремление работать во имя целого.
Самолюбивые, ограниченные, негативные чувства и мысли не способствуют ничему иному, как только развитию столь же ограниченного, самолюбивого, сосредоточенного на себе человека-эгоцентриста, раба своей собственной личности. И наоборот, глобальные, высокие, позитивные чувства и мысли всегда и во всем способствуют процессу раскрытия целого как в общемировом, так и в индивидуальном плане. Подумайте над этим. То, что в первую очередь необходимо каждому ученику, – это единство и солидарность, а не разъединение и сепаратизм. Миру нужен ключ к решению проблемы целого во всех областях жизни: политической, экономической, культурной и так далее, нужен для того, чтобы все нации и народности смогли стать интегральными частями единого человечества. Когда эта цель станет всеобщей, древний как мир разрушительный сепаратизм начнет наконец постепенно отходить в небытие – как некая изначально злая, авторитарно-личностная и узко-национальная система, каковой она, собственно, и остается до нынешнего времени, не содействуя ничему иному, кроме вражды, раскола и войны за передел и обособление.
Давайте же направим все силы на то, чтобы наша Земля, наша планета продолжала и дальше стремиться вперед по звездным орбитам космического пути посвящения и чтобы все люди доброй воли на планете помогали ей в этом грандиозном процессе, ускоряя момент прихода того космического посвящения, на пороге которого она находится. Пусть же каждый ученик, сознающий себя служителем мира, поймет это и внесет свой посильный вклад в наступление новой, светлой эры в истории Земли и всего человечества. В этом суть целого, в этом суть сотрудничества, которые взаимосвязаны между собой гораздо теснее, чем это принято думать. Воистину, в жизни нет задачи более важной, чем служение миру.
Глава 34
АСТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕКЛАДЫВАНИЯ СВОЕЙ ВИНЫ
НА ДРУГИХ
Тот астральный процесс очищения, которому подвергается ученик незадолго до Второго посвящения, может оказаться чрезвычайно трудным процессом. Многие из чувственных проявлений, некогда подавленных и вытесненных в подсознание, могут проявляться вновь и вновь (нередко это вытеснение происходит в самом юном возрасте), и каждое их проявление может сопровождаться явлениями психоза, которые могут пугать окружающих. Поскольку все эти состояния должны быть проанализированы, разобраны и поняты на астральном этапе очищения, то именно эта фаза и оказывается такой напряженной и интенсивной. Внешне, то есть физически, ученик вроде бы будет оставаться самим собой, однако его поведение будет напоминать поведение психически неуравновешенного ребенка, несчастного, капризного, своенравного, одержимого болезненной манией навязывать всем свою волю.
На этой стадии вершина горы кажется очень далекой и недосягаемой, поскольку ученик находится в нижних внутренних гротах, где ощущение сопричастия и единства с горой полностью теряется. В этот момент канал с душой совершенно бездействует, ментальные функции расстроены и действуют из рук вон плохо, а чувства становятся неуравновешенными и капризным, как у ребенка, хотя чисто физически он развивается и чувствует себя нормально.
По завершении длительного, тяжелого и изнурительного периода испытаний ученик настолько утомлен и измотан, что (практически не отдавая себе в том отчета) начинает скатываться все ниже и ниже, в скользкие, душные, покрытые слизью пещеры своего подсознания, психически скатываясь к подростковым шаблонам реагирования. В этой фазе физико-ментальный аппарат действует вполне удовлетворительно, зато чувственно-эмоциональный совершенно бездействует, словно зачарованный затейливой сменой наваждений.
На этой стадии так называемые «заклинивания» весьма часты, и поводом для них может послужить любое эгоистическое желание – например стремление во что бы то ни стало навязать свою волю (типичный случай упрямства и своенравности в подростковом возрасте); а поскольку все ментальные функции ученика действуют слаженно и безукоризненно, то это в конечном счете приводит к тому, что взрослый, солидный человек столь же взрослым, солидным языком начинает отдавать детские приказы, смысл которых – дать понять, что он не потерпит ничьих возражений.
Поскольку в подобных случаях он нередко начинает нести заведомую чепуху и делает это наставительным тоном, оскорбительно и свысока, то неудивительно, что окружающие начинают давать резкий отпор подобному весьма неожиданному для них обращению, тогда как сам ученик, забирающийся к этому времени в самую глубь своих внутренних пещер, будет упрямо пытаться отстаивать свою позицию, которая час от часу будет становиться все несуразней и нелепей. Понемногу ментальные функции тоже начинают ослабевать, и чем глубже забирается ученик в лабиринт своих внутренних гротов, к еще более ранним детским шаблонам реагирования, тем сильней им завладевает астрал, толщи которого вокруг него все нарастают и нарастают.
