Статья 54.Цели и формы государственного регулирования в области образования
1. Государственное регулирование в области образования направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.
2. Государственное регулирование в области образования осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля.
Статья 55.Управление качеством образования
1. Управление качеством образования направлено на реализацию единой государственной политики в области образования и включает государственные и институциональные структуры, составляющие единую национальную систему оценки качества образования, рациональности использования средств, выделяемых на финансирование образования, и в целом эффективности функционирования системы образования.
2. Управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях на основании результатов образовательного мониторинга.
3. Образовательный мониторинг проводится методами внешней и внутренней оценки качества образования.
Внешняя оценка качества образования включает в себя процедуры лицензирования, государственной аттестации организаций образования, аккредитации организаций образования, единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, а также процедуры ранжирования организаций образования всех типов и видов и присвоения квалификации обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
Внутренняя оценка качества образования включает в себя систему менеджмента качества, различные процедуры самооценки всех видов деятельности организаций образования, текущего контроля успеваемости, оценку образовательных достижений обучающихся.
Оценка деятельности высшего учебного заведения включает мнение студентов о качестве преподавания в данном учебном заведении.
Статья 56.Государственные общеобязательные стандарты образования
1. В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования к:
1) содержанию образования;
2) максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
3) уровню подготовки обучающихся.
2. Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования независимо от форм собственности, типов и видов.
Статья 57.Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность юридических лиц (далее — лицензиат) подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
2. Лицензирование образовательной деятельности юридических лиц, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского образования по новым для них профессиям и специальностям, производится на общих основаниях независимо от наличия у них лицензии.
3. Лицензиар создает консультативно-совещательный орган для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи, приостановления действия лицензии.
4. Лицензиар имеет право приостановить действие лицензии на право занятия образовательной деятельностью на срок до шести месяцев в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
5. Лишение лицензии на право занятия образовательной деятельностью осуществляется судом в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 58.Аккредитация организаций образования
1. Аккредитация осуществляется аккредитационным органом на основании заявления организации образования независимо от ее ведомственной подчиненности и формы собственности сроком на пять лет.
Аккредитация осуществляется в виде институциональной и специализированной.
2. Международные и иностранные организации образования или их филиалы, созданные на территории Республики Казахстан, проходят аккредитацию на таких же условиях и в том же порядке, что и организации образования Республики Казахстан.
3. Аккредитация организации образования проводится за счет собственных средств организации образования.
4. Высшие учебные заведения вправе пройти международную аккредитацию, осуществляемую имеющим международное признание зарубежным агентством.
Статья 59.Государственный контроль в системе образования
1. Государственный контроль в системе образования направлен на обеспечение государством права на образование и соблюдение юридическими лицами, реализующими образовательные учебные программы, соответствия осуществляемой ими образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан в области образования и правил лицензирования образовательной деятельности и осуществляется уполномоченным органом в области образования и местными исполнительными органами в пределах их компетенции.
2. Объектами государственного контроля в системе образования являются:
1) образовательная деятельность юридических лиц, реализующих образовательные учебные программы;
2) уровень освоения обучающимися соответствующих образовательных учебных программ.
3. Основными видами государственного контроля являются:
1) государственная аттестация организаций образования;
2) промежуточный государственный контроль;
3) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности.
4. Государственная аттестация организаций образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проводится один раз в пять лет в плановом порядке государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией.
Государственная аттестация организаций медицинского и фармацевтического образования осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.
Первая государственная аттестация проводится во вновь созданных:
1) организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, через четыре года;
2) организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, не позже года первого выпуска специалистов;
3) дошкольных организациях и организациях дополнительного образования через три года.
5. Аттестация филиалов иностранных организаций образования и международных организаций образования осуществляется в соответствии с настоящим Законом, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
6. Промежуточный государственный контроль осуществляется:
1) в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися организаций среднего образования общеобразовательных учебных программ начального и основного среднего образования;
2) в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися отдельных дисциплин, входящих в циклы общеобразовательных и базовых дисциплин государственного общеобязательного стандарта высшего образования, по окончании ими второго курса (в медицинских высших учебных заведениях — по окончании третьего курса) обучения.
7. Организации образования, в которых количество обучающихся, не прошедших промежуточный государственный контроль, превышает предельное количество, установленное уполномоченным органом в области образования, подлежат внеочередной государственной аттестации.
8. Контроль за соблюдением организациями образования законодательства Республики Казахстан об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности осуществляется в форме проверок.
Проверке за соблюдением законодательства Республики Казахстан об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности подлежат все организации образования независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.
9. Проверки подразделяются на следующие виды:
1) плановая — запланированная уполномоченным органом в области образования или местными исполнительными органами в пределах их компетенции проверка, проводимая с учетом установленных законодательством Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
2) внеплановая — проверка, назначаемая в целях немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц;
3) встречная — проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок у контролирующих органов возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами.
10. Плановая проверка проводится один раз в промежутке между государственными аттестациями.
11. Международные и иностранные организации образования и их филиалы, созданные на территории Республики Казахстан, проверяются в соответствии с законами Республики Казахстан.
12. Проверка организаций образования проводится на основании решения уполномоченного органа в области образования или местного исполнительного органа о проведении проверки.
13. Для проведения проверки создается комиссия. Состав комиссии, срок проведения, объект, предмет проверки утверждаются уполномоченным органом в области образования или местным исполнительным органом. К проверке могут быть привлечены специалисты организаций образования и науки.
14. Продолжительность проверок не должна превышать семь дней. В связи со значительным объемом проверки либо необходимостью дополнительного изучения фактов, выявленных во время проверки, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на три дня.
15. Проверка завершается составлением справки об итогах проверки. К справке об итогах проверки прилагаются копии документов, подтверждающие достоверность изложенных фактов.
16. Со справкой об итогах проверки, подготовленной комиссией, должен ознакомиться руководитель проверяемой организации, который ставит свою подпись и печать организации. При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами проверки в целом или по отдельным позициям.
В случаях, когда руководитель организации образования или лицо, исполняющее обязанности руководителя, отказывается подписывать справку или отсутствует возможность получить подпись руководителя или лица, исполняющего его обязанности, председатель комиссии производит в справке соответствующую запись.
Один экземпляр справки остается в проверяемой организации.
Статья 60.Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль
1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области образования, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в пять лет.
2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области образования, имеют право:
1) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать организации, учреждения и предприятия образования в целях обследования, а ведомственные организации образования — с учетом установленного режима их посещения;
2) при проведении проверки запрашивать любую необходимую информацию, знакомиться с оригиналами документов, относящихся к предмету проверки.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области образования, обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов образовательной деятельности;
2) проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
3) не препятствовать установленному режиму работы организации образования в период проведения проверки;
4) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области образования;
5) вручать организации образования справку об итогах проверки в день ее окончания;
6) обеспечивать сохранность полученных документов и сведений, полученных в результате проведения проверки.
4. Действия (решения) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области образования, и послужившая основанием для совершения действий (принятия решений) информация могут быть обжалованы заинтересованным лицом вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.