Ученик теперь совершенно неузнаваем. Он может рыдать, как ребенок, или быть холодным как лед; он может быть беспримерно агрессивным или может метаться из стороны в сторону без смысла и без цели, поскольку все ментальные функции практически блокированы и выбыли из игры. И личность его, и характер меняются довольно круто, поэтому окружающие, которым приходится в этот период времени общаться с ним и на себе испытывать тяготы подобного общения, воспринимают его как совершенно ненормального человека. При этом, однако, стоит на какое-то время оставить его в покое или перестать перечить ему, стоит ему польстить или согласиться с его мнением, как он вновь приходит в себя и становится таким, каким его все знают.
В этот период он часто кажется рассеянным, хотя присущие ему стиль и манера работы остаются прежними. Поэтому он без труда справляется со своей работой, особенно если за долгие годы она стала для него привычной. Но если перед ним возникают неожиданные трудности или препятствия, они действуют подобно стрекалу и вмиг повергают его в состояние психоза. С другой стороны, если окружающие не осаждают его и не докучают ему своими правами или претензиями, он быстро отходит, хотя всем своим видом может по-прежнему выказывать упрямство, разыгрывать уязвленное самолюбие или занимать критическую либо агрессивную позицию. Подобное поведение воспринимается окружающими как провокация и понуждает их занять соответствующую позицию, в результате чего он почти полностью (но, опять же, совершенно бессознательно) уходит в себя, и уходит столь глубоко, что общаться с ним в это время или вызвать его на доверительный контакт нет никакой возможности.
Очень важно, чтобы в это время его партнер или семья всецело отдавали себе отчет в том, чем вызвано подобное поведение, и помнили, что оно временно, преходяще и совершенно неопасно. К сожалению, близкие по незнанию часто поднимают такую панику, что дело кончается тем, что его помещают в психиатрическую больницу, где ему, из-за нежелания разбираться в его состоянии, и в самом деле навешивают ярлык неисправимого психопата. Если же его близкие не будут торопиться с выводами и сохранят здравомыслие и рассудительность, то через какое-то время он отойдет и вновь станет самим собой. В большинстве случаев он совершенно ясно и четко фиксирует ход событий и отдает себе отчет в происходящем, но при этом у него случаются провалы памяти, из-за которых он теряет нить целого и гармоническую взаимосвязь всех событий.
Он как бы заперт внутри самого себя, откуда и взирает на мир глазами малого ребенка, а когда приходит в себя и вновь становится нормальным человеком, окружающие никак не могут убедить его в том, что он в такой-то момент вел себя, мягко говоря, не лучшим образом. В этом случае в нем опять может сработать инстинкт, и он попытается защитить или оправдать себя, свалив всю вину на своего партнера или кого-то другого. Такая позиция, в общем-то, понятна. Поскольку на данный момент он как личность подобен маленькому ребенку, то ему совершенно чуждо чувство вины, а раз так, раз он не чувствует себя виноватым, то он, стало быть, и не виноват вовсе, поэтому вся вина или ответственность автоматически переносится на того, кто в данном случае исполнял отцовско-материнские обязанности. Вот так. Ни больше и ни меньше.
Многим это может показаться ужасным, но всегда следует помнить о том, что это лишь временная, промежуточная фаза, необходимая для достижения окончательной победы над своим врагом – наваждениями самообольщения. Ученик должен, да и просто обязан спуститься в эти глухие, нетронутые и наводящие страх уголки подсознания, чтобы извлечь оттуда на свет божий те несуразные механизмы самозащиты, которые он сам сформировал в пору детства. Какие бы чувства ни владели учеником, его неизменным защитным механизмом всегда был и будет: «Это не моя вина; это его (ее) вина». В детстве он именно таким образом защищал цельность своей натуры, а поскольку данный механизм неизменно срабатывал, то он и прибегал к нему во всех острых, напряженных и опасных ситуациях. Но теперь, когда он стоит на пороге Второго посвящения и хочет его пройти, ему необходимо научиться во всех без исключения жизненных ситуациях быть ответственным за любое из своих чувственных проявлений.
Эта очная ставка с самим собой, демонстрирующая его полную безответственность, будет для него очень неприятной. Ведь в обычной жизни он привык считать себя человеком высокосознательным и ответственным, а в стрессовых ситуациях, когда они случались, он чаще всего совершенно не обращал внимания на эти механизмы, поскольку прибегал к ним чисто инстинктивно и бессознательно. Но то, чего не видел он, видели другие, и они-то знали, что в подобных конфликтных ситуациях с ним лучше не связываться, потому как он начинал городить вздор, возводить напраслину или выискивать в поведении других несуществующие мотивы и побуждения, делая это с одной целью – уйти от ответственности. И поныне эта форма ухода от ответственности практикуется многими учениками, но поскольку они к ней прибегают лишь в крайне тяжелых, стрессовых ситуациях, то окружающие в ответ на это лишь недоуменно пожимают плечами: мол, еще детство в голове гуляет, а изворачиваться никому не запретишь.
Детство в голове гуляет. Точнее и не скажешь. Это именно так, поскольку данный механизм формируется в раннем детстве. Поэтому в процессе астрального очищения ученик должен дойти до стадии полного инфантилизма, чтобы понять, что данный механизм был приведен в действие именно в этот период. Он должен вытащить причинный эпизод на свет божий, рассмотреть со всех сторон, проанализировать и понять всю его несуразность и неправомочность: только так он сможет со всей очевидностью признать перед самим собой, что необходимо как можно скорей избавиться от этого дурацкого механизма. В противном случае все его дальнейшее развитие будет поставлено под угрозу и будет заторможено, до тех пор пока он не поймет, что всему виной эта инфантильная привычка к безответственности, от которой ему нужно немедленно избавиться, нацелив себя на новую директиву – учиться быть взрослым, учиться быть ответственным за свое поведение в самых сложных и стрессовых ситуациях.
Когда он это осознает, когда он поймет, откуда у него эта привычка и где коренятся ее истоки, тогда он увидит, что эта привычка сопровождала его на протяжении всей жизни, так как всю свою жизнь в подобных ситуациях он, как малое неразумное дитя, только и делал, что перекладывал свою вину на других, чтобы уйти от ответственности. Это стало частью его психики, это стало его жизненным кредо, которое теперь он должен стереть с матрицы своего сознания, чтобы заложить туда новую, позитивную программу действий. Только в этом случае он может считать себя истинно духовным учеником – человеком, не только сознающим свою ответственность, но и берущим на себя эту ответственность во всех сферах жизни.
Эти древние астральные механизмы отыскивания «козла отпущения», то есть перекладывания своей вины на других, будут казаться ученику при всякой встрече с ними неприятными, отталкивающими и просто отвратительными, но, несмотря на это, их необходимо будет извлечь на свет божий, разобрать, понять и осмыслить. Только после этого ученик сможет приблизиться к Вратам, потому что тогда он преодолеет все грубые наваждения и соблазны, ныне обступающие его со всех сторон, перестанет ходить кругами по собственному лесу и выйдет из того очарованного состояния, когда он столько времени блуждал среди трех сосен, не видя за деревьями гору.
Глава 35
БАСТИОНЫ ЛИЧНОСТИ
Тактика сражения гласит: когда наталкиваешься на стену, ее нужно сносить. Поскольку личность ученика то и дело возводит эти стены, то их каждый раз приходится сносить. Чем быстрей ученик поймет, что всякий раз, когда он проводит ограничительную черту между собой и другими, он оказывается сепаратистом, тем быстрей он покончит с этой абсурдной, нелепой практикой – возведением стен.
Физические стены предназначены защищать вас от холода, дождя и стужи, а не от братского союза, единения и солидарности. У астральных стен несколько другое предназначение, а именно: помешать другим войти в соприкосновение с нашими, подчас слишком хаотичными и бесконтрольными чувствами. Мы потому и отгораживаемся, что не хотим, чтобы другие их увидели, то есть не хотим нести ответственность за то, что являемся хранителями подобного хлама. Ментальные стены мы возводим тогда, когда хотим оградить от чужого посягательства наши мысли и идеи. Когда чьи-то взгляды и мнения расходятся с нашими или противоречат им, мы начинаем рьяно защищать и отстаивать собственное мнение, так как, сказать по правде, не терпим инакомыслия. Мы не желаем рисковать и хотим уйти от ответственности, особенно в тех случаях, когда чувствуем, что наши собственные мысли и идеи не столь уж здравы или разумны, как нам казалось. Самое надежное в этом случае – отгородиться, тем более когда другие не разделяют нашего мнения. Если же мы сходимся с ними во мнениях, то стены сами собой исчезают, поскольку и опасность в этом случае тоже отсутствует.
Когда личность возводит ограничительную черту между нами и другими людьми, она одновременно возводит и потолки, призванные оградить нашу низшую природу от притока духовных энергий. Потому что чем сильнее наша личность отделена от других, чем сильней в ней чувство сепаратизма, тем уверенней она себя чувствует, чувствует под ногами твердую почву. Поэтому чем уже те рамки, которыми она окружает себя на всех планах, тем прочнее чувство безопасности и тем больше ее уверенность в том, что она защищена от любой угрозы. Угроза или опасность – это всегда неизвестность. Неизвестность беспокоит личность, тревожит и мучит сомнениями, поэтому в ней так сильна потребность окружить себя прочными защитными барьерами, которые, как броня, могли бы укрыть ее от излишнего беспокойства.
В процессе физической жизни мы это делаем постоянно, укрываясь за стенами домов или комнат, корпусов или зданий. Мы пестуем наши милые привычки, наши маленькие интересы, которые вполне могут быть и «высокодуховными», лишь бы они оставались на уровне теории. Мы завязываем ни к чему не обязывающую дружбу или поверхностные знакомства, поскольку это не требует от нас серьезного вовлечения или отдачи самих себя, так как мы не хотим переделывать наши старые, проверенные временем, надежные защитные методы; поэтому любое тесное общение или любой коллектив представляются нам опасными, если мы чувствуем, что они затягивают нас в круг своих интересов.
На этом этапе мы обживаем астральный сепаратизм, который мы всячески лелеем и пестуем, тем самым изолируя от постороннего взора нашу чувственную область. В это время мы носим дружелюбно-нейтральную маску: мы хотим нравиться и импонировать другим, однако не настолько, чтобы это близко нас затрагивало. При этом, чтобы полностью скрыть свои чувства и защитить себя со всех сторон, мы нередко пользуемся ментальными защитными механизмами, так как любая чувственная нестабильность или неуравновешенность – это всегда угроза для спокойной жизни личности, это ее головная боль и объект ее самых больших забот и треволнений. Никто не должен знать о том, что скрывается за красивым фасадом. Страшно подумать, что будет, если чужому глазу откроется маленький, капризный, неуравновешенный ребенок, которым мы, вопреки собственному нежеланию сознаться в этом, на деле являемся: настолько уже мы задавили в себе всю сознательную ответственность.
Ментальные стены могут оказаться худшими из всех, поскольку личность, заключенная в эти жесткие рамки сепаратистского мышления, может быть по-настоящему холодной и бессердечной. Чаще всего мы возводим эти стены потому, что когда-то в прошлом мы оттеснили в подсознание и схоронили там слишком сложные для нас астральные проблемы. В этой ситуации ментальные способности явились для нас спасением. Мы призвали их на помощь и сумели найти в них защиту. Мы научились доктринерствовать, читать лекции, поучать других, смогли доказать свою значимость и возвыситься над окружением за счет своих ума и знаний... Но какая от всего этого польза, если зачастую другие видят истину яснее нас? Поскольку мы и являемся поставщиками мыслей, идей и идеологий для нашего «подлинного я», то мы же должны позаботиться и о том, чтобы в эту нашу крепость не вторгались чужие мысли, мнения и идеологии. Поэтому мы спешим поскорее возвести из ментального строительного материала крепостные бастионы, стены и рвы, чтобы надежно оградить свою «башню из слоновой кости».
Теперь личность чувствует себя уютно и тепло в этом тихом маленьком мирке за четырьмя стенами. Или она только делает вид? Самое удивительное, что все эти стены ученики возводят лишь для того, чтобы оградить себя от подлинной правды. Они думают, что именно эту правду они и ищут, хотя на самом деле ищут они не ее, а ту, которая устраивает их собственную личность. Эта правда дает им чувство безопасности, она испытана, надежна и знакома, поэтому на протяжении многих жизней они только и делают, что изолируют себя от мира целого, тем самым надолго замедляя процесс своего духовного развития. К сожалению, сами они этого не видят и не увидят до тех пор, пока душа не вырвет их из этого тесного мирка мнимого благополучия, например, сведя с человеком, в которого они влюбляются.
Когда это случается, все стены, как под ударом, внезапно рушатся, и на какое-то время все вокруг кажется сплошной идиллией и счастьем, пока они не рассеиваются прахом. Ученик оказывается в весьма мучительной для себя ситуации: без стен, без защиты, с горой теоретического багажа за плечами, который он, однако, не знает куда девать и как применить, поскольку по причине собственной самонадеянности слишком долго отгораживался от мира. Теперь все стены пали, и целый мир шумит и грохочет вокруг него, а он не поспевает возводить новые стены взамен старых: так быстро они разрушаются и падают. Ученик растерян, беспомощен и вновь отброшен на стадию раннего детства, где он сформировал и пустил в ход все эти механизмы.